Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, реферат
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного интеллектуального развития дошкольников в ДОУ, в семье необходимо применять и использовать обучающие дидактические игры, направленные на развитие умственных способностей, речи, воображения, мышления маленького человека. В играх следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Стр.
Введение………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста…….6
Дидактические игры и их значение в развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...15
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста…………………25
Заключение………………………………………………………………….…33
Список информационных источников…………………………………………………………………….35
С течением времени
ребенок становится все более
самостоятельным. У него
Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно - личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество детей, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт.
Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается характер воспитания в первые 6-7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.
Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.
К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Когда мы говорим о ребенке как объекте педагогической науки, важно не только знать и учитывать основные линии развития и особенности возраст. Обобщенное слово «ребенок» предполагает, что им может быть мальчик или девочка. Природа мудро разделила все живое на мужское и женское начала. Наличие мужчин и женщин - необходимое условие выживание человечества. И они – мужчины и женщины – очень разные. А значит, не могу быть одинаковыми и мальчики и девочки. Психологи, нейрофизиологи ищут ответ на вопрос: почему они разные и в чем конкретно заключается это различие. Педагоги в свою очередь тоже ставят вопросы: как их воспитывать, можно ли их обучать по одинаковым программам или следует создавать разные. Зарождается даже новая отрасль педагогики – нейропедагогика, которая ставит своей задачей разработку новых научных подходов к обучению и воспитанию детей разного пола.
Различия наблюдаются уже при рождении. Как правило, мальчики рождаются с большим весом, чем девочки, но зато девочки на 3-4 недели опережают мальчиков в развитии, что приводит к тому, что их половое созревание проходит быстрее, а детство становится короче, чем у мальчиков примерно на два года. По-разному происходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. Например, для мальчиков бесполезны долгие «нотации». Они быстро улавливают суть речи взрослого, реагируют сразу, а все наши долгие последующие нравоучения попросту не слушают и могут вдруг задать вопрос, совсем не относящийся к ситуации. Мама, воспитательница возмущены таким невниманием к воспитывающим воздействиям. А возмущаться не стоит. Просто нужно понимать, что и ругать, и хвалить мальчика нужно совсем не так, как девочку. Ученые (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева и др.) доказали, что мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. Пытаясь «воспитать мужчину», мы воспитываем жестокого, иногда озлобленного неудовлетворенного человека. И причиной тому – недостаток любви и форм ее выражения в детстве. И девочки, и мальчики любят похвалу. Но для мальчика значимо, за что его похвалили, а для девочки – кто и в присутствии кого похвалил. Конечно, бывает и наоборот, но все же определенная закономерность в реагировании на внешние воздействия существует. По-разному развиваются у детей разного пола и познавательные интересы. В одном и том же предмете или объекте их интересует разное. Мальчикам интересна марка машины, ее технические характеристики, а девочкам – внешний вид, возможность покататься, нажать на разные кнопки. Мальчиков интересуют выдающиеся поступки героев, а девочек – причины огорчений, страданий и т.д. Различий много, они проявляются во всем. Их нельзя игнорировать и не учитывать при изучении ребенка и при организации процесса воспитания и обучения.
Дети отличаются друг от
друга не только полом. Они различны
по темпераменту, по уже сложившемуся
характеру, по приобретенному жизненному
опыту и т.д. Все эти различия
нацеливают вдумчивого воспитателя
на дифференцированный подход к организации
воспитания. Внимание к развитию ребенка,
учет его индивидуальных особенностей
могут творить чудеса. Известны случаи,
когда благодаря этому
К сожалению, часто дифференцированно – индивидуальный подход понимается только как «скорая помощь» отстающим в развитии детям. Между тем, внимание необходимо каждому ребенку. Не в меньшей степени оно требуется способным, талантливым детям. Именно из-за успокоенного отношения к хорошо развивающимся ребятишкам (Чего волноваться, он нормально развит!) мы нередко искусственно приостанавливаем темп развития, пропускаем важные сенситивные периоды, как бы «усредняем» ребенка, делаем его похожим на всех.
Индивидуальный подход проявляется в подборе программы развития, в выборе методов воздействия, в определении способов общения и др.
Дошкольный возраст - это не простой возраст, ведь ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить – не навреди! Бойся помешать развитию, не загуби росток, из которого должно вырасти красивое существо по имени Человек!
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологи издавна
изучают игры детей и взрослых,
отыскивая их функции
Другое трактование природы, игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.
Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.
Игра – это наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.
Игра – главная сфера общения
детей; в ней решаются проблемы межличностных
отношений, совместимости, партнерства,
дружбы, товарищества. В игре познается
и приобретается социальный опыт
взаимоотношений людей. Игра социальная
по своей природе и
Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Классификация игр.
Классифицировать игры – это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.
В основе любой классификации
Тип – образец, форма чего-либо, единица расчленения, группа предметов, явлений, объединенных внешними или внутренними чертами, стандартности свойств объектов. Тип- обобщенный образ, в данном случае игры.
К понятию «классификация»
Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивные, либо делаются на конкретном собранном материале игр, специально «под этот» материал. В педагогической энциклопедии читаем: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.
Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.
Каждый блок или вид игр следует различать (что и делятся на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.
По содержанию. Содержание – определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех остальных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее как социального явления. Содержание – это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание – это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».
Круг явлений, которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существование игры-танцы, игры пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: собственно детские игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Интенсивное использование игр во второй половине ХХ столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно- деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технологический способ обучения.
По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появления. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.
По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.
Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин), игры девочек, девушек, женщин.
По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.
Достаточно большое количество игр не имеют жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Следует отметить, что из социального опыта постепенно уходят совместные, вневозрастные игры детей и взрослых.
По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные).