Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:47, доклад
Феномен интеграции в образовании имеет глубокие дидактические корни и вполне развитые исторические традиции. Одна из его исторических форм - межпредметная интеграция (трудовая школа начала века - 20-х гг., межпредметные связи 50-х - 80-х гг., интегрированные курсы 2-й половины 80-х - 90-х гг.) - представляет собой самое значительное инновационное движение нынешнего столетия. Есть основания рассматривать интеграцию как первый, системообразующий принцип дидактики, в целом определяющий организацию образования не только на межпредметной основе, но и в системе традиционного образования. С этой точки зрения история интеграции по сути отождествляется с историей образования.
В данном документе указываются сроки перехода к инклюзивной форме обучения. А именно говорится о том, что оценки экспертов «показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность прак- тически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъ- явят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа».
В том же документе называются основные принципы научно-мето- дического обеспечения реализации Стратегии:
− опора на современные научные разработки, лучшие образцы мирового и российского опыта построения эффективной социальной политики;
− привлечение лучших представителей российских и междуна- родных научных и экспертных организаций;
− проведение регулярных мониторинговых и прогностических исследований;
− оперативноепредставлениеполуче
Далее определяются принципы кадрового обеспечения реализации Стратегии:
− построение целостной системы обучения, переподготовки и по- вышения квалификации специалистов с опорой на передовой между- народный и российский опыт;
− максимальное использование возможностей московских ву- зов и научных организаций, системы бизнес-образования, активных и интерактивных технологий обучения, стажировок в России и за рубежом;
− создание современной системы аттестации специалистов и при- своения квалификационных категорий, использование современных мотивационных технологий, эффективных форм оплаты труда.
Названные принципы должны лечь в основу кадровой поли- тики и организации научно-методической деятельности системы образования в части развития интегративного (инклюзивного) образования.
Помимо документов по вопросам развития процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, указанных выше, существуют: постановление Прави- тельства Москвы от 12 августа 2008 г. No 737-ПП «О городской целе- вой программе развития образования “Столичное образование-5” на 2008–2011 г.», постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. No 115-ПП, от 23 июня 2009 г. No 576 – ПП «О Годе равных воз- можностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года», письмо Ми- нистерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. No АФ-150/06.
Основные постулаты, сформулированные в перечисленных документах, определяют необходимость переосмысления мето- дологических и организационно-содержательных основ деятель-
ности по обучению детей и подростков с ограниченными возмож- ностями здоровья.
Инклюзивная форма обучения и воспитания – это долгосрочная стратегия, предполагающая с нашей точки зрения поэтапную реали- зацию. На ближайшем временном отрезке целесообразно говорить о подготовительном этапе, на котором используется технологии многоуровневой образовательной интеграции, поскольку в будущем обучение детей с ОВЗ в условиях массового образовательного уч- реждения будет организовано с учетом особых потребностей каждо- го ребенка с ОВЗ и, по сути, речь идет о разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП). Но, в то же время отмечается за- паздывание в разработке нормативно-правовой базы и законодательно обучение по ИОП не закреплено.
Обязательным условием развития инклюзивного обучения и вос- питания является создание безбарьерной среды, включая физичес- кую и психологическую составляющие. Предполагается специаль- ная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, на- правленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.
Относительно кадрового ресурса – необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязатель- ной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и спе- циальной педагогике и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования.
На переходном этапе, исходя из наличия материально-техничес- кой базы и кадрового ресурса образовательных учреждений, целе- сообразно организовать интегративное обучение и воспитание для следующих групп детей:
− с нарушениями психического развития (задержка психического развития);
− с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата; −
с нарушениями в эмоционально-
Для координации, методического обеспечения и мониторинга инк- люзивных процессов в каждом округе г. Москвы создается Ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования.
Специалисты Ресурсного центра оказывают организационно-ме- тодическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функ- ционирования инклюзивных классов. Они проводят психолого-пе- дагогическое обследование детей с ОВЗ, координируют разработку индивидуальных планов оказания коррекционно-педагогической по- мощи учащимся с ОВЗ, обучающимся в интегративных классах, изу- чают успешность протекания процессов интегративного обучения, участвуют в организации методической работы с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и психолого-педа- гогическом сопровождении учащихся, оказывают консультативную помощь родителям и педагогическим коллективам общеобразова- тельных учреждений.
Родители, или законные представители ребенка, пожелавшие оп- ределить ребенка с ОВЗ в инклюзивное образовательное учреждение, должны пройти консультацию специалистов (ПМПК) при Ресурс- ном центре с целью определения особых образовательных потреб- ностей ребенка и получения рекомендаций по имеющимся в округе образовательным ресурсам применительно к диагностированным особенностям.
Одним из обязательных условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания являет- ся осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Для этого приказом руко- водителя образовательного учреждения создается группа психолого- педагогического сопровождения, в состав которой входят: предста- витель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении; педагогические (учи- тель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, тьюторы, работающие с учащимися с ОВЗ) и иные работники образовательного учреждения, а также специалист Ресурсного центра, координирующий введение инклюзивной формы обучения деятельность в сфере специального образования в округе.
Деятельность группы сопровождения направлена, в первую оче- редь на изучение особенностей развития каждого конкретного уча-
щегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося. По каждому ребенку назначается куратор из числа педагогических работников ОУ.
В течение всего периода обучения группа сопровождения осу- ществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обу- чения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреж- дений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка с ОВР и оценки динамики его развития, группа сопровож- дения может выступать инициатором пересмотра учебной програм- мы. Администрация общеобразовательного учреждения несет от- ветственность за организацию, состояние и качество интегративного (инклюзивного) обучения и воспитания.
Для своевременного выявления детей, родители которых выра- жают желание к определению их в инклюзивные образовательные учреждения и планирования кадрового обеспечения в округе нала- живается совместная работа между дошкольными учреждениями, включая лекотеки и начальной ступенью обучения ГОУ.
Переход на основной (инклюзивный) этап будет определяться раз- работкой нормативно-правовой базы по обеспечению национальной программы инклюзивного образования в России, которая позволит детям с ОВЗ обучаться по ИОП в условиях массового образователь-ного учреждения.
В заключение:
-все усилия по инклюзивному
образованию основаны на
-все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;
-есть много учреждений, которые
работают в интересах детей
со специальными нуждами, и
они делают свою работу хорошо.
Если методы инклюзивного
Принципы очень важны,
потому что они помогают людям,
Литература
1. Материалы Национальной
Недели инклюзивного
2. Комментарий к отчету TACIS «Исследование по статусу инвалидности», Факультет образования, Стокгольмский университет.
3. Webster’s New Unabridged Universal Dictionary, 1994.
Информация о работе Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества