Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении возможностей применения информационных технологий на уроках обществознания.
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение целей и задач информационных технологий в образовательном процессе;
2) характеристика информационных технологий в образовании;
3) выявление специфики применения информационных технологий в преподавании обществознания
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Информационные технологии: сущность, цели и задачи 5
1.2. Многообразие информационных технологий в образовании 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 21
2.1. Информационные технологии на уроках обществознания: специфика и проблемы 21
2.2. Анализ применения информационных технологий на уроках обществознания 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
- компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета [3, 14].
Возможности современной вычислительной техники позволяют реализовать цели информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Они в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения знаний в полном объеме.
Успешной реализации целей ИТ в процессе обучения способствует многообразие средств данной технологии.
1.2. Многообразие информационных технологий в образовании
И.В.Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [16, 25].
Четкой классификации информационных технологий, применяемых в образовании, нет, но, рассмотрев и проанализировав многообразие средств данных технологий, можно выделить несколько их видов:
1) Аудиотехнологии:
2) Визуальные технологии:
3) Аудиовизуальные технологии:
4) Компьютерные технологии в образовании:
- электронный учебник;
- мультимедиа-энциклопедия;
- компьютерные обучающие программы;
- компьютерные обучающие игры.
- технологии дистанционного обучения (кейс-технологии, TV-технологии, сетевые технологии);
- образовательные интернет-
- технология гипертекста;
- технология виртуальной реальности;
- телекоммуникационные технологии (электронная почта, голосовая электронная почта, форум, чат, технология isq и messenger, скайп (skype), технология конференц-связь (телеконференция, аудиоконференция, аудиографическая конференция, видеоконференция).
Реализация уникальных возможностей средств ИТ создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:
• незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТ;
• компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";
• архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
• автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения [18].
Реализация вышеперечисленных возможностей средств ИТ позволяет организовать следующие виды деятельности:
• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
• интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
• управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
• управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
• автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование [20, 14].
Из всего многообразия информационных технологий следует особо выделить компьютерные технологии, которые приобрели широкую популярность в практике отечественного и зарубежного образования.
Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие - программное средство учебного назначения - это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения [16, 27].
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения:
-индивидуализировать и
дифференцировать процесс
-осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
-осуществлять самоконтроль
и самокоррекцию учебной
-высвободить учебное
время за счет выполнения
-визуализировать учебную информацию;
-моделировать и имитировать
изучаемые процессы или
-проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;
-формировать умение принимать
оптимальное решение в
-развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического).
Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров; предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий [16, 29].
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
1) Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Не являясь чисто учебными материалами, они, тем не менее, могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
2) Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
3) Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
- тестовые вопросы и варианты
ответов на них должны быть
четкими и понятными по
- компьютерный тест должен быть
простым в использовании, на экране
желательно иметь минимум
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
- тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
- вопросы должны подаваться
испытуемому в случайном
- вопросы не должны начинаться
с номера или какого-либо
- варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Задания тестового контроля, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания. Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.
На современном этапе развития образования в процессе обучения также активно используются Итернет-технологии. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Позитивная возможность современных Интернет-технологий - возможность использовать уникальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара.
Информация о работе Информационные технологии в образовательном процессе