Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоритических и методических основ инновационных технологий учебно-воспитательном процессе начальной школы и их использовании на уроках "Человек и мир"
Задачи исследования:
• Осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;
• Разработать планы-конспекты уроков с использованием инновационных технологий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР"
1.1 Виды инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
1.2 Характеристика игровой технологии
1.3 Особенности использования информационной технологии
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Эффективность применения инновационных технологий
2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Волковысский колледж  учреждения образования "Гродненский  государственный университет имени  Янки Купалы"

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование инновационных  технологий на уроках "Человек и  мир"

Учащаяся группы 4 "А"

О.В. Мармыш

Руководитель В.Г.Болюх

Волковыск, 2009

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК  И МИР"

1.1 Виды инновационных  технологий на уроках "Человек  и мир"

1.2 Характеристика игровой  технологии

1.3 Особенности использования  информационной технологии

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Эффективность применения  инновационных технологий

2.2 Анализ результатов  исследования возможностей применения  инновационных технологий на  уроках "Человек и мир"

2.3 Выводы и педагогические  рекомендации по применению инновационных  технологий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Современные проблемы образования  не вышли за пределы тематики, волновавшие  ума людей в давно ушедшие  от нас времена. Человечество по-прежнему интересуется вопросами назначения системы образования в обществе, целями и задачами по его практической реализации, содержанием, формами, методами и моделями учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности меняется с каждым днём.

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в  самореализации, успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире [7, с.3].

Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере  педагогической деятельности привели  к необходимости введения новых  технологий в систему образования.

Особенностью начальной  школы является отсутствие "единого  старта": дети 6-7 лет приходят в  школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам  жизненным опытом, на который учитель  опирается и учитывает его  при организации учебно-воспитательного  процесса. Поэтому применять инновационные  технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной  школы особо важно. Ведь именно в  начальной школе закладывается  основа для дальнейшего успешного  обучения и воспитания, а современные  технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности [18, с.8].

Основная цель современной  школы состоит в том, чтобы  создать такую систему образования, которая обеспечила бы образовательные  требования каждого ученика в  соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, ведь "образование - индустрия, направленная на будущее," - писал С.П.Капица [16, с.14]. А это, по мнению автора курсовой работы, возможно только при использовании таких  технологий, которые соответствуют  требованиям современного общества и интересам учеников.

Автор курсовой работы считает, что уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени  определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального  развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его  собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Возможности классно-урочной  системы до конца не исчерпаны, и  для достижения реального результата в начальной школе необходимо использовать как можно больше материала, соответствующего интересам самих  учащихся, что активизирует их познавательную деятельность.

Данная проблема освещалась в работах таких учёных, как  Ю.К.Бабанский, П.И.Пидкасистый, С.Ф.Поляков, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, И.С.Яхимовская, Н.И.Запрудский и др [5,7,16].

К этой теме также обращаются и современные учёные: Агеевец  А.М., Еленский Н.Г., Литовчик Н.Н., Самерсова  Н.В., Селевко Г.К., Сорока О.Г., Третьякова А.А. и др [1,4,10,14,17,18].

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения [7, с.27].

Исходя из актуальности данной проблемы были определены предмет, объект, цель и задачи исследования, а также  выдвинута гипотеза.

Цель исследования: изучение теоритических и методических основ  инновационных технологий учебно-воспитательном процессе начальной школы и их использовании на уроках "Человек  и мир"

Задачи исследования:

· Осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;

· Разработать планы-конспекты  уроков с использованием инновационных  технологий;

· Выявит эффективность использования  инновационных технологий в процессе преподавания предмета "Человек  и мир";

· Провести диагностические  методики с целью исследования результативности использования инновационных технологий.

Объект исследования: процесс  обучения в начальных классах  школы.

Предмет исследования: использование  инновационных технологий в условиях преподавания предмета "Человек  и мир".

Гипотеза исследования: использование  инновационных технологий в процессе обучения на уроках "Человек и  мир" способствует более глубокому, сознательному усвоению учебного материала, стимулирует положительную учебную  мотивацию младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, контент-анализ, анализ школьной документации, беседа, анкета, ранжирование, метод  незаконченного предложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК  И МИР"

1.1 Виды инновационных  технологий на уроках "Человек  и мир"

В настоящее время в  педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической инновационной  технологии. Однако в его понимании  и употреблении существуют больше разночтения.

ь Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

ь Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методические инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

ь Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

ь Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

ь Технология - искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.П.Шепель) и  т.д.

В нашем понимании технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений  всех различных источников [16, с. 14].

В теории и практике работы школ сегодня существует множество  вариантов классификаций инновационных  технологий учебно-воспитательного  процесса. Каждый автор и исполнитель  в педагогический процесс что-то своё, индивидуальное, в связи с  чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам  имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут  быть классифицированы в несколько  обобщённых групп.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций  педагогических технологий - В.Г.Гульчевской, В.Т.Фоменко, Т.И.Шамовой и Т.М.Давыденко. В наиболее обобщённом виде все известные  в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко [приложение 1].

В принципе не существует таких  монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единственный фактор, метод, принцип - технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону  процесса обучения технология становится характерной и получает своё назначение [7, с.28].

Из всех технологий можно  выделить монотехнологии и комбинированные (комплексные).

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строиться на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции (по уровню применения, по философской  основе и др.), в комплексных - комбинируется  из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими (по направлению модернизации существующей традиционной схемы). Обычно комбинированную  технологию называют по той идее, которая  характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение цели обучения [7, с.34].

Что касается интегрированного курса "Человек и мир", то на его уроках может, даже должно осуществляться применение различных технологий в  зависимости от особенностей данного  класса, отдельных учеников, целей, поставленных учителем. Поскольку предмет "Человек и мир" изучается  только в начальных классах, то немаловажным при выборе определенных технологий является учёт возрастных особенностей учеников.

Тем не менее, в начальных  классах на уроках "Человек и  мир" наиболее популярны игровая, модульная, проблемная, коллективная технологии, критическое мышление, в последнее  время - информационная технология, п.ч. именно они чаще встречаются в  литературе и соответствуют содержанию и целям данного курса.

Таким образом, от выбранной  педагогической технологии и степени  её адекватности ситуации и контингента  учащихся во многом зависит качество обучения

1.2 Характеристика игровой  технологии

Сделать серьезное занятие  для ребенка занимательным - вот  задача первоначального обучения. К.Д. Ушинский.

Издавна начальная школа  была важным звеном в образовании  и воспитании молодого поколения. Ребенок  младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и  др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к  деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами  являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая  его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай  как я, говори как я).

Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно  именно сейчас дать учителю в руки "инструмент", с помощью которого он вернет ребенку в учении его  природную потребность к самостоятельной  деятельности и общению.

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие  возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в  деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна "вырастать" из игровой. Поэтому  и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

В.А. Сухомлинский ратовал  за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал  ребенка до школы, не закрыли перед  ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка  и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебном  процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает  утомление у детей, так как  игра делает процесс обучения занимательным  для ребенка.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных  технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в  нем. Среди большого числа новых  методик встречаются такие, как  игровые.

Игра наряду с трудом и  ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования [4,с.10].

По определению, игра - это  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2,с.8].

В структуру игры как процесса входят:

а. Роли, взятые на себя играющими;

б. Игровые действия как  средство реализации этих ролей;

в. Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г. Реальные отношения между  играющими;

д. Сюжет (содержание) - область  действительности, условно воспроизводимая  в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными  возможностями. В том и состоит  её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она перерасти в общение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Информация о работе Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"