Использование игровых педагогических технологий на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было изучение игровых педагогических технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- выявить структуру учебной игры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития игровой деятельности, ее особенности и структура… 5
2. Игровые педагогические технологии ………………………….…………. 14
2.1 Понятие педагогической технологии………………………………….14
2.2 Игровая технология в системе педагогических технологий……..….15
2.3 Технология учебной игры……………………………..……………….18
2.4 Структура учебной игры………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………. 27
Список литературы………………………………………………………………. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Доделанная.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Технология учебной игры

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных учебных игр.

В отличие от игр вообще учебная игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Учебная игра как специальный  вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и  назначение которого - создать условия  для саморазвития личности учащихся.

При рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями учебных игр, чаще всего разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению учебных игр:

  • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
  • по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);
  • по игровой среде ( с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные) [ 21, с. 56].

Е. А. Крюкова подразделяет учебные игры на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор, то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была более оригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правоте своих воззрений [9, c.150].

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим  образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).

В данной работе также важна  классификационная модель по структурным  элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры - паузы.

При планировании педагогической работы в определенных случаях важно  разделять учебные игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые [23].

Источником возникновения  и внедрения подобных приведенным и других учебных игр является наличие и возможность функционирования их:

- в технологии одного  отдельно взятого занятия;

- в структуре ряда занятий  по одной, отдельно взятой теме;

- в структуре всего  курса дисциплины.

Учебные игры, как элемент системы занятий существуют в определенных условиях, которые воздействуют на них и они в свою очередь активно воздействует на условия, в которых действуют, также они активно взаимодействуют с традиционными методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяются её границы.

Рассмотрим основные требования к учебной игре и условиям её проведения. А.Деркач выделяет следующие требования:

     -   Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальны особенности учеников–характер, темперамент.

     -Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально - психологическая готовность учащихся к такому роду деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенции участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата.

     -Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.

Участники игры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д.[6].

Таким образом мы выяснили, что существует множество классификаций учебной игры и чаще всего исследователи разделяют их по месту и времени их проведения. Также установили, что существуют психологические, социально-психологические и педагогические требования к организации учебной игры.

 

2.4 Структура учебной  игры

 

Игра - это яркий и эмоциональный  праздник. В организации учебной игры все должно быть продумано до мелочей.

  1. Выбор игры. Учитель должен выбрать учебную игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Выбор игровых технологий в практике работы педагогического  коллектива продиктован принципом  активности ребенка в процессе обучения, которая характеризуется высоким  уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью  и соответствием социальным нормам, т.к. игра наряду с трудом и учением - одна из основных видов деятельности человека. Учебная игра используется в качестве:

  1. самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы [23].

Различные виды игр используются практически на всех ступенях обучения.

  1. Подготовка игры.
  1. Предварительная подготовка учащихся к игре.

Задача учителя заключается  в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую  нагрузку. Это в основном относится  к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью  организовывать подготовку, пусть они  сами проявят самостоятельность.

  1. Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен  на создание эмоционального игрового настроения [24].

III. Введение в  игру.

  1. Предложение игры детям.

Обычно организатору учебной игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в : « Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:». Этого достаточно.

  1. Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

  1. Выбор участников игры.

Участников учитель может  сам выбирать, потому что ученики  могут обидеться. Учитель может  предложить головоломку. Кто быстрее  решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер  журнале и т. п. для учителя  важно включить каждого школьника  в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше[23].

IV. Ход игры.

  1. Начало игры.

Очень важно, чтобы игра набрала  обороты. Учебные игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

  1. Развитие игрового действия (кульминация).

На этой стадии максимально  проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить  за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

  1. Заключительный этап учебной игры.

Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует  ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о  приближении ее окончания. Таким  образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры [23].

V. Подведение  итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов учебной игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки  к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться  оценка результатов;

2) со всей тщательностью  обязательно отметить положительные  стороны команд (участников), которые  не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало  игре, если таковое было. И, конечно,  всем должно быть предельно  ясно, что команды, которые получили  призовые места, действительно  были сильнее [18].

VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка  эмоционального состояния).

Важнейшая роль в игровых  технологиях принадлежит заключительному  ретроспективному обсуждению, в котором  учащиеся совместно анализируют  ход и результаты игры, соотношение  игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия [23].

Несмотря на то, что учитель  сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как  это коллективное настроение. Учителю  важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Оценка в учебной игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм [15, c.124].

При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах  ученики теряют нить игры, эмоциональный  настрой, забывают правила. В тоже время  следует учитывать и такие  факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся  ситуацию, изменить стратегию или  тактику игровых действий. Если отдельные  игроки или игровые группы не в  состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может  поменять исходные данные и затем  продолжить игру. Такой же подход в  игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп  значительно опережают остальных  по всем остальным показателям. В  этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто  явно лидирует, не пропало желание  играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять  игру [7].

Информация о работе Использование игровых педагогических технологий на уроке