Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).
Подводя итоги, можно сказать,
что полезность навыков чтения, счета
и решения задач зависит от
того, на какой основе они построены,
насколько правильно
Психологическая готовность
к обучению к школе отражает общий
уровень развития ребенка, является
сложным структурно-системным
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
1.личностная готовность
2.эмоционально-волевая
3.Интеллектуальная готовность
2.1 Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются
основы будущей личности: формируется
устойчивая структура мотивов; зарождаются
новые социальные потребности (потребность
в уважении и признании взрослых,
желание выполнять важные для
других, «взрослые» дела, быть взрослым,
потребность в признании
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [18]
Ребенок, готовый к школе,
хочет учиться и потому, что
ему хочется занять определенную
позицию в обществе людей, а именно
позицию, открывающую доступ в мир
взрослости, и потому, что у него
есть познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома.
Сплав этих потребностей способствует
возникновению нового отношения
ребенка к окружающей среде, названного
Л.И. Божович « внутренней позицией
школьника». Он характеризует внутреннюю
позицию как центральное
2.2 Эмоционально-волевая
Развитие эмоционально-волевой
сферы связано со становлением регулятивной
функции психики. В рассматриваемый
возрастной период дети склонны к
сильным переживаниям, из-за пластичности
нервных процессов происходит быстрая
смена чувств. У детей особое значение
начинает приобретать интеллектуальные
чувства, связанные с учебной
деятельностью, процессом познания.
Их уже не удовлетворяет игровая
деятельность. Дальнейшее развитие получают
морально-нравственные чувства, на основе
которых формируются такие
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявлять определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не окончательно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.[12]
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми.
В генетическом плане Л.С.
Выготский рассматривал волю, как
стадию овладения собственными процессами
поведения. Сначала взрослые с помощью
слова регулируют поведение ребенка,
потом, усваивая практически содержание
требований взрослых, он постепенной
речи регулировать свое поведение, делая
тем самым существенный шаг вперед
по пути волевого развития. После овладения
речью слово становится для школьников
не только средством общения, но и
средством организации
В современных научных исследованиях понятие волевого действия практикуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью.
Шестилетний ребенок оказывается
способным соподчинять мотивы своего
поведения. Поэтому в этом возрасте
необходимо развивать способность
действовать по моральным мотивам,
при необходимости отказываясь
от того, что непосредственно
В эмоционально-волевом плане
школьная зрелость характеризуется
достижением определенного
2.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14]
Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Существующие программы, их усвоения потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.[12]
Развитие отдельных
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.
Процесс обучения невозможен
без достаточной
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Таким образом, возможности
развития произвольного внимания к
6 - 7 годам уже велики. Этому способствует
совершенствование планирующей
функции речи, которая является,
по мнению В.С.Мухиной универсальным
средством организации
Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.
Одним из основных достижений
старшего дошкольника является развитие
непроизвольного запоминания. Важной
особенностью этого возраста, как
отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство,
что перед ребенком 6 - 7 лет может
быть поставлена цель, направленная на
запоминание определенного
Таким образом, к 6 - 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.
У дошкольников мышление тесно
связано с восприятием, что говорит
о наглядно - образном мышлении, наиболее
характерном для этого
По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости.
Он вынужден оперировать
знаниями, а при возникновении
некоторых задач ребенок
Таким образом, наглядно - образное мышление - основной вид мышления в старшем дошкольном.
Решая задачи, устанавливая
связи и отношения между
Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметом, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало.
В ходе наглядно-образного
мышления более полно воспроизводится
многообразие сторон предметов, которые
выступают пока не в логических,
а в фактических связях. Другая
важная особенность образного мышления
заключается в возможности
Исследование
Развитие образного мышления способствуют, наряду с учебой, и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).[12]
К 6-7 годам у ребенка достаточно большой словесный запас: он может достигать 14 тысяч слов. Однако речь ребенка отличается глагольностью, то есть употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, в ней очень мало прилагательных.
Информация о работе Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению