Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Введение …………………………………………………………………..…….…....3
Глава 1. Педагогические основы использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…..………….……………....6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности.…………….…………….8
1.3 Значение игры в обучении………………………………………..….………….9
1.4 Теория и классификация игр…………………………………………….………11
1.5 Игровые педагогические технологии…………………………….……………..13
Глава 2. Применение игровых технологий в процессе обучения младших школьников
2.1 Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках……………………………………………………………………...15
2.2 Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала………………………………….……..…………………..……….17
2.3 Способы использования дидактических игр при закреплении материала……………………………………………………………………………...20
Заключение …………………………………………………………………............24
Литература ...........................................................................................................25
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Несвижский государственный
колледж имени Якуба Коласа»
Использование игровых технологий
в процессе обучения младших школьников
Курсовая работа
Глобаж Елена Михайловна
Несвиж, 2009
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Педагогические основы
использования игровых технологий
в процессе обучения младших школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения
игры…..………….……………....6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности.…………….…………….8
1.3 Значение игры
в обучении………………………………………..….…
1.4 Теория и классификация игр…………………………………………….………11
1.5 Игровые педагогические
технологии…………………………….……………..
Глава 2. Применение игровых технологий в процессе
обучения младших школьников
2.1 Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках……………………………………
2.2 Особенности использования
дидактических игр
при объяснении нового материала………………………………….……..………
2.3 Способы использования дидактических
игр при закреплении материала………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература ...................
Приложения
Введение
Не насильственно преподавай детям науки, милейший, а в процессе игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И.Сорокина и др.) и младших школьников (А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, А.С. Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению всех предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Цель исследования: изучение особенностей использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников.
Задача исследования:
1. Проанализировать литературу с целью выявления сущности игры.
2. Выявить педагогические и методические основы использования игровых технологий.
3. Исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм в процессе обучения.
Объект исследования: учащиеся 3 класса в возрасте 9-10 лет.
Предмет исследования: использование игровых технологий в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; наблюдение педагогической деятельности; анкетирование педагогов и учащихся.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников способствует активизации их познавательной деятельности и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.
ГЛАВА I.
Педагогические основы использования игровых
технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?
Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание
педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. /4, 23/
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» /4, 68/. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» /8, 381/.
Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» /3, 91/.
«Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального “я”. Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору. Так, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры - театральной иллюзией» /5, 288/.
Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников