Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…….…....3

Глава 1. Педагогические основы использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…..………….……………....6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности.…………….…………….8
1.3 Значение игры в обучении………………………………………..….………….9
1.4 Теория и классификация игр…………………………………………….………11
1.5 Игровые педагогические технологии…………………………….……………..13

Глава 2. Применение игровых технологий в процессе обучения младших школьников
2.1 Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках……………………………………………………………………...15
2.2 Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала………………………………….……..…………………..……….17
2.3 Способы использования дидактических игр при закреплении материала……………………………………………………………………………...20

Заключение …………………………………………………………………............24

Литература ...........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Использование игровых технологий .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

     Учащимся начальной школы нравятся все уроки, а особенно - с использованием игр. Так 12 человек отметило, что им нравятся уроки с использованием игр, 7 учеников - уроки, на которых используются таблицы, схемы, рисунки.

      Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали на своих уроках игры, остальные отдают внимание урокам  с использованием таблиц, схем, рисунков, самостоятельным работам и индивидуальной работе по карточкам.

      На вопрос «Как часто в вашем  классе бывают игры?» большая  часть детей -15 учеников - ответила, что «очень часто».

      Принимать участие в играх хочет весь класс.

      Практически основная масса детей – 20 человек - считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

      Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов. Кроме того, игра помогает формированию и проявлению  потребности  ребенка  воздействовать  на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей  деятельности.  Разрешение какой-то определенной задачи в игре  связано  с  умственным  напряжением,  с преодолением  трудностей,  что  приучает  ребенка   к   умственному   труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся  наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным  признакам;  упражнять память, внимание; проявлять сообразительность,  находчивость,  а  главное  - обретают вкус к учебной деятельности.

      Игра и игровые технологии можно использовать на всех этапах урока. Рассмотрим особенности использования дидактических игр на этапе работы над новым материалом.

 

2.2  Особенности    использования    дидактических    игр    при объяснении нового материала

      Игра ценна только в том  случае, когда она содействует  лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

       Практика показывает, что занимательный  материал применяется на разных  этапах усвоения знаний: на этапах  объяснения нового материала,  его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

      В практике начальной школы  используются игры на этапе  повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

      При объяснении нового материала  необходимо использовать такие  игры,  которые содержат существенные  признаки изучаемой темы. Также  в ней должны быть заложены  практические действия детей с группами предметов или рисунков.   

      Так, например, на обобщающем уроке по теме «Животные» по предмету «Человек и мир» можно использовать дидактическую игру «Зоологическое лото».

      Цели игры: расширять представления детей о животных – обитателях лесов, водоёмов, полей; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к окружающему миру.

      Оборудование: иллюстрации животных.

      Учитель показывает детям иллюстрации животных, а они  отбирают животных  и мотивируют своё решение – почему эти животные живут в поле (водоёме, лесу).

  Обитатели леса  – медведь, лиса, волк, заяц, белка.

 

             

 

                                                

 
  Обитатели водоёмов – бобёр,  тюлень, выдра.

 

               

 
  Обитатели поля – хомяк,  суслик, мышь.

 

                     

 

 

– Как вы думаете, почему в поле не живут крупные звери?

   – Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете – почему?

      На уроке математики по теме  «Трёхзначные числа» используется  игра «Молчанка».

      Цели игры: учить устанавливать связи между устной и письменной нумерацией трёхзначных чисел, совершенствовать навыки самостоятельного принятия решений; воспитывать умение сотрудничать.

      Оборудование: абак или карточки  с трёхзначными числами.

      Учитель называет трёхзначные числа, а учащиеся иллюстрируют их на абаке или карточках и показывают их молча учителю, записывают в тетради.

      Число, у которого:

                                  

5с, 4дес, 6ед

1с, 6дес, 3ед

9с, 9дес, 1ед

2с, 1дес, 5ед

7с, 3дес, 9ед

8с, 7дес, 7ед

8с, 10дес, 12ед

5с, 36дес, 124ед

2с, 49дес, 310ед

1с, 80дес, 100ед


.

      Во время объяснения нового  материала по теме «Лес –  природное сообщество»  на  уроке  по предмету «Человек  и мир» наиболее полезна игра «Шифровщик».

      Цель: заинтересовать детей во время объяснения нового материала, помочь им быстро включиться в работу; воспитывать любовь к природе.

      Оборудование: таблица с буквами и слогами.

      Используя ключи, которые размещены в таблице, отыскать и записать в тетрадь названия растений.


КА


СК


НА


ШИ


Т


ЛЕ


РЕ


БЕ


ЛИ

10 
К

11 
ЩИ

12 
РУ


Ключи:

1) 6–11–3; 
2) 1–9–3; 
3) 8–7–2–6–5; 
4) 10–12–4–3;     

      Параллельно с ответами детей (в процессе проверки) на магнитный плакат вывешиваются иллюстрации кустарников, названных учениками.

                         

     1) лещина;                   2) калина;                3) бересклет;                 4) крушина. 

      На уроке изобразительного искусства по теме «Сказка о грибах (Волшебный зонтик)» детям можно предложить игру «Характер»

     Цель: развивать внимание, чувственно-эмоциональное восприятие явлений природы, умение передавать в живописной работе характер и настроение персонажей.

    Оборудование: иллюстрации грибов.

      Необходимо описать грибы в зависимости от их «характеров» и передать это на рисунке, который дети будут затем рисовать.

1     2     3       4

 

  • веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой, …;
  • может быть испуганным, гордым, заносчивым, …;
  • старенькая, сгорбленная, …;
  • неприметный, скромный, спокойный, … .

      Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить новую тему. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в играх. Такие игры помогают активизировать внимание учащихся, обратить внимание на конкретные стороны изучаемого материала, повышают интерес к тому или иному предмету. Использование игр во время объяснения нового материала значительно помогает педагогу на уроке.

 

2.3 Способы использования дидактических игр при закреплении материала

      На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведении свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

      На уроке «Человек и мир»  по теме «Культурные растения»  можно использовать игру «Что лишнее?».

      Цели игры: развивать память, внимание; учить детей самостоятельно принимать  решения; создавать благоприятную  эмоциональную обстановку в классе.

      Учитель предлагает детям названия растений (по три названия), а они должны узнать лишнее слово из предложенных, назвать его и объяснить свой выбор.

1)ромашка, ель, сосна; 
2) колокольчик, василёк, кувшинка; 
3) рожь, берёза, осина; 
4) ячмень, просо, ромашка; 
5) подснежник, овёс, пшеница; 
6) камыш, колокольчик, василёк; 
7) огурец, яблоко, морковь; 
8) виктория, мышиный горошек, клевер; 
9) апельсин, мандарин, петрушка; 
10) овёс, осина, дуб; 
11) сосна, ель, тополь; 
12) герань, традесканция, астра; 
13) клевер, василёк, просо; 
14) пшеница, рожь, роза.

 

      Во время проведения урока  по математике по теме «Нумерация. Закрепление» детям будет интересна игра «Зашифрованный плакат».

      Цели игры: развивать внимание, наблюдательность, ориентацию в пространстве; воспитывать   позитивное отношение к происходящему.

      Оборудование: плакат, маленький конверт – в нём письмо и карточки с примерами.

      Чтобы расшифровать рисунок, надо расставить фрагменты плаката на свои места (плакат на доске) – зашифрованный рисунок. Есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой пары – три фрагмента. Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашему плакату. Как? Решите все примеры со своей карточки и сложите ответы примеров. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать. Дети начинают работать, решают примеры. По мере продвижения работы учитель прикрепляет на плакат предлагаемые детьми фрагменты. В конце работы на плакате (если большинство фрагментов выбрано верно) появляется изображение петушка.

 

Примеры на карточках (на карточках ответов нет):

 

 

  1. Частное чисел 56 и 8 уменьшить на 4. (3)
  2. Из числа 100 вычесть разность чисел 56 и 55. (99)
  3. Число, у которого 0 единиц первого разряда, 0 единиц второго разряда, 2 единицы третьего разряда. (200)
  4. Во сколько раз необходимо увеличить число 256, чтобы получилось 256. (1)
  5. Сумму чисел 5 и 3 увеличить на 40. (65)
  6. Найдите наибольшее трёхзначное число. (999)

 

 

 

  1. Число, у которого 6 сотен, 0 десятков и 5 единиц. (605)
  2. Разность чисел 60 и 6 уменьшите в 6 раз. (9)
  3. Из числа 200 вычесть произведение чисел 30 и 3. (110)

 

  1. Число, у которого 3 сотни, 5 десятков, 6 единиц. (356)
  2. Найдите разность чисел 83 и 76. (7)
  3. Число 9 увеличить в 100 раз. (900)

 

 

          1. Во сколько раз 500 больше

100. (5)

          1. Сумму   чисел   56   и   44

увеличить  на  8. (108)

 

 

 

      На уроке русского языка по теме «Звонкие и глухие согласные» можно использовать игру«Эхо».

      Цели игры: помочь детям убедиться  в том, как много значит одна  буква, как она может менять  смысл слова; воспитывать уважительное  отношение друг к другу.

       Когда вы летом были в лесу  или на речке, то слышали эхо. Вы кричали, а оно вам отвечало. Я буду называть слово, а вы будете называть его «эхо».

      Смех – мех, скот – кот,  экран – кран, клещ – лещ,  мель – ель, 

      град – рад, олень – лень, кремень – ремень, снаряд –  наряд.

      Во время изучения темы «Виды текстов» по русскому языку можно обратиться к литературным героям, в этом поможет игра «Путаница».

      Цель: совершенствовать умение различать виды текстов через игру; воспитывать любовь к книге, доброжелательные отношения между людьми.

      Оборудование: плакат с изображением  текстов.

      Необходимо найти правильные  пары.

«Дорогие мои родители! Папа и мама! 
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам.

                            Ваш Дядя Федор»




 

 


                          ОБЪЯВЛЕНИЕ              ИНСТРУКЦИЯ 


        

                                                     ЗАЯВЛЕНИЕ          ПИСЬМО

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников