Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении возможностей применения информационных технологий на уроках обществознания.
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение целей и задач информационных технологий в образовательном процессе;
2) характеристика информационных технологий в образовании;
3) выявление специфики применения информационных технологий в преподавании обществознания
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Информационные технологии: сущность, цели и задачи 5
1.2. Многообразие информационных технологий в образовании 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 21
2.1. Информационные технологии на уроках обществознания: специфика и проблемы 21
2.2. Анализ применения информационных технологий на уроках обществознания 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Применение в практике преподавания обществознания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Несмотря на все положительные стороны использования ИТ в обучении, рассматриваемые технологии сталкиваются с рядом проблем на практике.
Арсенал информационных технологий достаточно велик и полноценному использованию их в качестве средства обучения часто мешает то обстоятельство, что, сталкиваясь с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без квалифицированной помощи он работать не сможет, так как его знания ПК не позволяет чувствовать себя на уроке уверено и оперативно решать проблемы, нередко неожиданно возникающие на уроке. Учащиеся также могут испытывать некоторые затруднения в работе с компьютерными программами, позволяющими так или иначе обрабатывать, структурировать, компоновать и представлять имеющуюся у них информацию.
Одна из проблем связана с технической оснащенностью школы. Например, мультимедийные презентации наиболее эффективно демонстрировать через проектор. Это позволяет учащимся детально рассмотреть иллюстрации, схемы, диаграммы, внимательно прочесть текстовую информацию. К сожалению, возможность демонстрации презентаций через проектор не всегда доступна. Это связано с отсутствием или недостаточным количеством мультимедийных проекторов и интерактивных досок в школах. В повседневной урочной деятельности на данном этапе можно использовать телевизор, но это значительно снижает степень восприятия материала, особенно текстовой информации.
Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов. В настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств.
Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгоде инициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему.
Специалисты так формулируют основные проблемы применения информационных технологий в обучении:
1. Техническое оснащение учебных заведений - это одна из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами.
2. Организация подготовки
3. Организационные мероприятия. С
4. Перевод информационных
Таким образом, использование информационных технологий на уроке обществознания позволяет:
1) активизировать познавательную деятельность учащихся;
2) обеспечить высокую
степень дифференциации
3) повысить объем выполняемой работы на уроке;
4) повысить интерес детей к предмету;
5) расширить кругозор учащихся;
6) повысить успеваемость учеников;
4) усовершенствовать контроль знаний, сделать его более быстрым и удобным;
5) сформировать навыки поиска, отбора и представления информации;
6) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
2.2. Анализ применения информационных технологий на уроках обществознания
Рассмотрим в качестве примера использования информационных технологий в процессе обучения обществознанию методику Попкова Александра Ивановича, учителя истории и обществознания в МОУ СОШ №28 г. Таганрога Ростовской области. Александр Иванович предлагает применить компьютерные технологии на уроке обществознания в 10 классе по теме «Политические партии России». Рабочее пространство он организовывает следующим образом: класс делится на 8 учебных групп (по 2-3 ученика). Для каждой группы выделяется рабочее место с персональным компьютером [8]. Подобная организация урока весьма эффективна, так как работа в группах зачастую оказывается значительно продуктивнее индивидуальной работы учащихся. При использовании данной методики может возникнуть проблема обеспечения учеников техническими средствами, если конечно урок не проходит в компьютерном классе.
Учитель показывает с использованием видеопроектора мультимедийную презентацию «Политическая система РФ», в которой дается информация о многопартийной политической системе и называются основные политические партии в современной России. На мой взгляд, подобная формулировка темы урока и презентации не соответствует содержанию урока, ведь изучение политической системы РФ предполагает рассмотрение не только многопартийности, как одного из компонентов современного государственного устройства России, но и других демократических принципов (например, принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную).
Следующий этап урока – постановка учебной задачи. Каждая группа получает задание с помощью сети Интернет найти сайт конкретной политической партии, изучить ее программные материалы, личности политических лидеров и представить эту информацию в виде мультимедийной презентации [8]. Данный этап урока будет ограничиваться временными рамками, что не будет способствовать эффективному усвоению знаний учащихся о политических партиях РФ. Поиск, отбор и компоновка материала в презентации - весьма затратный по времени процесс. А с учетом того, что каждая группа должна представить свою презентацию другим, время на подготовку презентации будет сокращаться. Целесообразнее было бы предложить подготовку презентаций группам в качестве опережающего домашнего задания, а на уроке непосредственно представить их и познакомиться с политическими партиями. Использование мультимедийной презентации - одно из наиболее эффективных средств изучения многопартийной системы РФ. Именно в процессе поиска и отбора материала информация будет лучше запоминаться учениками. Этому же будет также способствовать сопровождение текстов презентаций различными иллюстрациями.
Работа с компьютерными ресурсами не ограничивается созданием презентаций. Попков Александр Иванович предлагает каждой группе учеников после изучения «своей» политической партии и получении представления о других партиях обсудить вопросы к другим учебным группам (политическим партиям) и разместить их в сетевой папке «Пообщаемся». Затем каждая группа имеет возможность в режиме онлайн ответить на вопросы конкурирующих «партий» через указанную папку [8]. На мой взгляд, эффективнее было бы прямое обращение учеников друг к другу, а не опосредованное, то есть через компьютер. Это способствовало бы развитию коммуникативных навыков и умений учащихся. Но с другой стороны подобная технология обеспечивает развитие навыков работы с компьютерными, а прежде всего, с сетевыми технологиями.
В завершении урока проводится сетевое голосование за лучшую «политическую партию» с помощью сетевой папки «Голосуй» (ученики голосуют индивидуально и должны отдать свой голос за какую-либо другую, но не за «свою» партию). После чего на последующих уроках можно обсудить, почему получились именно такие результаты [8]. Такое голосованию, по моему мнению, способствует формированию активной политической позиции и чувство гражданского долга избирателя у учащихся, что немаловажно в политической сфере жизни нашего общества.
Если в школе есть два кабинета, соединенных в локальную сеть, то можно организовать в режиме онлайн просмотр работы групп (политических партий) некой тестовой группой, например параллельным 10-м классом. Сетевое голосование за лучшую «политическую партию» тогда проведет эта независимая «группа избирателей», она также сможет высказаться через сетевую папку «Пообщаемся» о плюсах и минусах той или иной политической партии [8].
Подводя итоги, можно сказать, что локальная компьютерная сеть переводит использование компьютера из иллюстративной (пассивной) форму в практическую (активную). При такой системе организации учебной деятельности ученик переходит в субъектное положение, становится активным участником учебно-познавательной деятельности.
Данная методика, таким образом, представляет собой синтез двух информационных технологий: мультимедийных технологий (мультимедийные презентации) и интернет-технологий (использование сети Интернет в качестве источника получения информации). Применение методики Попкова А.И. позволяет повысить эффективность учебного процесса, развить навыки работы учащихся с компьютерными технологиями.
В целом применение рассмотренной методики в образовательной деятельности представляется весьма эффективным способом организации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках обществознания в школах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная технология - технология, использующая совокупность методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Компьютеры и информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в образовательный процесс элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить преподавателю задачу подготовки к занятиям. Применение современных информационных технологий на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы обучающихся на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%.
Учителя, использующие в своей деятельности информационные технологии, идут в ногу не только со временем, но и с аудиторией. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки непохожими друг на друга, способствует развитию интереса к учебе. В школе компьютер дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальным программам.
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Использование новых информационных технологий позволяет заменить многие традиционные средства обучения. В перспективе информационные технологии будут развиваться, совершенствоваться и станут неотъемлемой частью образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Информационные технологии в образовательном процессе