Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности повышения эффективности уроков курса «Окружающий мир» на основе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «дидактическая игра»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении мла–ших школьников;
3. Разработать фрагмент урока с использованием дидактической игры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических……….. игр в школьном обучении……………………………………………….……...4
§1.Значение и сущность дидактической игры……………………….…..5
§2. Типы дидактических игр и методика их проведе-ния……………..…14
ГЛАВАII.Особенности и использование дидактических игр в кур-се…… «Окружающий мир………………………………………………………………19
§1. Методика проведения дидактических игр на уроках………….. Окружающего мира…………………………………………………………….19
§2. Разработка фрагмента урока с использованием дидактической…… игры…………………………………………………………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается  в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Интересный вид дидактической  игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди  прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .

Деловая игра. Деловая  игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Этот вид деятельности способствует закреплению системы  знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода.

Данилов И.К. в своей  статье «Об игровых моментах на уроках математики» предлагает различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

 Еще один вид  классификации дидактических игр:  обучающие,   контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают  новые знания, умения и навыки или  вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет  игра, дидактическая цель которой  состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»

 

§1. Особенности содержания и методика проведения дидактических игр на уроках Окружающего мира

Дидактические игры направлены на решение конкретных познавательных задач, но в то же время в них закладывается воспитательный и развивающий потенциал. Использование на уроках изучения окружающего мира дидактических игр и игровых заданий способствует тому, что дети незаметно для себя без особого напряжения приобретают или закрепляют знания о природе, обществе, существующих взаимосвязях, умения и навыки общения с природой, друг с другом, со взрослыми.

Основные требования к организации дидактической  игры:

  • Отсутствие принуждения при вовлечении учеников в игру;
  • Учет психологических и физических особенностей младших школьников при подборе дидактических игр;
  • Уважение к личности ученика;
  • Простота и точность формулировки правил игры;
  • Оптимальный темп игры; замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

Существенный признак  дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структура дидактической игры при использовании ее в курсе «Окружающий мир» содержит следующие компоненты: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, подведение итогов.

Наличие дидактической  задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Дидактическая задача реализуется  на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.

Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.

Одним из составных элементов  дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.

Подведение итогов. В  конце игры подводится итог, отмечаются результаты решения поставленной вначале дидактической задачи.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Обучение в школе  направлено на передачу детям определенного  объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе  может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. 
Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей. 
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

      Можно выделить следующие основные условия для проведения игры:

1.Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

2.Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

3.Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4.Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

5.Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6.Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7.Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным. 
Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

 Следующим этапом  при организации дидактической  игры является подбор дидактических  материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр. 
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения. 
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны бить запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками  
На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. 
Чрезвычайно важны программы дидактических игр для начальной школы, особенно для первых классов. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным, иметь мостик, состоящий как бы из «полуигры», «получения». Зарождающееся в дошкольном возрасте словесно-логическое мышление, умение решать задачи «в уме» требует от начальной школы системы целенаправленного развития этих способностей, в том числе с помощью дидактических игр. Опытные учителя утверждают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра – вторичный этап. На уроке дети получают систематизированные знания об окружающем мире, во время досуга учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с правилами игры. Благодаря этому их знания становятся более осознанными, четкими. 
Результативность дидактической игры зависит:

Информация о работе Использование дидактических игр в курсе «Окружающий мир»