Информационные технологии в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении возможностей применения информационных технологий на уроках обществознания.
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение целей и задач информационных технологий в образовательном процессе;
2) характеристика информационных технологий в образовании;
3) выявление специфики применения информационных технологий в преподавании обществознания

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Информационные технологии: сущность, цели и задачи 5
1.2. Многообразие информационных технологий в образовании 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 21
2.1. Информационные технологии на уроках обществознания: специфика и проблемы 21
2.2. Анализ применения информационных технологий на уроках обществознания 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2013.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

Интернет предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование – это форма обучения, при которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием и процесс обучения проходит опосредованно (например, через электронные средства обучения). Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс-технологии, ТВ- технологии и сетевые технологии обучения.

Кейс-технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей-консультантов в региональных центрах).

ТВ-технологии - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Сетевые технологии - технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент [2, 10-16].

Таким образом, широкое внедрение информационных технологий и их многообразие способствует формированию единого образовательного пространства и повышению эффективности образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

2.1. Информационные технологии на  уроках обществознания: специфика и проблемы

На сегодняшний день являются актуальными методические аспекты применения информационных технологий на уроках гуманитарного профиля, в том числе, вопрос использования информационных технологий на уроках обществознания.

Информационно-компьютерные технологии получают все большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача преподавателя - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, формирование у учащихся умения применять их в повседневной жизни.

Основой любого учебного курса, в том числе и обществознания, являются следующие проблемы:

1. Передача учащимся некоторого объема учебной информации, которая должна быть ими усвоена и послужить основой (фактическим материалом) для формирования учебных умений и навыков. Понятно, что процесс передачи информации должен постоянно находиться под контролем, а значит, сопровождаться выстроенной системой обратных связей, позволяющих преподавателю отслеживать то, насколько новая информация воспринимается слушателями, включается в их общетеоретические и практические представления об изучаемых объектах (предметах, явлениях), насколько она является понятной и доходчивой.

2. Создание учебного взаимодействия между учителем и учащимися, а также обеспечения работы учащихся над учебным материалом, в процессе чего должны формироваться базовые учебные компетенции, связанные с формированием учебных умений и навыков. Значение этого процесса для подготовки квалифицированного специалиста трудно переоценить, поскольку речь идет о формировании тех качеств и ценностных норм, которые в дальнейшем обеспечивают профессиональную компетентность.

3. Организация контроля  за процессом и результатами  обучения, получения адекватных  ответов на вопросы, связанных  с качеством учебного процесса  в целом и отдельных его  этапов, а также уровнем, достигаемым  учащимися в процессе обучения.

Решение поставленных проблем состоит в применении различных форм и методов информационно-компьютерных технологий. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей учащихся [21, 29].

Применение компьютерных программ в преподавании обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. На уроках обществознания с применением ИТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

С точки зрения использования информационных технологий на уроке можно выделить следующие виды уроков:

1. Уроки демонстрационного  типа. Этот тип уроков самый  распространенный на сегодняшний  день. Информация демонстрируется  на большом экране и может  быть использована на любом  этапе урока.

2. Уроки компьютерного  тестирования. Тестовые программы  позволяют очень быстро оценить  результат работы, точно определить  темы, в которых имеются пробелы  в знаниях. Они укрепляют обратную  связь в системе учитель-ученик.

3. Уроки тренинга или  конструирования. На таком уроке  учащиеся индивидуально или в  группе работают с конструктивной средой. Работа учеников ориентирована на достижение определенно цели, поставленной учителем.

4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник  и учитель информатики [21, 33].

В процессе преподавания обществознания возможно использование всех видов и средств информационных технологий, перечисленных в параграфе 1.2.

Компьютер на уроке обществознания целесообразнее применять при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке контроля знаний.

При объяснении нового материала используются графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с учащимися можно  расшифровывать обозначения, решать кроссворды, сравнивать документы. Дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Процесс контроля знаний становится интересным, быстрым и удобным. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере [3, 21].

Информационные технологии на уроках обществознания могут использоваться в следующих вариантах:

1) Самый распространенный  вид - мультимедийные презентации. Одной из программ, позволяющих создавать презентации, является Power Point из пакета Microsoft Office. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке рисунки, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать значительное количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки.

Работа над презентацией, ее публичное представление и защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения, способствует критическому осмыслению информации, формированию навыков выделения значимого в информационном сообщении и грамотного представления имеющейся информации, развивает умение систематизировать и обобщать материал.

2) Кроме мультимедийных  презентаций на уроках можно  использовать флеш-фильмы. Они позволяют  наглядно увидеть то или иное  событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие.

3) Для более глубокого  усвоения материала и контроля  знаний на уроках может использоваться  различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные  учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас  в сети Интернет. Тесты могут  быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены  в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также  разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное  выполнение тестов, после чего  на экран выводятся правильные  ответы. Тренажеры также содержат  задания, позволяющие организовать  фронтальную, групповую и индивидуальную  работу учащихся на уроке и  дома, провести мониторинг обученности.

4) Во внеклассной деятельности  и на уроках обобщения можно использовать различные викторины. По желанию учителя могут быть использованы разнообразные виды викторин, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогают добиваться главной цели - прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.

5) Также часто на уроках используются кроссворды, которые готовит либо учитель, либо учащиеся дома, либо используются готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске.

6) Одной из форм применения информационно-компьютерных технологий на уроках обществознания является применение интерактивной доски. Благодаря интерактивной доске обычные уроки превращаются в интересную и увлекательную игру. Широкие возможности интерактивных досок позволяют сделать уроки более динамичными, а большой экран позволяет работать всем вместе. Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным. На уроках обществознания применяется метод слайдов, который облегчает учителю подачу материала и делает урок более ярким и наглядным. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

7) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. В этом случае используются тренажеры для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.

8) И, конечно же, важным  элементом педагогического процесса  является проектная деятельность  учащихся. Проектная деятельность  - сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых, тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и обществознания), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты такой деятельности всегда положительны [2, 21-30].

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках обществознания. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных электронных учебников и энциклопедий, программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

Информация о работе Информационные технологии в образовательном процессе