Использование игровых педагогических технологий на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было изучение игровых педагогических технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- выявить структуру учебной игры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития игровой деятельности, ее особенности и структура… 5
2. Игровые педагогические технологии ………………………….…………. 14
2.1 Понятие педагогической технологии………………………………….14
2.2 Игровая технология в системе педагогических технологий……..….15
2.3 Технология учебной игры……………………………..……………….18
2.4 Структура учебной игры………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………. 27
Список литературы………………………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Доделанная.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

Роль неразрывно связана  с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра — свободная от ограничений и запретов деятельность. По мнению же Л. С. Выготского, игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений, воплощенной в правиле, и поэтому является школой произвольности, воли и морали. На первом этапе, считает ученый, ребенок создает мнимую ситуацию по скрытым правилам. В дальнейшем доминирует правило, мнимая ситуация становится скрытой. При этом чем жестче правило, тем больше оно регулирует деятельность ребенка, тем напряженнее становится игра.

Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:

  • правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре;
  • выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя его в игровых действиях ребенка, но сами правила в явной форме еще не выступают перед ребенком и не осознаются им;
  • правило выступает в явной форме, осознается и формулируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушения игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры, т. е. в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения. Это подчеркивает оценочный характер коллективной совместной игры детей и ее приоритетность по сравнению с индивидуальной игрой с точки зрения развития произвольности в детском возрасте;

• правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.

Вначале правило  скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развернутым сюжетом, развернутой ролью и скрытыми правилами к играм со свернутым сюжетом, свернутой ролью и открытыми, четкими правилами.

Роль реализуется  в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через речевой этап их выполнения. Игровое действие двойное: по смыслу и по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям (движениям) — до действий в речевом плане.

Е. В. Зворыгиной так представлен  генезис игровых действий:

  • игровые действия с реальным предметом;
  • условные действия с предметом разной степени обобщенности;
  • условные действия, уподобляющиеся особенностям реального действия с предметом, но совершаемые без предмета;
  • условные действия, обозначаемые жестом;
  • условные действия, обозначаемые словом.

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Замещение — важная характеристика сюжетно-ролевой игры.

Основа игры — создание мнимых, воображаемых ситуаций, для  которых характерно расхождение  видимого и смыслового поля (поля «присвоенных»  в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры, которая осуществляется:

а) при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании — по сути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;

б) при принятии и выполнении роли взрослого, являющегося ориентиром в моделируемых социальных отношениях. Игра — промежуточное звено между ситуационной связанностью мышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации.

Соотношение «игровой предмет  — выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;
  • реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры. 
    Функции реальных отношений: планирование сюжета игры,

распределение ролей, игровых  предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками — партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями.

А. П. Усова считала, что  по характеру игровых отношений  можно судить о развитии определенного  этапа игры:

  • индивидуальной игры (сосредоточение);
  • игры рядом (соблюдение «дисциплины расстояния»);
  • играющей группы, основанной на игровом взаимодействии, которое строится на интересе к содержанию игры и к 
    партнеру по игре;
  • этапа играющих коллективов, на основе интереса к партнерам по игре, их возможностям, способностям, личностным 
    характеристикам.[2]

Таким образом, нами были подробно рассмотрены особенности и структура  игровой деятельности и мы выяснили, что игровая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности своей структурой.

 

 

 

  • 2. Игровые педагогические технологии

  •  

    2.1 Понятие педагогической  технологии

     

    В настоящее время в  педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое  технология в целом:

    - В толковом словаре  технология определяется как  совокупность  приемов, применяемых  в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

    - По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство,  умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [19].

    В то время как:

    - Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [11].

    - Педагогическая технология по Беспалько В.П. - это содержательная техника реализации учебного процесса [4].

    - Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [12].

    Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.

     

      1. Игровая технология в системе педагогических технологий.

     

    Согласно классификации  Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

    1. Игровые.
    2. Догматические, репродуктивные.
    3. Объяснительно-иллюстративные.
    4. Развивающее обучение.
    5. Проблемные, поисковые.
    6. Программированное обучение.
    7. Диалогические.
    8. Творческие.
    9. Саморазвивающее обучение.
    10. Информационные (компьютерные) [18,с.44].

    В учебнике педагогики под  ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:

      • организация учебного процесса;
      • методы и формы учебной деятельности учащихся;
      • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
      • диагностика учебного процесса [13].

    Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Ю.К. считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования"[3]. Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся" [8].

    В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, мы приведем классификацию  по источнику получения знаний:

    1. словесные;
    2. наглядные:
    • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
    • использование технических средств;
    • просмотр кино- и телепрограмм.
    1. практические:
    • практические задания;
    • тренинги;
    • деловые игры;
    • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

    В метод обучения игра превращается при условиях:

    - наполнения технологии  определенным содержанием;

    - придания содержанию  дидактического смысла;

    - наличия мотивации обучаемых;

    - установления дидактических  связей с другими методами  обучения [5].

    Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что учебная игра:

    - Хорошо известная, привычная  и любимая форма деятельности  для человека любого возраста.

    - Одно из наиболее эффективных  средств активизации, вовлекающее  участников в игровую деятельность  за счет содержательной природы  самой игровой ситуации, и способное  вызывать у них высокое эмоциональное  и физическое напряжение. В игре  значительно легче преодолеваются  трудности, препятствия, психологические  барьеры.

    - Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

    - Позволяет решать вопросы  передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного  осознания участниками законов  природы и общества; позволяет  оказывать на них воспитательное  воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях,  и лечить.

    - Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

    - Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в  основе которой лежит соревновательный  аспект. В качестве соперника,  однако, может выступать не только  человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

    - Нивелирует значение  конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

    - В процессе обучения  отличается наличием четко поставленной  ситуационной цели и соответствующего  ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата. [22]

    Исходя из данных выше определений  и классификаций, мы можем сделать  вывод, что игровые  технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в  которой является игра, есть игровая  технология.

    Информация о работе Использование игровых педагогических технологий на уроке