Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности повышения эффективности уроков курса «Окружающий мир» на основе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «дидактическая игра»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении мла–ших школьников;
3. Разработать фрагмент урока с использованием дидактической игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических……….. игр в школьном обучении……………………………………………….……...4
§1.Значение и сущность дидактической игры……………………….…..5
§2. Типы дидактических игр и методика их проведе-ния……………..…14
ГЛАВАII.Особенности и использование дидактических игр в кур-се…… «Окружающий мир………………………………………………………………19
§1. Методика проведения дидактических игр на уроках………….. Окружающего мира…………………………………………………………….19
§2. Разработка фрагмента урока с использованием дидактической…… игры…………………………………………………………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стерлитамакский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Факультет педагогике и психологии
Кафедра педагогики начального образования
Курсовая работа
Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»
Выполнила:
Студентка ПМНО – 32
Фахритдинова А.И.
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Гайсина Райса Сахиевна
Стерлитамак 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы
использования дидактических……….. игр
в школьном обучении……………………………………………….…….
§1.Значение и сущность дидактической игры……………………….…..5
§2. Типы дидактических игр и методика их проведения……………..…14
ГЛАВАII.Особенности и использование дидактических игр в курсе…… «Окружающий мир………………………………………………………………19
§1. Методика проведения дидактических игр на уроках………….. Окружающего мира…………………………………………………………….19
§2. Разработка фрагмента урока с использованием
дидактической…… игры……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...33
Введение
Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.). Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.
В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса.
Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать де–тельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развив–ет творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьни–ков, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному уча–стию в научно–техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эф–фективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В последние годы вопросы теории и практики ди–дактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Ива–ницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаре–ко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалось взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и мето–ды руководства дидактическими играми. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, кото–рые выступают как один из факторов успешного обучения.
Цель исследования: выявить возможности повышения эффективности уроков курса «Окружающий мир» на основе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «дидактическая игра»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении мла–ших школьников;
3. Разработать фрагмент урока с использованием дидактической игры.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников;
Предмет исследования: игра как метод формирования учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: если при изучении окружающего мира использовать разнообразные дидактические игры, то повысится эффективность обучения.
Методы исследования:
а) анализ педагогической литературы;
б) педагогическое наблюдение;
в) беседа с учителями и учениками начальных классов;
г) разработка конспекта урока.
§1. Значение и сущность дидактической игры
Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Под деятельностью в педагогике понимается активность субъекта, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя самого и условия своего существования. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
В игре , как считают психологи, начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Ребенок, начинающий сознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение.
Дидактические игры –
это разновидность игр с
1. Игровая деятельность как ведущая
не потеряла своего значения (об этом свидетельствует
и тот факт, что дети приносят в школу игрушки).
Можно согласиться с Львом Семеновичем
Выготским, который писал, что «в школьном
возрасте игра не умирает, а проникает
в отношения к действительности. Она имеет
свое внутреннее продолжение в школьном
обучении и в труде». Отсюда следует, что
опора на игровую деятельность, игровые
формы и приёмы – это важный и наиболее
адекватный путь включения детей в учебную
работу.
2. Освоение учебной деятельности,
включение в нее детей идет медленно (многие
дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности
детей. Связанные с недостаточной устойчивостью
и произвольностью внимания, преимущественно
непроизвольным развитием памяти. Преобладание
наглядно-образного типа мышления. Дидактические
игры как раз способствуют развитию у
детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована
познавательная мотивация. Основная трудность
в начальный период обучения заключается
в том, что мотив, с которым ребенок приходит
в школу, не связан с содержанием той деятельности,
которую он должен выполнить в школе. Мотив
и содержание учебной деятельности не
соответствуют друг другу. Побуждать же
к учению должно то содержание, которому
ребёнка учат в школе. Существуют различные
трудности адаптации при поступлении
ребёнка в школу (освоение им новой роли
– роли ученика, установление взаимоотношений
со сверстниками и учителями). Дидактическая
игра во многом способствует преодолению
указанных трудностей
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».[20]
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К. Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.[16]
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму.
По мнению В.А. Сухомлинского:«…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[9]
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Игра - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения. А так же это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Учебная деятельность, как и игра, — производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями.
С приходом ребёнка в школу изменяется его ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этих трудностей в обучении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
Информация о работе Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»