Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:47, доклад
Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х - 90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования.
содержательный прорыв и в понимании и в деятельности. В случае разрозненных (иногда разнонаправленных) действий качественного эволюционного движения не обеспечить.
На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обес- печения развития инклюзивного образования в Москве являются:
1. Научное и методическое
обеспечение деятельности
2. Психологическое сопровождение всех участников инклюзив- ных процессов;
3. Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы.
4. Разработка практико-
5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.
Для решения данных задач создана система деятельности Город- ского и окружных ресурсных центров, способных комплексно осу- ществлять просвятительскую, методическую и консультационную поддержку педагогических коллективов инклюзивных образователь- ных учреждений.
Сеть ресурсных центров по развитию инклюзивного образования является эффективно функционирующим звеном, в методическом, информационно-аналитическом и практическом плане связываю- щее образовательные учреждения разных уровней, реализующих инклюзивный подход в образовании, их специалистов и родителей с муниципальными учреждениями специализированной помощи – центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с учреждениями среднего и высшего профессионального образова- ния, с организационно-управляющим звеном. Система ресурсных центров реализует методические и информационно-аналитические направления деятельности, а также служит реальной практической площадкой для подготовки специалистов, повышения их квалифика- ции, оказания специализированной помощи населению в диапазоне от раннего возраста до окончания высшего образовательного учреж- дения, на всех уровнях инклюзивной образовательной вертикали.
Построение инклюзивной практики в основном общем образо- вании окажется ограниченным, если не предусмотреть развитие ин- клюзивного подхода в системе среднего и высшего профессиональ- ного образования. Проблемный контекст данной задачи очень широк и требует большого анализа системных возможностей. Осторожный и продуманный опыт столичных вузов говорит о готовности решать эти проблемы ответственно, с пониманием того, что профессио- нальное образование может предоставить лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность реализовать свой жизненный шанс, а не остаться на иждивении у общества.
Инклюзивное образование приобретает всё более широкие мас- штабы. Оно поддержано законодательно, обосновано международ- ными требованиями и процессами мировой интеграции. Зарубежный опыт показывает, что этот проект потребует много времени и участия всех. Наши усилия зависят от той цели, которую мы ставим перед собой.
Инклюзивное образование: широкие аспекты
Движение «Образование для всех», поддержанное ЮНЕСКО, возникло в 1990 году на Международной конференции «Образова- ние для всех» (Джомтьен, Таиланд). За 18 лет развития движения оно приобрело самый широкий смысл: образование для всех на различ- ных уровнях и на протяжении всей жизни. В зависимости от стра- ны, с ее сложившимся образовательным пространством, обретали формы различные проекты движения. В то же время, в зависимости от геополитических, социально-экономических, нормативно-пра- вовых и культурных аспектов использовались различные стратегии внедрения движения. В странах СНГ Московское бюро ЮНЕСКО определило наиболее эффективную политику внедрения новых об- разовательных технологий, называемую «кластерной», в которой вы- делены две ключевые характеристики: географическая концентрация образовательных ресурсов и взаимосвязанность участников в рамках различных направлений образовательной системы региона.
Для России многие задачи движения «Образование для всех» не характерны – в частности, в России принимаются все необходимые меры в области политики обеспечения воспитания и образования детей в возрасте до трех лет, а также являются общедоступными программы воспитания и образования детей младшего возраста вне зависимости от уровня доходов семьи. Вопросы грамотности взрос- лого населения и гендерного паритета также не являются актуальны- ми для нашей страны. Однако наиболее актуальной задачей является повышение качества образования.
Одна из целей движения «Образование для всех» – обеспечение устойчивого развития и вариативности образовательных институтов с целью реализации потенциала личности любого ребенка вне зави- симости от его стартовых возможностей. Это продиктовано сутью главного права ребенка – права на полноценно прожитое детство, в котором сочетаются эмоциональный комфорт ребенка и его пол- ноценное психическое развитие. И право это может и должно быть
обеспечено прежде всего единой образовательной средой, а не ее от- дельными компонентами.
Новый международный проект «Московское образование: от мла- денчества до школы» является результатом тесного взаимодействия Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО. Среди про- чего, этот проект предполагает расширение и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, предлагая ши- рокий спектр образовательных услуг и программ, в самом широком понимании социального развития детей, на основе принципа равных возможностей. Декларация этого принципа на самом высоком уровне является отражением общемировой тенденции к сплочению и стрем- лению к взаимопониманию.
Основными задачами проекта являются:
1) Обеспечение доступности всего комплекса воспитания и об- разования детей младшего возраста с уделением особого внимания группам населения с различным социальным статусом и с учетом их языковых потребностей.
2) Обеспечение высокого качества комплексных услуг в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, охватывающих основные потребности детей младшего возраста, включая дошколь- ное образование, социально-психологическое сопровождение, охра- ну здоровья и питание.
3) Обеспечение благосостояния
и всестороннего развития
Предполагается, что разработанные модели будут предоставлены другим странам, участвующим в проекте для информации и возмож- ного применения. При этом сам проект предполагает расширение набора образовательных услуг, включая разработку различных моде- лей, рассчитанных на детей с различными образовательными потреб- ностями, и повышение квалификации педагогов, включая уровень их организационно-методического сопровождения.
Поставленные задачи определили три направления развития деятельности в сфере повышения качества образовательных услуг, которые мы условно назвали: нормативно-правовое, институцио- нальное и организационно-методическое.
Приоритетами нормативно-
• обеспечение доступности качественного общего образования; • повышение качества учебной литературы; • повышение уровня оплаты труда работников образования; • модернизация системы подготовки, переподготовки и повыше-
ния квалификации работников образования; • расширение общественного участия в управлении образованием; • развитие сети образовательных учреждений. Если говорить об актуальных достижениях, то на международ-
ном уровне это, прежде всего, «Конвенция о правах инвалидов», подписанная 24 сентября 2008 года Сергеем Викторовичем Лавро- вым от имени Российской Федерации, но для того чтобы выполнить все пункты Конвенции, необходимо привести множество законода- тельных актов в соответствие с международным правом. При этом необходимо сказать о том, что уже приняты важнейшие для на- шей страны постановления Правительства Российской Федерации «О бессрочном переосвидетельствовании инвалидов» и «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».
Развитием институционализации образовательного простран- ства является внедрение разнообразных моделей и форм организа- ции общего образования: привычные общеобразовательные школы и детские сады обогащаются центрами образования, семейными школами и детскими садами, развивается система школ и детских садов будущего. При этом активно увеличивается вариативность структуры сопровождения детей дошкольного возраста – открыва- ются консультативные пункты, центры игровой поддержки, лекоте- ки, службы ранней помощи. Все это сложное образовательное про- странство поддерживается Центрами психолого-педагогического сопровождения и развитой системой дополнительного образования. Развитие вариативности образовательной системы – один из этапов социального развития детей в рамках повышения доступности качес- твенного образования и свободного выбора родителями форм и мето- дов воспитания.
Наконец, развитием организационно-
сохранения и развития своей культурной и этнической специфичнос- ти. Основная трудность в развитии этого направления заключается не просто в необходимости перестройки достаточно жестко опреде- ленного образовательного процесса, что возможно в условиях сегре- гации и разделения детей, а в мягком включении новых переменных во все образовательное пространство школы – что является истин- ным инклюзивным образованием, а не его замещением, например, в виде «интеграции».
Изучая опыт развития образовательного пространства ряда евро- пейских стран в свете развития инклюзивного образования, мы при- шли к выводу о необходимом эволюционном характере изменения образовательной среды. Если развитые страны затратили несколько десятилетий для перехода от «медицинской модели», подразумеваю- щей изоляцию (сегрегацию), к моделям «нормализации» и «включе- ния», то в России и странах СНГ этот процесс должен быть форсиро- ван на основе анализа международного опыта, но с учетом специфики условий современного российского образования.
Развитие проекта «Московское образование: от младенчества до школы» – не просто опыт международного взаимодействия, не просто актуализация острых вопросов в сфере образования. Этот проект – является основой тех изменений глобального характера, ко- торый претерпевает вся образовательная система в целом, включая междисциплинарные связи и взаимодействие с негосударственными фондами и общественными объединениями.
И наиболее выдающимся достижением развития дошкольного образования явилось создание сети инклюзивных образователь- ных учреждений, т.к. такой подход представляет собой дальнейшее развитие идеи вариативности уже не в рамках отдельных образо- вательных институтов, но в рамках многообразия образовательных программ учреждения. Это следующий шаг в развитии индиви- дуального, личностного подхода в форме индивидуального обра- зовательного маршрута в едином образовательном пространстве. Внедрение инклюзивного образования потребовало переосмысле- ние всего накопленного педагогического опыта всех видов образо- вательных учреждений, актуализировало тесную междисциплинар- ную интеграцию. Развивая сеть интегративных образовательных учреждений, мы выработали систему принципов взаимодействия
между учреждениями различных уровней и видов, систему транс- ляции опыта, наконец, мы предпринимаем меры по преодолению стереотипов, сложившихся за долгие годы политики «изоляции» детей с особыми образовательными потребностями.
Здесь образовательная система сталкивается с главным принци- пом инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под су- ществующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, на- оборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
В связи с увеличением количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения таких детей грамотно говорить по-рус- ски, но и поддержки их идентичности, проявляя уважительное отно- шение к их культурным традициям. Педагогам, работающим в усло- виях современного мегаполиса, необходимо обладать знаниями, как поддержать развитие, образование и воспитание всех детей, незави- симо от их этнического происхождения. Таким образом, перед систе- мой образования поставлена задача включения таких детей не только в образовательное, но и культурное пространство. Это осложняется тем фактом, что по данным опросов Департамента образования горо- да Москвы, около 13 процентов родителей не посещают культурные центры со своим ребенком. В связи с усилением процессов социаль- ной стратификации, повышается роль дошкольных образовательных учреждений, как института, выравнивающего стартовые возможнос- ти приобщения ребенка к культуре. Решение задачи трансляции мно- жества культурных систем, соблюдая идентичность и целостность личности каждого воспитуемого, требует самых современных педа- гогических подходов.
Не менее актуальной для города является задача включения в единое образовательное пространство детей c ограниченными воз- можностями здоровья. В Москве на сегодняшний день существует несколько «источников» включающего образования для детей-инва- лидов – проект «Стрижи», реализуемый в Центральном округе; про- ект «I-Школа» на базе Центра образования «Технологии обучения»; серия проектов региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все дети, не- смотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социаль-
ные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес- ту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в об- ществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социаль- ного равенства.
Для этого необходимо принятие следующих мер:
• поддержать на уровне государственной политики и националь- ных проектов развитие системы инклюзивного образования как од- ного из приоритетных направлений системы образования города Москвы;
• ходатайствовать перед
Правительством Москвы об ускорении
принятия соответствующих нормативно-
Информация о работе Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества