Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:47, доклад

Описание работы

Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х - 90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования.

Файлы: 1 файл

Rossysky_Gosudarstvenny_Sotsialny_Universit (1).docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

• предложить Министерству образования и науки РФ усовершен- ствовать систему подготовки и переподготовки педагогических кад- ров с учетом потребностей инклюзивного образования, обеспечить разработку научно-методического сопровождения в этой области;

• создать координационный межведомственный совет поддержки  инклюзивного образования.

 

 

Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный  этап развития системы образования

Создание условий для  полноценного воспитания и образования  детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образова- нию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и го- сударством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных облас- тях жизни, включая образование.

Понятие «инклюзия» стало  часто употребляемым в системе  обра- зования, но, к сожалению, содержательные аспекты данного понятия не раскрыты. В ряде случаев понятия «инклюзия» и «интеграция» считаются синонимами, что с нашей точки зрения недопустимо. Заметим только, что вопросами интеграции успешно занимаются специалисты Института коррекционной педагогики РАО, начиная с семидесятых годов прошлого века. Еще более не логичным нам представляется калькирование западного опыта в российскую систе- му образования и трактовка инклюзии как философии «включающе- го обучения». Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость определения процесса, который в приказах и локальных актах Депар- тамента образования г. Москвы обозначен как «интегративное (инк- люзивное) образование».

Прежде всего, отметим, что  словосочетание «инклюзивное об- разование» является не вполне корректным, поскольку Законом РФ

 

«Об образовании» такой вид  не определен (глава 2). И в дальнейшем  более корректно будет использовать понятие «инклюзивная форма обучения и воспитания».

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап раз- вития системы образования в любой стране мира, процесс, в кото- рый вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хроно- логически, идеологически и технологически. Именно поэтому, сле- дует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами. Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную сте- пень включенности детей с ограниченными возможностями здоро- вья (ОВЗ) в образовательную систему.

Также следует учитывать, что успешная образовательная инте- грация (инклюзия) – это мультифакторный, многоуровневый процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функциони- рования, начиная с замены установки приоритета среднестатистичес- кой выравненности популяции учащихся на приоритет разнообразия потенциалов учащихся. При этом нельзя допустить доминирования интересов какой-то одной или нескольких групп (например, имею- щих инвалидность) при реализации идей инклюзии.

Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего об- разования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой обще- образовательной школы.

В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания ле- жит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (далее – ИОП).

Главное отличие  процесса инклюзии от интеграции состоит  в том, что при инклюзии у всех участников образовательного про- цесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образова- ния изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса

 

и усиления воспитательной  и социальной направленности обучения. Таким образом, инклюзия скорее является социокультурной техноло- гией, а интеграция – это образовательная технология.

Соответственно, при инклюзивном  обучении и воспитании ребе- нок с ОВЗ овладевает ИОП, учитывающей особенности его развития и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и соци- альную адаптацию. Важно понимание того, что ИОП не предполага- ет полного овладения основными Федеральными государственными образовательными стандартами и могут быть установлены специ- альные Федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Введение инклюзивной формы  обучения рассматривается как вы- сшая форма развития образовательной системы в направлении реа- лизации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.

Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная страте- гия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как сис- темный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обуче- ния касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного простран- ства, администрации, структур дополнительного образования.

Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения долж- на быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимо- понимания как между педагогами (специалистами в области коррек- ционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Инклюзивноеобучениенеявляетсяобязательнымдлядетейс ОВЗ,

но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально  сохранить свое привычное со- циальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться

 

с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (кор- рекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собствен- ными жизненными установками.

Нельзя не отметить, что  возможность социализации детей с  ОВЗ имеется и при грамотно организованном интегративном обучении. Однако надо четко понимать, что  при инклюзии обучение персони- фицировано и проходит по ИОП, что в дальнейшем будет закреплено законодательно. Интегративное обучение предполагает овладение учащимся с ОВЗ программой массовой школы.

Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять  традиционно сложившиеся формы  эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развиваю- щиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противо- поставляет, а сближает две образовательные системы – общую и спе- циальную, делая проницаемыми границы между ними.

Анализируя степень развития инклюзивной формы обучения, следует  иметь в виду, что в России есть ряд не имеющих запад- ных аналогов научных разработок в области дефектологии и спе- циальной психологии, которые логически связанны с процессом интегративного (инклюзивного) обучения. Среди ученых, чьи те- оретические идеи и практические исследования заложили основы интегративного обучения у нас в стране, прежде всего, необходимо назвать Э.И. Леонгард, Б.Д. Корсунскую, Г.Л. Зайцеву, Н.Н. Мало- феева, Н.Д. Шматко, А.Н. Коноплеву, Т.С. Зыкову, Т.В. Пелымскую, Т.Л. Лещинскую, М.Л. Любимова, Н.М. Назарову, Л.И. Тигранову, Е.А. Шкатову, Л.Е. Шевчука, Л.М. Кобрину, Д.В. Шамсутдинову, Л.М. Щипицину, Т.В. Фуряеву и др.

Существующие в России программы ранней психолого-педагоги- ческой коррекции, позволяют вывести многих детей с ОВЗ на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность влиться в нормальную общеобразовательную среду. Именно поэто- му при развитии инклюзивной формы обучения следует опирать- ся на методологию и технологии, предложенные отечественными учеными и практиками. В частности, на технологию многоуровне- вой образовательной интеграции, разработанную специалистами Института коррекционной педагогики РАО.

 

Основными нормативными документами, задающими концепту- ально-содержательные основы развития интегративной формы обу- чения и воспитания, являются:

1. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. No 3266-I (с из- менениями и дополнениями от 17 июля 2009 г.)

Статья 14 Закона постулирует  общие требования к содержанию образования, среди которых отмечается его  ориентация на:

− обеспечение самоопределения  личности, создание условий для ее самореализации;

− развитие общества;

− формирование человека и  гражданина, интегративного в сов- ременное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Таким образом, Закон задает основные целевые установки дея- тельности всей системы образования.

2. Концепция долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации (2008–2020 годы), утвержденная распоряже- нием Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года No 1662-р.

В рамках Концепции формулируется стратегическая цель госу- дарственной политики в области образования – повышение доступ- ности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:

− создание системы образовательных  услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состоя- ния здоровья, социального положения;

− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность  качественного образования и  успешную социализацию для лиц с  ог- раниченными возможностями здоровья.

Исходя из этого, системе  образования в целом и системе  образо- вания столичного региона, определены стратегические цели и задачи развития по созданию образовательной среды для детей и подрост- ков с ограниченными возможностями здоровья.

 

3. Закон «Об образовании  лиц с ограниченными возможностями  здоровья в городе Москве».

Статья 1 определяет круг лиц, на который распространяется дей- ствие  данного Закона, среди них:

− дети-инвалиды, иные лица, не признанные в установленном порядке  детьми-инвалидами, но имеющими временные  или посто- янные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в созда- нии специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающиеся по основным профессиональным обра- зовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Тем самым определяется контингент обучающихся (воспитанни- ков), для которых возможно использование интегративной (инклю- зивной) формы обучения.

В Статье 2 данного проекта  Закона определены специальные ус- ловия, которые необходимо создать для успешного обучения (воспи- тания) детей и подростков с ограниченными возможностями здоро- вья. В частности, это:

− специальные образовательные  программы и методы обучения, учебники, учебные пособия и дидактические  и наглядные материа- лы, технические средства обучения коллективного и индивидуаль- ного пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, со- циальные и иные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду обра- зования и жизнедеятельности, без которых освоение образователь- ных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Вышеизложенное определяет методологию работы – комплек- сный подход к психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями; а также подчеркивает- ся, что специальное учебное и методическое обеспечение является обязательным условием успешной реализации интегративных обра- зовательных программ.

4. Федеральный государственный  образовательный стандарт на- чального общего образования, утвержденный приказом Министерс-тва образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. No 373.

В первом разделе, пункте 2 этого  документа говорится о том, что  Стандарт учитывает образовательные  потребности детей с ограни- ченными возможностями здоровья. К этому пункту дается разъясне- ние, что при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образова- тельные стандарты.

В пункте 4 того же раздела  указывается, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. А в разъяснении говорится, что нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными воз- можностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогичес- кой комиссии).

Таким образом, задается необходимость  перехода к созданию ин- дивидуальных образовательных программ, учитывающих особен- ности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в слу- чае необходимости, увеличивая сроки их освоения.

5. Стратегия повышения  качества жизни инвалидов в  городе Мос- кве на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденная поста- новлением Правительства Москвы No 115-ПП от 17 февраля 2009 г.

Информация о работе Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества