Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного интеллектуального развития дошкольников в ДОУ, в семье необходимо применять и использовать обучающие дидактические игры, направленные на развитие умственных способностей, речи, воображения, мышления маленького человека. В играх следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Содержание работы

Стр.
Введение………………………………………………………………………...3
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста…….6
Дидактические игры и их значение в развитии детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...15
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста…………………25
Заключение………………………………………………………………….…33
Список информационных источников…………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Реферат Никитиной Ксении.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Традиционно прочное место в  воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.

Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая  преподносится в прозрачной, ясной  по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки - особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими  ей сопереживанием, мысленным содействием  герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем  воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает  темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович - Арановская, Б.М. Теплов). Одним словом, как удивительно точно отметил  
К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые  посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации  культуры. От семьи зависит, будет  ли такое знакомство эпизодом в жизни  ребенка или надолго определит  его культурное развитие, станет служить  обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Особо тщательно следует продумать  первое посещение с ребенком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впечатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре – это сам спектакль, артисты, декорации, музыкальное оформление, в музее - экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром, музеем вести его в буфет, угощать сладостями – это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Первые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматриванием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ребенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое получили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые любимые картины», раскрывая в них новое содержание, художественные особенности.

Детей надо беречь от пагубного воздействия  так называемой массовой культуры, а точнее - антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой  психике ребенка-дошкольника противопоказаны  различные современные зрелищные  мероприятия-шоу с громким музыкальным  сопровождением, яркими световыми и  пиротехническими эффектами, с многолюдьем  присутствующих. Помимо того, что такие  зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость  к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи - это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы пришли к следующим выводам:

  1. дети дошкольного возраста обладают творческими способностями, у них хорошо развивается воображение, также дошкольник активно познает окружающий его мир, в этот же период активно развивается память, мышление, речь. Происходит активно физическое развитие ребенка, он становится крепче, самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп;
  2. огромная роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре – ведущему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике;
  3. интеллектуальное развитие ребенка в наше время стремительно возросло, так как происходит «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности. Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важной задачей интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности;

В дальнейшем мы планируем  создать сборник дидактических  игр и частично апробировать его  в период прохождения преддипломной  практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Колоцца Д.А. Детские игры. Их происхождение и педагогическое значение [Текст]: монография/ Д.А. Колоцца. – М.: ЮНИСЕФ, 1911, 167 с.
    2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.. перераб. и доп./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова; – М.: Академия, 2000.- 416 с.
    3. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: монография/ О.О. Косякова; учеб. пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 415 с.- (Высшее образование).
    4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: монография / В.С. Мухина; учеб. для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
    5. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе[Текст]: пособие для практ. псих., пед., и род. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.  – М.: ВЛАДОС,2001. – 256 с.
    6. Основы общей педагогики: Теория и методика обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2000.- 336с.    
    7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: программа/ А.В.Антонова[и др.]; под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 5-е изд.,  испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
    8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Макеева Т.А. [и др.]; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
    9. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры  [Текст]: монография. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
    10. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]: монография/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 1978, 215 с.

 

 


Информация о работе Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр