Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы было изучение игровых педагогических технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и классификацию игровых технологий;
- выявить структуру учебной игры.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. История развития игровой деятельности, ее особенности и структура… 5
2. Игровые педагогические технологии ………………………….…………. 14
2.1 Понятие педагогической технологии………………………………….14
2.2 Игровая технология в системе педагогических технологий……..….15
2.3 Технология учебной игры……………………………..……………….18
2.4 Структура учебной игры………………………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………………. 27
Список литературы………………………………………………………………. 28
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Понятие педагогической технологии………………………………….14
2.4 Структура учебной игры……………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей.
Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Целью данной курсовой работы было изучение игровых педагогических технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- выявить сущность и
классификацию игровых
- выявить структуру учебной игры.
Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на то, что про игровые педагогические технологии известно давно, учителя не применяют их на своих уроках.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассматриваются цели, задачи и актуальность выбранной темы. В первой главе рассмотрена игра вне учебного процесса, игровая деятельность, подробно рассмотрены её структура и особенности. Во второй главе говорится об игровых технологиях в системе педагогических технологий, об учебной игре, её структуре. В заключении даются выводы по всей курсовой работе.
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.
Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно - политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых по следующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.
В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества. [10]
Понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется "предаваться ребячеству". У евреев слову "игра" соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян "ludo" означало радость, веселье. По санскритски «кляда» означало игру, радость. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, — с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д. [21]
В современной психологии игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни [1]
Хорошо выделил особенности игры нидерландский философ, историк, исследователь культуры Й. Хейзинга
1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение.
2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.
3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.
Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.
4. Игре свойственно
эмоциональное и волевое напряжение.
Напряжение вызывается неуверенностью,
неустойчивостью, неким шансом или возможностью.
Чтобы нечто «удалось», требуются усилия.
Напряжение присутствует уже в хватательных
движениях грудного младенца, у котенка,
го
няющего катушку ниток, у играющей в мяч
маленькой девочки. Оно преобладает в
индивидуальных играх на ловкость и сообразительность
– головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе
в мишень, – и значение его возрастает
по мере того, как игра приобретает все
более соревновательный характер. В азартной
игре и в спортивном состязании он достигает
крайней точки. Напряжение игры подвергает
проверке играющего: его физическую силу,
выдержку и упорство, находчивость, удаль
и отвагу, выносливость, а вместе с тем
и духовные силы играющего, коль скоро
он, одержимый пламенным желанием выиграть.
5. У каждой игры свои правила.
Они диктуют, что будет иметь силу внутри
отграниченного игрой временного мирка.
Правила игры обязательны и не подлежат
сомнению. Стоит нарушить правила, и все
здание игры рушится. Игра перестает существовать.
Свисток спортивного судьи разрушает
чары и
временно восстанавливает в правах «обыденный
мир».
6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» – «это игра для нас, а не для других
7. Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден.
8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т.д. и т.п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выхо-дят за рамки всеобщих норм жизни, – это чувство сохраняет свою силу далеко за ределами игрового времени.
Как видим из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно, обиняком от всех других видов человеческой деятельности. [20]:
Игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Структурные компоненты игры: сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.
Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на дне взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая — сфера деятельности людей, сфера их груда и отношений между ними. Так как в реальной действительности они переплетены, а конкретная деятельность людей, их отношения в социальном и предметном мире чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг общения, вместе с расширением его кругозора. А. П. Усова подчеркнута, что развитие сюжета игр идет от выполнения ролевых действий к ролям-образам (от отобразительных действий к изобразительным).
Н. Я. Михайленко выделяет сюжеты трех степеней сложности:
а) сюжет с единственным персонажем, с определенными предметами в одной или нескольких ситуациях;
б) сюжеты с несколькими персонажами,
набором соответствую
щих действий, через последовательность
которых дети включены в общую ситуацию;
и) сюжеты, в которых связь между персонажами проявляется в отношениях между ними. Логика развития сюжетов детских игр, по ее мнению, такова:
Второй структурный компонент игры — роль — центральная ее единица, объединяющая все остальные компоненты. Именно и роли представлены в единстве аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Как показывают исследования, между ролью и характером соответствующих действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражены в игре смысл, задача и система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых; чем конкретнее и более развернуты игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деятельности. Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения.
Н. Я. Михайленко выделила генетические этапы становления роли в детской игре:
В ходе этих этапов у детей
формируется способность
Информация о работе Использование игровых педагогических технологий на уроке