Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности повышения эффективности уроков курса «Окружающий мир» на основе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «дидактическая игра»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении мла–ших школьников;
3. Разработать фрагмент урока с использованием дидактической игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических……….. игр в школьном обучении……………………………………………….……...4
§1.Значение и сущность дидактической игры……………………….…..5
§2. Типы дидактических игр и методика их проведе-ния……………..…14
ГЛАВАII.Особенности и использование дидактических игр в кур-се…… «Окружающий мир………………………………………………………………19
§1. Методика проведения дидактических игр на уроках………….. Окружающего мира…………………………………………………………….19
§2. Разработка фрагмента урока с использованием дидактической…… игры…………………………………………………………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...33
1.От систематического их использования.
2.От целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельности мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать сопоставлять их; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление программ таких игр задача каждого учителя начальной школы. Выбор целенаправленных дидактических игр идет от своеобразия их правил – этого главного организующего элемента. Функции их различны: одни раскрывают содержание, другие приводят его в действие, третьи выполняют чисто дидактическую задачу. Учащихся младших классов в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого – активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учится, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка.
Присущие игре диагностическая,
воспитательная развивающая и другие функции должны быть обязательно
осознаны и освоены всеми специалистами
начальной школы для того, чтобы избежать
многочисленных случайностей, нелепостей
и грубых ошибок, которые возможны при
бессистемном, некорректном и просто неразумном
включении игры в педагогический процесс.
Так, один – два раза использовав на уроке
случайно пообобранные игры и не ощутив
от этого какого-либо эффекта, кто-то из
педагогов вполне может убедить себя в
дальнейшей их бесполезности. Другие учителя
сводят использование игры к строго дидактичным
играм, например, используют их только
для закрепления полученных на уроке знаний,
умений и навыков. Не менее вредит педагогическому
процессу стихийное, бессистемное и неумеренное
использование игр. Хорошо известно, что,
если выбрать из всего арсенала педагогических
средств, лишь одно, пусть даже самое удачное,
и постоянно пользоваться только им, последствия
могут оказаться прямо противоположными
ожидаемым. Так, частое, без меры использование
игр фактически превращает их в лучшем
случае в игры формальные, или псевдоигры,
которые уже давно наскучили и самому
учителю, и детям, правомерно заслуживая
их возмущения и отказа от участия в них.
Перечисленные ошибки являются наиболее типичными и пока еще достаточно часто встречаются при организации игр в начальной школе. Особенно они опасны в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития.
По словам П.Ф. Лесгафта, «в громадном
большинстве случаев не прирожденная
тупость ребенка, а педагогические ошибки
подготовляют ребенку горькую будущность,
оставляя на его личности проявлениях
и привычках неизгладимые следы нравственной
порчи и умственного бессилия».[8]
Использование потенциала игры в педагогической
работе в значительной мере связано с
профессионализмом и творчеством самого
педагога. Для того чтобы успешно организовывать
детские игры, он должен обладать своеобразным
«чувством игры», развитым творческим
воображением и, кроме того, определенным
запасом знаний и практических умений
в области методики игры. Именно этих знаний
не хватает большинству педагогов, работающих
с детьми младшего школьного возраста.
Успешность развития, обучения и воспитания
младших школьников в целом, а также конечный
результат профессиональной деятельности
педагогов будет зависеть от того, насколько
полно они будут подготовлены к:
–выработке оптимальной
стратеги и тактики включения игры в урок
и ее использования во внеурочной и внешкольной
работе с детьми;
–проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;
–творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, «педагогичных» (т.е. не унижающих достоинство ребенка, в терминологии Ш.А. Амонашвили) детских игр, конструированию целостных игровых программ.
Присутствие «великой учительницы» –игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовать в течение дня Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности детей, для эффективного стимулирования всех сторон их развития (при необходимости – его коррекции) для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Успешность развития, обучения и воспитания младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:
– выработке оптимальной стратеги и тактики включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми;
– проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;
– творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, «педагогичных» (т.е. не унижающих достоинство ребенка, в терминологии Ш.А. Амонашвили) детских игр, конструированию целостных игровых программ
§2. Разработка фрагмента урока с использованием дидактической игры
Игра «Ну-ка, накорми!»
Дидактическая задача: показать детям причины и смысл биологической конкуренции и специализации.
Подготовка к игре: для проведения игры необходимо заготовить в достаточном количестве условные изображения разных видов пищи (далее будем называть их фишками). Их можно вырезать из цветной бумаги, придав им соответствующую форму. Виды пищи должны отличаться друг от друга физическими свойствами и местоположением в природе. Например: яблоки, орехи, корешки, листья, нектар цветов (вырезать цветки). Детей разбить на группы по 5-6 человек. “Пищевое разнообразие”, т.е. количество видов пищи, должно соответствовать числу играющих в каждой группе.
Игровая задача: каждый ребенок должен набрать максимальное количество фишек, обозначающих определенный вид пищи.
Ход игры. Предложите каждому ребенку в группе какую-то роль, например, героя любимой сказки или мультфильма. Посадите каждую группу детей вокруг стола, покажите им коробку с фишками и объясните, что в одном саду выросло вот столько разных яблок, орехов, листьев и других видов пищи. Договоритесь с детьми, какие фишки какой вид пищи изображают. Затем все фишки вперемешку высыпать в центр стола. По сигналу учителя каждый ребенок должен выбрать из смеси те фишки, которые обозначают любимую пищу его персонажа.
Поскольку в игре отрабатываются два понятия, игра состоит из двух раундов, несколько отличающихся условием.
Раунд 1 (условие 1). Все персонажи любят одно и то же, например яблоки, и ничего другого не едят. Чем больше яблок “съест” каждый, тем для него лучше, но не менее любого числа, допустим 5. Если у ребенка оказалось меньше условленного минимума, его персонаж “голодает” или даже “умирает от голода”. Минимальное число зависит от количества заготовленных фишек, но слишком много их делать не следует. Во всяком случае, общее количество фишек, обозначающих один из видов пищи, должно быть меньше произведения числа игроков на установленный минимум (т.е. если на всех разделить поровну, то не всем хватит). Таким образом, задача каждого играющего – набрать из смеси как можно больше изображений одного, общего для всех вида пищи (в данном случае яблок). Разбор фишек может сопровождаться спорами между учениками и попытками отнять фишки друг у друга.
После того как дети выполнили задание, обсудите с ними ход игры и ее результат, обратите внимание на несколько моментов:
- каждый игрок старался
опередить другого, они
- кому-то не удалось
набрать необходимого
- этот сад не сможет прокормить столько едоков, кому-то придется искать себе другое место для жизни;
- оказалось, что остальные виды пищи не использованы, ее много, но она никому не нужна и пропадает зря.
Сделайте вывод: количество подходящего вида пищи ограничено, в то время как число едоков велико, всем не хватит, поэтому между ними возникают ссоры, драки. Это называется конкуренцией.
Определение: конкуренция
– отношение соперничества
Раунд 2 (условие 2). Каждый
из персонажей любит какой-то один вид
пищи, но при этом их интересы не пересекаются.
В остальном все игровые
После того как фишки разобраны, обсуждаем с детьми ход игры и приходим к выводам, что:
–никто не спорил и не отнимал фишки друг у друга;
– еды всем хватило с избытком;
– ничто не пропало зря, все съели;
– сад смог прокормить всех играющих, и более того, их число может быть несколько увеличено.
Теперь дети сравнивают оба раунда и делают общий вывод: когда каждый ест какой-то определенный вид пищи, который не едят другие, то в одном и том же саду может жить больше разных организмов, и они не мешают друг другу. Конкуренции за пищу между ними нет. Это, несомненно, выгодно всем. Но разные виды пищи отличаются друг от друга. Например, чтобы питаться орехами, нужно их достать и разгрызть, до корней нужно докопаться, жесткие листья нужно прожевать. А для этого необходимо иметь специальные приспособительные особенности.
Определение: наличие приспособительных особенностей в строении и образе жизни, позволяют уменьшать конкуренцию, называется специализацией.
А так ли бывает в настоящем саду, в лесу, в поле, вообще в природе? Всякий раз, рассматривая с детьми отдельные виды или природные экосистемы, необходимо обратить внимание младших школьников на специализацию организмов.
Заключение
В процессе работы над темой был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. В результате чего был сделан вывод, что вопрос об использовании игры в обучении стоял давно(к нему обращались Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), но в последнее время интерес к этой проблеме сильно возрос со стороны педагогов, авторов УМК.
Игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.
Тем не менее, не все авторы включают игровой материал в свои учебники, тетради и методические пособия. А.А.Плешаков был первым, кто начал использование игрового материала в своих учебниках и тетрадях.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что дидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование дидактических игр особенно необходимо в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Информация о работе Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»