Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного интеллектуального развития дошкольников в ДОУ, в семье необходимо применять и использовать обучающие дидактические игры, направленные на развитие умственных способностей, речи, воображения, мышления маленького человека. В играх следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста…….6
Дидактические игры и их значение в развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...15
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста…………………25
Заключение………………………………………………………………….…33
Список информационных источников…………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Реферат Никитиной Ксении.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

По наличию или отсутствию необходимых для игр аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры – с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.)

Классификация игр дает основание  уточнить системы соподчиненных  игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в  многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или  ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и  с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учиться, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир. Важно знать, что игра – явление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет или мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что правила дети модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается импровизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, двигательностью, познанием и др.

Классификация игр как отражение  известной и непредсказуемой  деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в  труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры  в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, можно взять за основу человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение, с другой – это психофизическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои модельности, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции можно поделить все детские игры на следующие виды:

  1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
  2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.
  3. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
  4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

При любой классификации игр, в  том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают.

Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется  его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические  игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может  служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению  знаний, овладению способами познавательной деятельности.  Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической  игры как метода  обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает  сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны  с игровыми, поэтому при организации  игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов  занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.д.

При обучении детей, в основном старшего дошкольного возраста, наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами.  При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками и т.д.

Действия малышей с  дидактическими игрушками приобретают  игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие  игрового содержания в занятиях с  дидактическими игрушками дает право  объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми – занятиями.

Обосновывая необходимость проведения игр – занятий, советский ученный Н. М. Аксарина указывала: в условиях общественного воспитания нельзя обеспечить разностороннее  развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. Необходимо проводить специальные занятия с небольшой группой детей.

В играх – занятиях педагог  целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы  дидактические задачи были приняты  всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры – занятия  сообщает доступные знания, формирует  необходимые умения, совершенствует психические  процессы (восприятие, мышление, речь и др.).

Особенность дидактических  игр – занятий состоит в  том, что усвоение детьми знаний и  умений происходит в практической деятельности  при наличии непроизвольного  внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры – занятия осуществляются под  непосредственным руководством взрослого.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В последние годы в ряду важнейших  задач семейного воспитания все  отчетливее заявляет о себе забота, о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная  система образования во многих странах  мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования  не отвечает в полной мере требованиям  общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса  образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального  развития. Выход из создавшегося положения  многие страны видят в интенсивном  реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без  регулярной помощи семьи система  образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная  функция семьи, имеющая целью  повысить интеллектуальный уровень  своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника  отличается своеобразием, которое в  наибольшей степени проявляется  в условиях семейного воспитания.

Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в  преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные  возможности, и в этом состоит  его основной вклад в общий  процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей  в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения - следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Многое ребенок усваивает благодаря  подражанию. Главной моделью для  подражания становится значимый взрослый, прежде всего родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Известный психолог Ж. Пиаже объяснил причины несамостоятельности ребенка  в мышлении и поведении особенностями  европейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит  достаточно жесткое разделение функций  взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляется функция контроля, оценки, а ребенка  с рождения приучают к немотивированным запретам, приказам, ставят его в  положение безоговорочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанностей на детские и взрослые формирует у ребенка представление  о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.

Опыт показывает, что на соучастие  в деятельности с ребенком легко  идут родители с демократическим  стилем общения. Диалог сложнее дается авторитарным родителям, которые не доверяют силам и возможностям своих  детей, излишне опекают их. Между  тем умственная активность детей  значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни  поощрять в ребенке самостоятельность  в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время  И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство  раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции  искусства, что дает возможность  расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его  художественный вкус, стимулировать  творческую деятельность.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому  столь важны ценностные ориентиры  родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, частушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним – не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практикой пути приобщения детей к искусству (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина).

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр