Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы было изучение игровых педагогических технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- выявить структуру учебной игры.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития игровой деятельности, ее особенности и структура… 5
2. Игровые педагогические технологии ………………………….…………. 14
2.1 Понятие педагогической технологии………………………………….14
2.2 Игровая технология в системе педагогических технологий……..….15
2.3 Технология учебной игры……………………………..……………….18
2.4 Структура учебной игры………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………. 27
Список литературы………………………………………………………………. 28
Роль неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра — свободная от ограничений и запретов деятельность. По мнению же Л. С. Выготского, игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений, воплощенной в правиле, и поэтому является школой произвольности, воли и морали. На первом этапе, считает ученый, ребенок создает мнимую ситуацию по скрытым правилам. В дальнейшем доминирует правило, мнимая ситуация становится скрытой. При этом чем жестче правило, тем больше оно регулирует деятельность ребенка, тем напряженнее становится игра.
Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:
• правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.
Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развернутым сюжетом, развернутой ролью и скрытыми правилами к играм со свернутым сюжетом, свернутой ролью и открытыми, четкими правилами.
Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через речевой этап их выполнения. Игровое действие двойное: по смыслу и по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям (движениям) — до действий в речевом плане.
Е. В. Зворыгиной так представлен генезис игровых действий:
Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Замещение — важная характеристика сюжетно-ролевой игры.
Основа игры — создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого и смыслового поля (поля «присвоенных» в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры, которая осуществляется:
а) при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании — по сути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;
б) при принятии и выполнении роли взрослого, являющегося ориентиром в моделируемых социальных отношениях. Игра — промежуточное звено между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации.
Соотношение «игровой предмет — выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками — партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями.
А. П. Усова считала, что по характеру игровых отношений можно судить о развитии определенного этапа игры:
Таким образом, нами были подробно
рассмотрены особенности и
2.1 Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:
- В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
- По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [19].
В то время как:
- Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [11].
- Педагогическая технология по Беспалько В.П. - это содержательная техника реализации учебного процесса [4].
- Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [12].
Анализ приведенных выше
определений показывает, что многие
исследователи идентично
Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Ю.К. считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования"[3]. Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся" [8].
В истории дидактики сложились
различные классификации
В метод обучения игра превращается при условиях:
- наполнения технологии определенным содержанием;
- придания содержанию дидактического смысла;
- наличия мотивации обучаемых;
- установления дидактических связей с другими методами обучения [5].
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что учебная игра:
- Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
- Одно из наиболее эффективных
средств активизации,
- Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
- Позволяет решать вопросы
передачи знаний, навыков, умений;
добиваться глубинного
- Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
- Преимущественно коллективная,
групповая форма деятельности, в
основе которой лежит
- Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
- В процессе обучения
отличается наличием четко
Исходя из данных выше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.
Информация о работе Использование игровых педагогических технологий на уроке