Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

 

Подводя итоги, можно сказать, что полезность навыков чтения, счета  и решения задач зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень  готовности ребенка к школе только при условии, что родители или  педагоги научили ребенка слышать  звуки слова, если он осознает его  слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное  чтение, нередко встречающееся у  дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка приходится переучивать.) Так же обстоит дело со счетом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.[11]

 

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий  уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует  психологической структуре учебной  деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется способностями  учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном  этапе обучения.[18]

 

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются:

 

1.личностная готовность 

 

2.эмоционально-волевая готовность 

 

3.Интеллектуальная готовность

 

2.1 Личностная готовность

 

 

В 6-7 лет закладываются  основы будущей личности: формируется  устойчивая структура мотивов; зарождаются  новые социальные потребности (потребность  в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для  других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно  проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре или других видах  деятельности быть первым, лучшим; появляются потребности поступать в соответствии с установленными правилами и  этическими нормами и т.д.); возникает  новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок  усваивает определенную систему  социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже  может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так  как хочет в данный момент, а  так как «надо».

 

На седьмом году жизни  ребенок начинает осознавать свое место  среди других людей, у него формируется  внутренняя социальная позиция и  стремление к соответствующей его  потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [18]

 

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что  ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир  взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую  он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения  ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович « внутренней позицией школьника». Он характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее  личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и  деятельность ребенка и всю систему  его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно  оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к  взрослости - он отвечает сформировавшемуся  в игре мотиву «стать взрослым и  реально осуществлять его функции».[8]

 

2.2 Эмоционально-волевая готовность

 

 

Развитие эмоционально-волевой  сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый  возрастной период дети склонны к  сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая  смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувства, связанные с учебной  деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет игровая  деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.[1]

 

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявлять  определенное усилие в случае преодоления  препятствия, оценивать результат  своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не окончательно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени  определяется трудностью задания, длительностью  его выполнения.[12]

 

Л.С. Выготский считал волевое  поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в  социальной обусловленности воли отводил  его речевому общению со взрослыми.

 

В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю, как  стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью  слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенной  речи регулировать свое поведение, делая  тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения  речью слово становится для школьников не только средством общения, но и  средством организации поведения.[16]

 

В современных научных  исследованиях понятие волевого действия практикуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое  действие его исполнительной частью.

 

Шестилетний ребенок оказывается  способным соподчинять мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность  действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь  от того, что непосредственно привлекает. [12]

 

В эмоционально-волевом плане  школьная зрелость характеризуется  достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением  количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс  обучения. Личностная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности  ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам  и обычаям детских групп.

 

2.3 Интеллектуальная готовность  к школьному обучению 

 

 

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана  с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14]

 

 

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой  и неживой природе, людях и  их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные  умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка  к школе.

 

Существующие программы, их усвоения потребуют от ребенка  умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.[12]

 

Развитие отдельных психических  процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. К семи годам у ребенка отмечается достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота  зрения и слуха, ориентирование на различные  формы и цвета), но восприятие у  детей этого возраста сводится лишь к узнаванию и называнию формы  и цвета. [20]

 

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает  в это время речь, так что  ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний  различных объектов и отношений  между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию  проявлений.

 

Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой психической функции, как  внимание. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние  повышенного внимания, как указывает  В.С. Мухина, связано с ориентировкой  во внешней среде, с эмоциональным  отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с  возрастом изменяются.

 

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают  с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим  вниманием, направляя и удерживая  его на определенных предметах.

 

Таким образом, возможности  развития произвольного внимания к 6 - 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей  функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным  средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.[15]

 

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что  для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают  психологи, объем фиксируемого материала  определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним  дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает.

 

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как  отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может  быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные  для повышения эффективности  запоминания: повторение, смысловое  и ассоциативное связывание материала. [22]

 

Таким образом, к 6 - 7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием  произвольных форм запоминания и  припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается  менее продуктивной, хотя в целом  эта форма памяти сохраняет ведущее  положение.

 

У дошкольников мышление тесно  связано с восприятием, что говорит  о наглядно - образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

 

По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно  направлена на познание окружающего  мира и построение своей картины  этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости.

 

Он вынужден оперировать  знаниями, а при возникновении  некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и  пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует  с ней в своем воображении. [13]

 

Таким образом, наглядно - образное мышление - основной вид мышления в  старшем дошкольном.

 

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, ребенок старшего дошкольного возраста использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную, словесно- логическую.

 

Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального  действия с предметом, связанное  с предметной деятельностью и  направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало.

 

В ходе наглядно-образного  мышления более полно воспроизводится  многообразие сторон предметов, которые  выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения  в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

 

Исследование интеллектуального  развития шестилетних детей, показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет  сформированность образного мышления. Уровень развития логического же мышления ребенка на этом этапе еще  не гарантирует успешность обучения (при высоком уровне развития такого мышления она практически не выше, чем при среднем). Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества  частных особенностей ситуации оказывается  для ребенка затруднен.

 

Развитие образного мышления способствуют, наряду с учебой, и  другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).[12]

 

К 6-7 годам у ребенка  достаточно большой словесный запас: он может достигать 14 тысяч слов. Однако речь ребенка отличается глагольностью, то есть употреблением слов, связанных  с движением и деятельностью, в ней очень мало прилагательных.

Информация о работе Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению