Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, реферат
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного интеллектуального развития дошкольников в ДОУ, в семье необходимо применять и использовать обучающие дидактические игры, направленные на развитие умственных способностей, речи, воображения, мышления маленького человека. В играх следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Стр.
Введение………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста…….6
Дидактические игры и их значение в развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...15
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста…………………25
Заключение………………………………………………………………….…33
Список информационных источников…………………………………………………………………….35
Министерство общего и профессионального
образования
Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический
колледж»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Реферат
Исполнитель: Никитина К.В.,
студентка 32 группы,
специальность
«Преподавание в начальных классах»
Руководитель:
Капранова З.Н.,
преподаватель кафедры
психолого-педагогических дисциплин
г. Красноуфимск
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста…….6
Дидактические игры и их
значение в развитии детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
Интеллектуальное развитие
детей дошкольного возраста…………
Заключение……………………………………………………
Список информационных источников……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
При написании реферата мы опирались на теоретические труды следующих авторов: Ф. Фребеля, А.С. Макаренко, Е.И.Тихеевой, А. Венгера, К. Д. Ушинского и многих других.
Актуальность выбранной
темы определяется тем, что для эффективного
интеллектуального развития дошкольников
в ДОУ, в семье необходимо применять и
использовать обучающие дидактические
игры, направленные на развитие умственных
способностей, речи, воображения, мышления
маленького человека. В играх следует
использовать сочетание передачи новой
информации с ее использованием, закреплением
в практической деятельности.
Огромная роль в развитии и воспитании
ребенка принадлежит игре - важнейшему
виду деятельности. Она является эффективным
средством формирования личности дошкольника,
его морально - волевых качеств, в игре
реализуются потребность воздействия
на мир. Она вызывает существенное изменение
в его психике. Известнейший в нашей стране
педагог А.С. Макаренко так характеризовал
роль детских игр; " Игра имеет важное
значение в жизни ребенка, имеет тоже значение,
какое у взрослого имеет деятельность
работа, служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет в работе. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего,
в игре... "
Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
В дидактической игре – указывала Богуславская, - формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Цель - изучить теоретический аспект влияния игровой деятельности на детей дошкольного возраста.
Задачи:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
В дошкольном возрасте ребенок,
осваивая мир постоянных вещей, овладевая
употреблением все большего числа
предметов по их функциональному
назначению и испытывая ценностное
отношение к окружающему
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого кризиса является появление новообразований, то стоит разобраться, какие же новообразования появляются у ребенка к 3 годам жизни. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало закон амплификации, ребенок вырос примерно до 90-100 см, увеличился в весе (его вес теперь может быть примерно 13-16 кг). Он стал более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года он и этого не умел! Физически ребенок явно стал крепче. Конечно, теперь забота о здоровье и дальнейшем физическом развитии малыша не менее актуальна, но он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Это закономерно, так как теперь для растущего организма необходимы укрепление костной системы, мышц, ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма. Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6-7 лет.
Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я. Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет (и даже в 5 лет)…умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…». Эти данные говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.
Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повториться. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но систему знаний и если, как отмечал Л.С. Выготский, до 3 лет ребенок учиться по «собственной» программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда если они представлены в наглядно-образной форме. Мышление детей конкретно, считают ученые, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют их в своих рассуждениях, умозаключениях. «Если человек появился на Земле, значит, его создал Бог»,- глубокомысленно заявляет 5-летний ребенок. Или такие высказывания: «Мужчины рожать детей не могут. А нужны они, чтобы женщинам помогать. Например, носить тяжелые вещи», «Ну как таким маленьким сердцем можно так сильно любить свою семью?!»
Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, к экспериментированию (Н.Н.Подьяков), к обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находиться ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова («Что, кто это?», «Как это называется?»). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом, явлением, объектом. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» и, наконец, со словом «почему?». От тысяч «почему?» взрослые часто устают, но эти вопросы свидетельствуют о пытливости детского ума, о желании ребенка познавать. Если же взрослые не реагируют должным образом на его вопросы, познавательный интерес постепенно снижается и сменяется безразличием. Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер. И взрослые должны очень «постараться», чтобы снизить этот интерес. К сожалению, порой им это удается!
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находиться и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
Всем известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Кажется, их фантазиям нет предела! «Я не Лиза, я Пакахонтас»- заявляет девочка. Через минуту обращаешься к не Пакахонтас и слышишь: «Нет, я уже не Пакахонтас, а Герта». И так постоянно. Ребенок постоянно пребывает в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает свои песни и т.п. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности.
В дошкольном возрасте у
ребенка развивается
Дети активно расширяют собственный запас слов и, что очень важно, задумываются над их значение, пытаются объяснять смысл новых для них слов («Что такое абажур? Это человек, которого обожают»). Словотворчество, свойственно дошкольнику 4-5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинается развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
В 3 года малыш с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремиться помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное «Я сам!» может перерасти в желание трудиться, но может и погаснуть, и превращение не состоится. Это зависит от отношения взрослых к проявлениям у ребенка самостоятельности. Но дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой дети одного пола, но иногда можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками. Наряду с положительными проявлениями встречаются и недоброжелательность, иногда грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечаю и такое явление, как ложь. Конечно, причины возникновения лжи различны, но чаще всего они бывают связаны с неправильным воспитанием и поведением взрослых, которым малыш подражает.
Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребенку хорошую службу в более старшем возрасте.
Ребенок по своей природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении.