Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:47, доклад

Описание работы

Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х - 90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования.

Файлы: 1 файл

Rossysky_Gosudarstvenny_Sotsialny_Universit (1).docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

 

содержательный прорыв и  в понимании и в деятельности. В случае разрозненных (иногда разнонаправленных) действий качественного эволюционного движения не обеспечить.

На сегодняшний день основными  направлениями ресурсного обес- печения развития инклюзивного образования в Москве являются:

1. Научное и методическое  обеспечение деятельности педагоги- ческих коллективов;

2. Психологическое сопровождение  всех участников инклюзив- ных процессов;

3. Проектирование процесса  взаимодействия различных уровней образовательной системы.

4. Разработка практико-ориентированных  технологий индивиду- ального обучения и психолого-педагогического сопровождения про- цессов включения ребёнка с особыми образовательными потребно- стями в общеобразовательную среду;

5. Моделирование компонентов  и содержательного наполнения  инклюзивной образовательной  среды.

Для решения данных задач  создана система деятельности Город- ского и окружных ресурсных центров, способных комплексно осу- ществлять просвятительскую, методическую и консультационную поддержку педагогических коллективов инклюзивных образователь- ных учреждений.

Сеть ресурсных центров  по развитию инклюзивного образования  является эффективно функционирующим  звеном, в методическом, информационно-аналитическом  и практическом плане связываю- щее образовательные учреждения разных уровней, реализующих инклюзивный подход в образовании, их специалистов и родителей с муниципальными учреждениями специализированной помощи – центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с учреждениями среднего и высшего профессионального образова- ния, с организационно-управляющим звеном. Система ресурсных центров реализует методические и информационно-аналитические направления деятельности, а также служит реальной практической площадкой для подготовки специалистов, повышения их квалифика- ции, оказания специализированной помощи населению в диапазоне от раннего возраста до окончания высшего образовательного учреж- дения, на всех уровнях инклюзивной образовательной вертикали.

 

Построение инклюзивной практики в основном общем образо- вании окажется ограниченным, если не предусмотреть развитие ин- клюзивного подхода в системе среднего и высшего профессиональ- ного образования. Проблемный контекст данной задачи очень широк и требует большого анализа системных возможностей. Осторожный и продуманный опыт столичных вузов говорит о готовности решать эти проблемы ответственно, с пониманием того, что профессио- нальное образование может предоставить лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность реализовать свой жизненный шанс, а не остаться на иждивении у общества.

Инклюзивное образование  приобретает всё более широкие  мас- штабы. Оно поддержано законодательно, обосновано международ- ными требованиями и процессами мировой интеграции. Зарубежный опыт показывает, что этот проект потребует много времени и участия всех. Наши усилия зависят от той цели, которую мы ставим перед собой.

Инклюзивное образование: широкие аспекты

Движение «Образование для  всех», поддержанное ЮНЕСКО, возникло в 1990 году на Международной конференции  «Образова- ние для всех» (Джомтьен, Таиланд). За 18 лет развития движения оно приобрело самый широкий смысл: образование для всех на различ- ных уровнях и на протяжении всей жизни. В зависимости от стра- ны, с ее сложившимся образовательным пространством, обретали формы различные проекты движения. В то же время, в зависимости от геополитических, социально-экономических, нормативно-пра- вовых и культурных аспектов использовались различные стратегии внедрения движения. В странах СНГ Московское бюро ЮНЕСКО определило наиболее эффективную политику внедрения новых об- разовательных технологий, называемую «кластерной», в которой вы- делены две ключевые характеристики: географическая концентрация образовательных ресурсов и взаимосвязанность участников в рамках различных направлений образовательной системы региона.

Для России многие задачи движения «Образование для всех» не характерны – в частности, в России принимаются  все необходимые меры в области  политики обеспечения воспитания и  образования детей в возрасте до трех лет, а также являются общедоступными программы воспитания и образования  детей младшего возраста вне зависимости  от уровня доходов семьи. Вопросы  грамотности взрос- лого населения и гендерного паритета также не являются актуальны- ми для нашей страны. Однако наиболее актуальной задачей является повышение качества образования.

Одна из целей движения «Образование для всех» – обеспечение  устойчивого развития и вариативности  образовательных институтов с целью  реализации потенциала личности любого ребенка вне зави- симости от его стартовых возможностей. Это продиктовано сутью главного права ребенка – права на полноценно прожитое детство, в котором сочетаются эмоциональный комфорт ребенка и его пол- ноценное психическое развитие. И право это может и должно быть

 

обеспечено прежде всего  единой образовательной средой, а не ее от- дельными компонентами.

Новый международный проект «Московское образование: от мла- денчества до школы» является результатом тесного взаимодействия Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО. Среди про- чего, этот проект предполагает расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, предлагая ши- рокий спектр образовательных услуг и программ, в самом широком понимании социального развития детей, на основе принципа равных возможностей. Декларация этого принципа на самом высоком уровне является отражением общемировой тенденции к сплочению и стрем- лению к взаимопониманию.

Основными задачами проекта  являются:

1) Обеспечение доступности  всего комплекса воспитания и  об- разования детей младшего возраста с уделением особого внимания группам населения с различным социальным статусом и с учетом их языковых потребностей.

2) Обеспечение высокого  качества комплексных услуг в  сфере воспитания и образования детей младшего возраста, охватывающих основные потребности детей младшего возраста, включая дошколь- ное образование, социально-психологическое сопровождение, охра- ну здоровья и питание.

3) Обеспечение благосостояния  и всестороннего развития детей  в возрасте от 0 до 6 лет.

Предполагается, что разработанные  модели будут предоставлены другим странам, участвующим в проекте  для информации и возмож- ного применения. При этом сам проект предполагает расширение набора образовательных услуг, включая разработку различных моде- лей, рассчитанных на детей с различными образовательными потреб- ностями, и повышение квалификации педагогов, включая уровень их организационно-методического сопровождения.

Поставленные задачи определили три направления развития деятельности в сфере повышения качества образовательных  услуг, которые мы условно назвали: нормативно-правовое, институцио- нальное и организационно-методическое.

Приоритетами нормативно-правового регулирования в сфере образования являются:

 

• обеспечение доступности  качественного общего образования;
• повышение качества учебной литературы;
• повышение уровня оплаты труда работников образования;
• модернизация системы  подготовки, переподготовки и повыше-

ния квалификации работников образования;
• расширение общественного  участия в управлении образованием; • развитие сети образовательных  учреждений.
Если говорить об актуальных достижениях, то на международ-

ном уровне это, прежде всего, «Конвенция о правах инвалидов», подписанная 24 сентября 2008 года Сергеем Викторовичем Лавро- вым от имени Российской Федерации, но для того чтобы выполнить все пункты Конвенции, необходимо привести множество законода- тельных актов в соответствие с международным правом. При этом необходимо сказать о том, что уже приняты важнейшие для на- шей страны постановления Правительства Российской Федерации «О бессрочном переосвидетельствовании инвалидов» и «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

Развитием институционализации образовательного простран- ства является внедрение разнообразных моделей и форм организа- ции общего образования: привычные общеобразовательные школы и детские сады обогащаются центрами образования, семейными школами и детскими садами, развивается система школ и детских садов будущего. При этом активно увеличивается вариативность структуры сопровождения детей дошкольного возраста – открыва- ются консультативные пункты, центры игровой поддержки, лекоте- ки, службы ранней помощи. Все это сложное образовательное про- странство поддерживается Центрами психолого-педагогического сопровождения и развитой системой дополнительного образования. Развитие вариативности образовательной системы – один из этапов социального развития детей в рамках повышения доступности качес- твенного образования и свободного выбора родителями форм и мето- дов воспитания.

Наконец, развитием организационно-методического направле- ния является внедрение в образовательные учреждения дополни- тельных компонентов, направленных на сопровождение детей-инва- лидов, детей из двуязычных семей, одаренных детей и, что особенно актуально, детей другого культурного пространства, требующих

 

сохранения и развития своей культурной и этнической  специфичнос- ти. Основная трудность в развитии этого направления заключается не просто в необходимости перестройки достаточно жестко опреде- ленного образовательного процесса, что возможно в условиях сегре- гации и разделения детей, а в мягком включении новых переменных во все образовательное пространство школы – что является истин- ным инклюзивным образованием, а не его замещением, например, в виде «интеграции».

Изучая опыт развития образовательного пространства ряда евро- пейских стран в свете развития инклюзивного образования, мы при- шли к выводу о необходимом эволюционном характере изменения образовательной среды. Если развитые страны затратили несколько десятилетий для перехода от «медицинской модели», подразумеваю- щей изоляцию (сегрегацию), к моделям «нормализации» и «включе- ния», то в России и странах СНГ этот процесс должен быть форсиро- ван на основе анализа международного опыта, но с учетом специфики условий современного российского образования.

Развитие проекта «Московское  образование: от младенчества до школы» – не просто опыт международного взаимодействия, не просто актуализация острых вопросов в сфере образования. Этот проект – является основой тех изменений глобального характера, ко- торый претерпевает вся образовательная система в целом, включая междисциплинарные связи и взаимодействие с негосударственными фондами и общественными объединениями.

И наиболее выдающимся достижением  развития дошкольного образования  явилось создание сети инклюзивных  образователь- ных учреждений, т.к. такой подход представляет собой дальнейшее развитие идеи вариативности уже не в рамках отдельных образо- вательных институтов, но в рамках многообразия образовательных программ учреждения. Это следующий шаг в развитии индиви- дуального, личностного подхода в форме индивидуального обра- зовательного маршрута в едином образовательном пространстве. Внедрение инклюзивного образования потребовало переосмысле- ние всего накопленного педагогического опыта всех видов образо- вательных учреждений, актуализировало тесную междисциплинар- ную интеграцию. Развивая сеть интегративных образовательных учреждений, мы выработали систему принципов взаимодействия

 

между учреждениями различных  уровней и видов, систему транс- ляции опыта, наконец, мы предпринимаем меры по преодолению стереотипов, сложившихся за долгие годы политики «изоляции» детей с особыми образовательными потребностями.

Здесь образовательная система  сталкивается с главным принци- пом инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под су- ществующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, на- оборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».

В связи с увеличением  количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения таких  детей грамотно говорить по-рус- ски, но и поддержки их идентичности, проявляя уважительное отно- шение к их культурным традициям. Педагогам, работающим в усло- виях современного мегаполиса, необходимо обладать знаниями, как поддержать развитие, образование и воспитание всех детей, незави- симо от их этнического происхождения. Таким образом, перед систе- мой образования поставлена задача включения таких детей не только в образовательное, но и культурное пространство. Это осложняется тем фактом, что по данным опросов Департамента образования горо- да Москвы, около 13 процентов родителей не посещают культурные центры со своим ребенком. В связи с усилением процессов социаль- ной стратификации, повышается роль дошкольных образовательных учреждений, как института, выравнивающего стартовые возможнос- ти приобщения ребенка к культуре. Решение задачи трансляции мно- жества культурных систем, соблюдая идентичность и целостность личности каждого воспитуемого, требует самых современных педа- гогических подходов.

Не менее актуальной  для города является задача включения  в единое образовательное пространство детей c ограниченными воз- можностями здоровья. В Москве на сегодняшний день существует несколько «источников» включающего образования для детей-инва- лидов – проект «Стрижи», реализуемый в Центральном округе; про- ект «I-Школа» на базе Центра образования «Технологии обучения»; серия проектов региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В заключение хотелось бы еще  раз подчеркнуть, что все дети, не- смотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социаль-

 

ные и иные особенности, должны быть включены в общую систему  образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес- ту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в об- ществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социаль- ного равенства.

Для этого необходимо принятие следующих мер:

• поддержать на уровне государственной политики и националь- ных проектов развитие системы инклюзивного образования как од- ного из приоритетных направлений системы образования города Москвы;

• ходатайствовать перед  Правительством Москвы об ускорении  принятия соответствующих нормативно-правовых актов и включе- ния в конкурсы социальной рекламы номинаций для принятия в об- ществе идей инклюзии;

Информация о работе Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества