Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

 

В этом возрасте у детей  увеличивается количество обобщающих слов. Меньше становится ситуативной  речи, проявляется контекстная, связанная  с сообщением ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок  не наблюдает. В связи с этим постепенно речь ребенка становится связной, развернутой  логической, понятной слушателю.[1]

 

В интеллектуальной сфере  характеристиками достижения школьной зрелости являются: дифференцированность восприятия (перцептивная зрелость); способность  к произвольной концентрации внимания; умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать  причинно - следственные связи между  ними (аналитическое мышление); рациональный подход к действительности; способность  к логическому запоминанию, овладение  по слуху разговорной речью, способность  понимать и использовать символы, интерес  к новым знаниям.

 

3. Практическая часть.  Исследование основных психических  процессов у детей 6-7 лет

 

 

В диагностике участвовали  дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга.

 

Цель: выявить насколько  развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление.

 

Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позволяет исследовать  качества мышления; методика «Шифровка» Д. Вексклера, направленная па исследование концентрации и распределения внимания и методика Джекобсона, которая направлена на выявление уровня кратковременной  памяти

 

3.1 Исследование логического  мышления

 

Методика называется «Последовательность  событий». Она представляет собой  задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных  испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие  качества мышления, как процесс обобщения  и способность устанавливать  причинно-следственные связи, а также  выявляет уровень речевого развития.

 

В качестве экспериментального материала используются четыре сюжетные картинки, предъявленные испытуемому  в неправильной последовательности.

 

Процедура проведения методики:

 

Перед ребенком кладутся произвольно  картинки, связанные сюжетом. Ребенок  должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить  по картинкам рассказ.

 

Задание состоит из двух частей:

 

1. выкладывание последовательности  событий картинок;

 

2. устный рассказ по  ним.

 

Выводы об уровне развития.

 

Высокий - ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При  неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее  сочиняет логическую версию рассказа.

 

Средний - ребенок правильно  нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление  рассказа с помощью наводящих  вопросов экспериментатора.

 

Низкий - если: 1. ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа.

 

2. по найденном им самим  последовательности картинок составил  не логический рассказ

 

3. составленная ребенком  последовательность не соответствует  рассказу;

 

4. каждая картинка рассказывается  отдельно, сама по себе, не связана  с остальными - в результате не  получается рассказа;

 

5. на каждом рисунке  просто перечисляются отдельные  предметы.[7]

 

Результаты диагностики:

 

Настя С. Уровень развития мышления у ребенка в результате диагностики выявлен, как высокий. Она правильно, без дополнительных вопросов нашла последовательность событий и составила логический рассказ. Задание у ребенка не вызвало никаких затруднений.

 

Станислава Л. По результатам  диагностики уровень развития мышления определен, как средний. Ребенок  правильно составил последовательность событий, но рассказ смогла составить  только по наводящим вопросам.

 

Сережа Г. В результате диагностики ребенок показал  средний результат. С первой частью задания, на последовательность событий, ребенок смог справится только с  помощью экспериментатора, однако логический рассказ составлен самостоятельно.

 

Саша Л. Уровень развития мышления выявлен, как низкий. Ребенок  нашел последовательность событий  только с помощью взрослого и  на картинках смог перечислить только отдельные предметы.

 

Наташа Р. Ребенок по итогам диагностики показал средний  уровень развития мышления. С заданием на последовательность событий справилась хорошо, но не было связного рассказа, а было описание каждой отдельной  картинки.

 

Общий вывод: по результатам  диагностики на определение уровня развития мышления большинство детей  показало средний результат (3 из5). Они  смогли справиться с заданием частично, либо с помощью экспериментатора. Станислава на тест была настроена  положительно. Задание вызвало некоторое  затруднение, но с помощью экспериментатора ребенок справился с ним. Сережа на тест был настроен положительно. Задание выполнял с интересом, спокойно. Наташа перед выполнением методики испугалась, что не справится с  заданием. Благодаря подбадриванию  с моей стороны ребенок сразу  согласился выполнить упражнение. Во время работы у нее проснулся  интерес к тесту.

 

У одного ребенка из пяти уровень развития мышления выявлен, как высокий. Она за короткое время  справилась с заданием без дополнительных подсказок. Работала с интересом, спокойно, уверенно. Чувствовалось желание  выполнить еще неизвестное задание.

 

Также по результатам диагностики  один ребенок показал низкий результат. Он не смог самостоятельно справится  с заданием. Ребенок часто отвлекался и не смог настроится на выполнение задание.

 

3.2 Исследование внимания

 

Методика называется «Шифровка», она направлена на изучение переключаемости  и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания  ребенку необходимо объяснить, как  с ним работать. Задание заключается  в том, чтобы в каждой из фигурок  поставить тот знак, который задан  вверху на образце (в экспериментальном  материале встречаются только те символы, которые есть на образце).

 

На все задание ребенку  отводится 2 минуты. При анализе результатов  учитывается количество ошибок и  время, затраченное на выполнение задания.

 

Обработка результатов:

 

Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в  соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка -- 5 баллов). Допустимо  собственное единичное исправление  или единичный пропуск заполняемой  фигуры. Одна случайная ошибка или  наличие двух самостоятельных исправлений  оценивается в 4,5 балла. При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной- двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается  в 4 балла. Если задание выполняется  без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной  не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла. Средне успешным является такое выполнение, когда  присутствуют два пропуска заполняемых  фигур, исправления или одна -две  ошибки в заполнении. В этом случае качество выполнения задания оценивается  в 3 балла. В 3 балла оценивается также  безошибочное (или с единичной  ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также одно - два самостоятельных исправления. Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной -двух ошибках  и пропусками ребенок не успел  выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более  чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается  в 2 балла. Оценивается в 1 балл такой  вариант выполнения, когда имеются  не соответствующие образцам метки  в фигурах, ребенок не способен выполнить  инструкцию (то есть начинает заполнять  вначале все кружочки, потом все  квадратики и т.п., и после замечания  педагога продолжает выполнять задание  в том же стиле). При наличии  более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1 балл. При невозможности  выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или  сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество  ошибок) дается оценка 0 баллов. [21]

 

Настя С. В ходе исследования ребенком, в предложенном задании, была допущена 1 ошибка. Выполнение задания  считается успешным. Эти показатели свидетельствуют о том, что у  ребенка сформировано распределение  внимания, то есть она может концентрироваться  не на одном, а на нескольких объектах.

 

Станислава Л. По результатам  диагностики ребенок допустил 1 ошибку, задание выполнено успешно. Ребенок  умеет распределять свое внимание и  концентрироваться на нескольких объектах или процессах. Это дает возможность  совершать одновременно несколько  видов действий и следить за несколькими  независимыми процессами, не теряя  ни одного из них из поля своего внимания.

 

Саша Л. По итогам диагностики, ребенок выполнил часть задание  без ошибок, но не закончил его до конца. Во время проведения исследования не смог сконцентрировать полностью  свое внимание на задание, это свидетельствует  о слабом развитии у него самоконтроля. Выполнение задания считается неуспешным.

 

Сережа Г. По результатам  диагностики выполнение задания  является средне успешным. Ребенок  справился с заданием за указанное  время и допустил всего 2 ошибки. Эти показатели свидетельствуют, что  ребенок смог сконцентрировать и  распределить свое внимание.

 

Наташа Р. Выполнение задания  является неуспешным. Ребенок не способен выполнить инструкцию, то есть начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п., и  после замечания экспериментатора продолжает выполнять задание в  том же стиле.

 

Общий вывод: По итогам диагностики  на определение концентрации и распределения  внимания получены следующие результаты: двое из пяти получили низкий результат, они неуспешно выполнили задание. Саша Л. И Наташа Р. не смогли сконцентрироваться. Во время проведения исследования Саша баловался, постоянно отвлекался, поэтому  не закончил выполнение теста. Наташа очень старалась, но не смогла понять инструкцию и выполнить задание  правильно. Двое из пяти детей показали высокий уровень развития внимания. Девочки чувствовали себя спокойно и уверенно. Во время проведения диагностики проявили усидчивость. У одного ребенка выявлен средний  результат. Перед выполнением задания  Сережа проявил большую заинтересованность. Во время выполнения диагностики  отвлекался, но не нервничал. Ребенок  справился с заданием, но допустил несколько ошибок.

 

3.3 Исследование кратковременной  памяти

 

 

Методика Джекобсона направлена на выявление уровня кратковременной  памяти. Она проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляется  последовательно 5 рядов цифр, содержащих от 3 до 7 элементов. Цифры расположены  в случайном порядке. Для этой методики необходимы два столбца  с цифрами. Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении  какой-то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.

 

Инструкция: Необходимо прочитать  по очереди каждый ряд, начиная с  самого короткого. После прочтения  каждого ряда, ребенок по команде, должен воспроизвести все элементы в том же порядке, как их читал  экспериментатор.

 

Обработка результатов:

 

7 знаков оценивается в  10 баллов

 

6 знаков оценивается в  9 баллов

 

5 знаков оценивается в  7 баллов

 

4 знака оценивается в  4 балла

 

3 знака оценивается в  1 балл 

 

Воспроизведение 6-7 знаков говорит  о высоком уровне развития кратковременной  памяти, 5 знаков - о среднем уровне, 4-3 - о низком развитии памяти. .[6]

 

Станислава Л. По результатам  диагностики ребенок смог воспроизвести 5 знаков. Это говорит о среднем  уровне развития кратковременной памяти.

 

Настя С. Ребенок смог воспроизвести 6 знаков. Уровень развития кратковременной  памяти находится на высоком уровне.

 

Саша Л. В результате исследования смог воспроизвести только 4 знака, что говорит о низком развитии кратковременной памяти.

 

Наташа Р. Ребенок смог повторить 4 знака. У нее низкий уровень  развития кратковременной памяти.

 

Сережа Г. По итогам диагностики  ребенок смог повторить 5 знаков, это  говорит о среднем уровне развития кратковременной памяти.

 

Общий вывод: Данное исследование оказалось для детей самым  сложным. В результате диагностики  выявлены следующие показатели. Двое детей из пяти показали низкий результат. У них плохо развита кратковременная  память, дети смогли воспроизвести  только 4 знака. Саша и Наташа быстро устают и теряют интерес к заданию. Один ребенок из пяти показал высокий  результат. Она сумела воспроизвести 6 знаков. При выполнение задания  Настя проявила заинтерисованность и чувствовала себя спокойно. У  двоих детей из пяти уровень развития кратковременной памяти находится  на среднем уровне Сережа и Стася  на задание были настроены положительно. Во многом их результаты зависят от внешних обстоятельств.

 

По итогам диагностик получены следующие результаты:

 

У Насти С. по результатам  исследования самые высокие показатели уровня развития логического мышлении, концентрации и распределения внимания и кратковременной памяти. Все  задания она выполняла внимательно, чувствовала себя уверенно. Поэтому  ее можно считать готовой к  школьному обучению.

 

Станислава Л. При выполнении всех заданий чувствовала себя спокойно, уверенно. По итогам исследования можно  считать ребенка готовым к  школьному обучению. Уровень ее психический  процессов, а именно логического  мышления, концентрации и распределения  внимания и кратковременной памяти является достаточным для освоения учебной деятельности.

Информация о работе Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению