Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности повышения эффективности уроков курса «Окружающий мир» на основе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «дидактическая игра»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении мла–ших школьников;
3. Разработать фрагмент урока с использованием дидактической игры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических……….. игр в школьном обучении……………………………………………….……...4
§1.Значение и сущность дидактической игры……………………….…..5
§2. Типы дидактических игр и методика их проведе-ния……………..…14
ГЛАВАII.Особенности и использование дидактических игр в кур-се…… «Окружающий мир………………………………………………………………19
§1. Методика проведения дидактических игр на уроках………….. Окружающего мира…………………………………………………………….19
§2. Разработка фрагмента урока с использованием дидактической…… игры…………………………………………………………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...33
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .
Деловая игра. Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Этот вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода.
Данилов И.К. в своей статье «Об игровых моментах на уроках математики» предлагает различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Еще один вид
классификации дидактических
Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Глава II. Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»
§1. Особенности содержания и методика проведения дидактических игр на уроках Окружающего мира
Дидактические игры направлены на решение конкретных познавательных задач, но в то же время в них закладывается воспитательный и развивающий потенциал. Использование на уроках изучения окружающего мира дидактических игр и игровых заданий способствует тому, что дети незаметно для себя без особого напряжения приобретают или закрепляют знания о природе, обществе, существующих взаимосвязях, умения и навыки общения с природой, друг с другом, со взрослыми.
Основные требования к организации дидактической игры:
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структура дидактической игры при использовании ее в курсе «Окружающий мир» содержит следующие компоненты: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, подведение итогов.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.
Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Подведение итогов. В конце игры подводится итог, отмечаются результаты решения поставленной вначале дидактической задачи.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.
Правила игры. Их содержание
и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребенка,
познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми
действиями. Правила содержат нравственные
требования к взаимоотношениям детей.
К выполнению ими норм поведения. В игре
правила являются заданными. С помощью
правил педагог управляет игрой, процессами
познавательной деятельности, поведением
детей. Правила влияют и на решение дидактической
задачи – незаметно ограничивают действия
детей, направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится
сразу после окончания игры. Это может
быть подсчет очков; выявление детей, которые
лучше выполнили игровое задание определение
команды-победительницы и т. д. необходимо
при этом отметить достижения каждого
ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении игр необходимо сохранить
все структурные элементы, поскольку именно
с их помощью решаются дидактические задачи.
Можно выделить следующие основные условия для проведения игры:
1.Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4.Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
5.Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6.Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7.Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Грамотное проведение игры
обеспечивается четкой организацией дидактических
игр, прежде всего педагог должен осознать
и сформулировать цель игры, ответить
на вопросы: какие умения и навыки дети
освоят в процессе игры, какому моменту
игры надо уделять особое внимание, какие
воспитательные цели преследуются при
проведении игры? Нельзя забывать, что
за игрой стоит учебный процесс. И задача
педагога – направить силы ребенка на
учебу, сделать серьезный труд для детей
занимательным и продуктивным.
Далее необходимо определиться с количеством
играющих. В разных играх предусмотрено
различное их количество. По возможности
надо стремиться, чтобы в игре участвовал
каждых ребенок. Поэтому если игровую
деятельность осуществляет часть детей,
то остальные должны исполнять роль контролеров,
судей, то есть тоже принимать участие
в игре.
Следующим этапом
при организации дидактической
игры является подбор
И, наконец, важно продумать заключение,
подведение итогов после проведения дидактической
игры. Большое значение имеет коллективный
анализ игры. Оценивать следует быстроту,
и главное – качество выполнения игровых
действий детьми. Обязательно нужно обратить
внимание и на проявление поведения детей
и качеств их личности в игре: как появилась
взаимовыручка в игре, настойчивость в
достижении цели. Постоянно демонстрируйте
детям их достижения.
Важно продумать поэтапное распределение
игр и игровых моментов на уроке. В начале
урока цель игры – организовать и заинтересовать
детей, стимулировать их активность. В
середине урока дидактическая игра должна
решить задачу усвоения темы; в конце урока
игра может носить поисковый характер.
На любом этапе урока игра должна отвечать
следующим требованиям: быть интересной,
доступной, включать разные виды деятельности
детей. Игра, следовательно, может быть
проведена на любом этапе урока. Она используется
также на уроках разного типа. Так, на уроке
объяснения нового материала в игре должны
бить запрограммированы практические
действия детей с группами предметов или
рисунками
На уроках закрепления материала используют
игры на воспроизведение свойств действий
и вычислительных примеров. В системе
уроков по теме важно подобрать игры на
разные виды деятельности: исполнительскую,
воспроизводительную, преобразующую,
поисковую.
Дидактическая игра входит
в целостный педагогический процесс,
сочетается и взаимосвязана с другими формами
обучения и воспитания.
Чрезвычайно важны программы дидактических
игр для начальной школы, особенно для
первых классов. Переход от собственно
игры к учению должен быть плавным, иметь
мостик, состоящий как бы из «полуигры»,
«получения». Зарождающееся в дошкольном
возрасте словесно-логическое мышление,
умение решать задачи «в уме» требует
от начальной школы системы целенаправленного
развития этих способностей, в том числе
с помощью дидактических игр. Опытные
учителя утверждают, что игры вызывают
у школьников живой интерес к предмету,
позволяют развивать индивидуальные способности
каждого ученика, воспитывают познавательную
активность. Безусловно, в процессе обучения
дидактическая игра – вторичный этап.
На уроке дети получают систематизированные
знания об окружающем мире, во время досуга
учатся самостоятельно применять эти
знания в соответствии с правилами игры.
Благодаря этому их знания становятся
более осознанными, четкими.
Результативность дидактической игры
зависит:
Информация о работе Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»