Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

Курсовая:

 

Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

 

Введение

 

 

Проблема готовности ребенка  к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими  факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы  неготовыми к обучению. Позиции большинства  авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий  уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических  функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).

 

Практическая значимость исследования состоит в выявлении  и использования комплекса методик, направленных на изучение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению в  школе детей 6-7 лет. Поступление в  школу -- это начало нового этапа  в жизни ребенка, вхождение его  в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений  со взрослыми и сверстниками.

 

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным  и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также  предполагает формирование у ребенка  начальных умений в области учебной  деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в  самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при  изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе  акцент делается не на сумму усвоенных  ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок  должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и отличное; он должен научиться  рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. (Стародубова Н.Г., 2001г)

 

ЦЕЛЬЮ данного исследования является определение уровня познавательных процессов ребенка 6-7 лет, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.

 

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной готовности ребенка к школе, в особенности  интеллектуальной готовности. 2. Провести практическую работу по методикам, изучающим  интеллектуальную готовность к обучению в школе детей 6-7 лет. 3. Проанализировать полученные результаты и сделать  выводы об особенностях интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет.

 

Гипотеза: своевременная  диагностика позволяет создать  условия по коррекции, благодаря  которым успешно развиваются  те показатели интеллектуальной готовности детей к школе, которые оказались  недостаточно развитыми.

 

ОБЪЕКТОМ исследования стали  дети 6-7 лет детского сада №.87 Центрального района города Санкт-Петербурга. ПРЕДМЕТОМ  исследования в данной работе является уровень интеллектуального развития детей 6-7 лет.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В  работе использовались следующие методики:

 

«Последовательность событий» А.Н. Бернштейна (позволяет исследовать  качества мышления),

 

«Шифровка» Д. Вексклера (направлена на исследование концентрации и распределения  внимания);

 

Методика Джекобсона направлена на выявление уровня кратковременной  памяти.

 

1. Понятие школьной зрелости  и готовности к школьному обучению

 

 

Когда ребенок достигает  возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с  его поступлением в школу. Что  делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими  многочисленными вопросами в  психологии возникли термины «школьная  зрелость» и «готовность ребенка  к школьному обучению» [1]

 

Готовность к обучению в школе:

 

Наиболее полное понятие  «готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором  должны присутствовать все остальные  элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющие этого  набора прежде всего являются мотивация, личностная готовность в которую  входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.[3]

 

Л.И.Божович указывает, что  готовность к обучению в школе  складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей  познавательной деятельности и к  социальной позиции школьника. [2]

 

М.И.Степанова отмечает, что  готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему  без ущерба для здоровья, нормального  развития справиться с учебой в школе.[23] В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе - это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно - волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться  и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию  к новому этапу жизни, снятие (или  хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое  и эмоциональное благополучие школьника. [4]

 

В последние годы все большее  внимание проблеме готовности к школьному  обучению уделяется за рубежом. При  решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические  построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит  отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других.[17]

 

Готовность к обучению в школе, на взгляд Н.А.Завалко, есть динамическая система, состоящая из трех компонентов (ценностно-мотивационного, ценностно-деятельностного, оценочно-познавательного), и способствующая успешной адаптации  к условиям обучения, выстраиванию и развитию индивидуальной образовательной  стратегии. [10]

 

Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе  по таким параметрам как планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих  действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах  окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта. [19]

 

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое  требует комплексных психологических  исследований.

 

2. Школьная зрелость

 

 

А. Анастази трактует понятие  школьной зрелости как овладение  умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. [8]

 

И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой  школьник может принимать участие  в школьном обучении.[11]

 

Л.Е.Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова  школьную зрелость определяют тремя  взаимосвязанными компонентами: физическая готовность, т.е. состояние здоровья и физическое развитие ребенка; интеллектуальная и личностная готовность. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас  его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его  активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей  к школе включает в себя состояние  сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние  развития образных представлений и  ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.[9]

 

Наиболее полное понятие  школьной зрелость дается в Российской педагогической энциклопедии. Она рассматривается, как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к  систематическому организованному  школьному обучению. 2. Характеристика компонентов готовности ребенка  к школе.

 

В исследованиях В.Г. Каменской, В.Н. Белкина, Н.И. Вьюновой посвященных  изучению готовности ребенка к школе, выделяются три относительно самостоятельных  аспекта: физический, психологический  и специальный.

 

Физическая готовность к  обучению в школе характеризует  функциональные возможности ребенка  и состояние его здоровья, зависящие  от многих обстоятельств, в том числе  от перинатального периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в  школу строится на многих параметрах физического развития, наличия или  отсутствия хронических болезней. Статические  показатели состояния здоровья детей  окончательно не установлены, поэтому  в разных работах можно встретить  совершенно различные процентные соотношения  дошкольников, полностью способных  к организованному обучению в  массовой школе, частично способных  и неспособных в ней обучаться. Н.Г Веселов считал, что по совокупности выделенных показателей судят о  состоянии здоровья детей, которые  можно отнести к четырем основным группам.

 

Дети с первой группой  здоровья - здоровые дети не имеющие  существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение  года до поступления в школу).Из материалов по программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и  развития системы образования»,число  таких школьников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных  регионах они составляют от 10% до 20% от всех детей, поступающих в первый класс.

 

Дети со второй группой  здоровья имеют риск возникновения  хронической патологии и склонны  к инфекционным заболеваниям, которые  развиваются на фоне возникновения  переутомления или стресса. Как  правило, у них есть определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелостью отдельных  органов и их систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и  педагогов группу, так как даже незначительная перегрузка сверх нормы  и здоровья могут привести к внезапному ухудшению его состоянии и  развитию неожиданных хронических  заболеваний. Школьники с функциональными  нарушениями - это наиболее устойчивая группа первоклассников, которые к  концу обучения в первом классе часто  демонстрируют значительное ухудшение  здоровья. Они составляют среди первоклассников  абсолютное большинство (от 50% до 66%).

 

Дети с третьей группой  здоровья страдают различными хроническими заболеваниями, они неустойчивы  к большинству инфекционных заболеваний  в период между обострениями своих  хронических заболеваний, имеют  ослабленный иммунитет, что отрицательным  образом сказывается на их стрессоустойчивочти  и адаптивных возможностях. Наиболее распространенными хроническими болезнями  детей с этой группой здоровья являются нарушения зрения и осанки, желудочно-кишечные заболевания и  заболевания органов дыхания. По разным оценкам, процент детей с  третьей группой здоровья колеблется от 15% до 20%.

 

Дети с четвертой группой  здоровья имеют выраженные нарушения  в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в  массовой школе. Среди них нередки  случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушение  опорно-двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой различной  степени. Большинство детей с  этой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или перинатальные осложнения. В целом состояние здоровья этих детей, также как и психическое здоровье и психическое благополучение, по мнение Н.Г.Веселова (1996), оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1 - 2,2 балла по пятибалльной шкале. Большинство детей с четвертой группой здоровья обучаются в специализированной школе, в которых соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного усвоения школьных программ. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16% от общей численности старших дошкольников, поступающих в первый класс.

 

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем  развития основных функциональных систем организма ребенка. Оценку физиологической  готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Частоболеющие, физические ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

 

При определении физического  развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки. По показателям физического  развития современные 6-7- летние дети существенно  отличаются от своих сверстников  в 60-70 годы, значительно опережая их по росту и развитию.

 

Таким образом, физическая готовность к бучению к школе как важнейший  фактор в ситуации выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической  зрелостью основных систем его организма.

 

Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные дома родителями, организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития (ШРР), которые необходимы для освоения чтения и письма, а  также счета. Существенным является то, что в большинстве случаев  учителя младшей школы считают  именно эти навыки необходимыми, а  иногда и достаточными для успешного  освоения программы первого класса. Отбор в элитные гимназии старших  дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи и счета, а также уровня общей осведомленности  ребенка. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте вполне возможно при правильном организованном обучении на базе игровой  деятельности у многих детей.

Информация о работе Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению