Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..…….…....3

Глава 1. Педагогические основы использования игровых технологий в процессе обучения младших школьников
1.1. Исторические предпосылки возникновения игры…..………….……………....6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности.…………….…………….8
1.3 Значение игры в обучении………………………………………..….………….9
1.4 Теория и классификация игр…………………………………………….………11
1.5 Игровые педагогические технологии…………………………….……………..13

Глава 2. Применение игровых технологий в процессе обучения младших школьников
2.1 Исследование отношения детей и учителей к дидактическим
играм на уроках……………………………………………………………………...15
2.2 Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала………………………………….……..…………………..……….17
2.3 Способы использования дидактических игр при закреплении материала……………………………………………………………………………...20

Заключение …………………………………………………………………............24

Литература ...........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Использование игровых технологий .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

      Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

     Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. Согласно  Селевко по характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения. /7, 23/

      Использование в учебно-воспитательном процессе игровых форм и методов обучения позволяет управлять процессом познания учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Ведь игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого ребёнка, даёт ему возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития.

      Однако, включая в учебный процесс  игровые методы и формы обучения, педагогу необходимо помнить, что применение любых средств обучения, включая игровые, должно осуществляться не само по себе, а в контакте педагогической системы, с учётом её элементов – особенностью контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения и т.д. игра ради игры в учебном процессе не принесёт желаемого результата, а только отвлечёт ребят.

     1.5. Игровые педагогические технологии

     Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

       Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

      Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

     Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

     Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

      Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.

      В развивающих играх в этом заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

      Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

      Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

       Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

      Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие  игры учебно-воспитательным целям  урока;

2) доступность  для учащихся данного возраста;

3) умеренность  в использовании игр на уроках.

Кроме того, в  рамках темы можно выделить такие  виды уроков:

1) ролевые  игры на уроке (инсценирование);

2) игровая  организация учебного процесса  с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3) игровая  организация учебного процесса  с использованием заданий, которые  обычно предлагаются на традиционном  уроке (найди пару, вставь пропущенное слово и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные  виды внеклассной работы по предметам (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

      Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении  знаний, в определённой теоретической  подготовке, поскольку в игре  эти знания находят непосредственное применение, и тем самым выявляется их ценность.

     Педагогу необходимо быть готовым играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Но нужно следить, чтобы своей игровой активностью и раскованностью не подавить ребят, превратив их в зрителей; своими нетерпеливыми подсказками не заглушать ученическую интуицию. При грамотном подходе даже традиционные способы поддерживания дисциплины, наведения порядка в классе могут стать игровыми.

      Можно  сказать, что игра – это  метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРИМЕНЕНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

       2.1 Исследование отношения детей и учителей к дидактическим

 играм  на уроках

       Одной из поставленных задач курсовой работы было выявление отношений учителей и учащихся  к дидактической игре. Для проведения исследования была разработана диагностическая программа, которая включала в себя следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за ходом педагогического процесса, беседы с учащимися и учителем. В целях получения объективных данных был расширен объект исследования на этапе анкетирования. В качестве объекта исследования выступали учителя начальных классов гимназии города Иваново Брестской области в количестве 12 человек и учащиеся 3 класса. Содержание анкеты для учителей строилось на следующих вопросах:

1.Какое место,  по Вашему мнению, занимает игра  в развитии личности ребёнка  в современных условиях?

2. Сколько времени  Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?

3. Какие трудности  в проведении дидактических игр  Вам мешают больше всего?(см. Приложение 1);

для учащихся:

1. Какие уроки  ты больше всего любишь?

2. Если бы  ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

3. Как часто в вашем  классе на уроках бывают игры

4. Как ты относишься  к игре на уроке?

5. Как ты думаешь,  какая польза от игры на  уроке? (см. Приложение 2).

Анализ результатов  анкетирования учителей начальных классов

 

№ вопроса

а

б

в

г

д

1

8

4

2

7

5

3

7

2

3


      В процессе опроса учителей были получены следующие данные:

      На вопрос №1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка». 67% опрошенных учителей считает «самое главное», 33% - «не самое главное».

      На вопрос «Сколько времени вы в своей педагогической практике отводите дидактической игре в учебном процессе?» 58% учителей ответило “очень много”, а 42% - не очень много, но достаточно.

      По мнению основной массы опрошенных учителей (7 чел. – 58%), главной трудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 25% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр.

      Таким образом, можно сделать вывод, что учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.

      Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить начальную школу, соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.

      В гимназии также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 24 ученика 3«А» класса. В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

1

7

2

12

1

3

2

5

13

3

1

2

3

15

7

2

4

24

5

12

8

2

2

Информация о работе Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников