Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоритических и методических основ инновационных технологий учебно-воспитательном процессе начальной школы и их использовании на уроках "Человек и мир"
Задачи исследования:
• Осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;
• Разработать планы-конспекты уроков с использованием инновационных технологий;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР"
1.1 Виды инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
1.2 Характеристика игровой технологии
1.3 Особенности использования информационной технологии
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Эффективность применения инновационных технологий
2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Широкое использование средств мультимедиа породило название уроков - "мультимедиа-урок". Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок [4,с.11]..
Медиаурок может проводиться
в компьютерном классе, или в классной
комнате, оборудованной мультимедийным
проектором. В любом случае следует
помнить о санитарно-
Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.
При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств [4,с.14].
Работа учащихся в классе может быть организована:
ь фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
ь индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,
ь малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера; формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера; применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера [4,с.16].
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Таким образом, информационные технологии способствуют формированию активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.
Выводы по главе I:
1. От выбранной педагогической
технологии и степени её
2. Использование игровой
технологии в учебном процессе
помогает активизировать
3. Информационная технология
способствует формированию
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Эффективность применения инновационных технологий
Автор курсовой работы проходила
преддипломную практику в Озёрковской
общеобразовательной средней
Во время прохождения преддипломной практики главной целью автор курсовой работы считала:
Ш выявить эффективность
использования инновационных
Ш определить сущность и особенности использования информационной и игровой технологий на уроках "Человек и мир";
Ш провести анализ методической работы по проблеме исследования
Ш определить влияние данных инновационных технологий на уровень познавательной активности школьников.
Перед тем, как применять информационные технологии на уроках в начальной школе, автор курсовой работы провела диагностическую методику (анкету) "Каким я представляю урок "Человек и мир"?" среди учеников, где им предлагалось ответить на вопрос: "Каким ты хочешь видеть урок "Человек и мир"?" [приложение 3]
Результаты представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Диаграмма результатов анкеты.
Ребята хотят, чтобы проводились уроки, на которых используются игра, компьютер, но большинство из них всё же пожелали совмещения этих технологий.
Полученные результаты учитывались при составлении и проведении уроков курса "Человек и мир".
На практике автором курсовой работы были проведены уроки с учётом вышеперечисленных результатов: урок-путешествие "Зима в природе" [приложение 4], игра-экскурсия "Волшебный клад" по теме "Моя деревня" [приложение 5], урок-викторина "Правила дорожного движения", урок "Я и моя семья", "Забота человека о своём здоровье зимой".
Так же с учителем 1 класса - Пашкевич Татьяной Константиновной, предварительно была проведена беседа, целью которой было определить уровень владения ею инновационными технологиями [приложение 6].
При ответе на вопрос, какие
инновационные технологии знакомы,
выявилось, что учитель по данному
вопросу информирован. Из перечисленных
Татьяной Константиновной используются
игровая, информационная и частично
коллективная технологии. К недостаткам
игровой технологии она отнесла
то, что игра не всегда может настроить
детей на рабочий лад на уроке,
их внимание рассеивается на посторонние,
совершенно ненужные вещи. При ответе
на вопрос, чем важна модульная
технология, учитель определил рейтинг
факторов, определяющих значимость: развитие
памяти, наблюдательности, самостоятельности
мышления, развитие воображения, образного
мышления, активизация познавательной
деятельности. Отвечая на вопрос, касающийся
эффективности использования
Результаты данной беседы отображены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Гистограмма уровня владения учителем инновационными технологиями.
И гистограммы видно, что Татьяна Константиновна имеет высший уровень владения такими инновационными технологиями, как игровая и информационная, что помогло в дальнейшем автору курсовой работы проведению уроков с использованием этих технологий.
На основании проведенной
беседы был определён общий уровень
владения инновационными технологиями:
высокий. Это обусловлено тем, что
учитель знает разнообразные
подходы к классификации
Таким образом, учитель, прежде чем начинать работу по той или иной технологии, должен в первую очередь ознакомиться с классификацией, характеристикой данной технологии. И только потом, учитывая возрастные особенности учеников, особенности класса, индивидуальные особенности каждого ребёнка, применять их на практике. Всё это поможет сделать процесс обучения более интересным и доступным.
2.2 Анализ результатов
исследования возможностей
Использование инновационных технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Для того чтобы убедиться
в этом на практике, автором курсовой
работы было организовано наблюдение
"Влияние использования
Цель: установить взаимосвязь
использования инновационных
Задачи:
1. Выяснить особенности
использования игровой и
2. Выяснить уровень успеваемости
детей младшего школьного
3. Сопоставить успеваемость
и использование инновационных
технологий в учебной
4. Дать рекомендации по
использованию инновационных
Предмет исследования: зависимость успеваемости от использования инновационных технологий в начальной школе.
Вопросы для наблюдения:
· Использует ли учитель инновационные технологии на уроках?
· Какие инновационные технологии наиболее эффективны в начальной школе, а именно на уроках "Человек и свет"?
· Какие методы и приёмы необходимы для их реализации?
· Развитию каких качеств способствует использование игровой и информационной технологий?
Результаты представлены в таблице 5 [приложение 8].
Пась Анна - уравновешенная, спокойная, трудолюбивая ученица, дисциплинированная. Ответственно выполняет порученное ей задание, полученную роль в игре. Достаточно коммуникабельная, дорожит мнением других. Уровень успеваемости высокий.
По обработке результатов
наблюдения можно предположить, что
использование на уроках информационных
технологий повышает интерес и активность
учеников, в частности Ани. На традиционном
уроке она вела себя спокойно, принимала
участие только тогда, когда ей задавался
конкретный вопрос. При использовании
игры она старалась выделиться среди
остальных учеников, чтобы принять
участие. На уроке с информационной
технологией Аня также
Так же автором курсовой работы
было проведено ранжирование с учащимися
1 класса с целью определения
Результаты представлены на рисунке 2.3.
педагогика психология инновационный урок
Рисунок 2.3. - Диаграмма результатов ранжирования
Таким образом, использование информационной и игровой технологий на уроках "Человек и мир", точнее их совмещение, целесообразно в начальной школе. Это подтверждается тем, что активность детей повышается, растёт интерес к изучаемому предмету, ученики получают удовлетворённость от урока, что является одним из показателей результативности образовательного процесса.
2.3 Выводы и педагогические
рекомендации по применению
В результате преддипломной практики и поставленных целей её прохождения, автор курсовой работы сделала следующие выводы: деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приёмов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности ученика в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Роль использования
ь Расширяет кругозор, познавательную деятельность;
ь Воспитывать самостоятельность, волю,
ь Воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность,
ь Развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развивают мотивацию учебной деятельности.
Проведенная методическая работа
по результатам исследований подтвердила,
что использование
При введении их в учебный процесс необходимо пользоваться рекомендациями при подготовке:
ь Учитывать особенности развития класса, уровень успеваемости, возрастные особенности, индивидуальные особенности учеников.
ь Перед тем, как проводить игру, необходимо доступно, последовательно объяснить правила игры (сначала объяснить игровое задание, а затем способ его использования).
ь При использовании игры на уроке обязательно подводить итоги, отметить лучших учеников.
ь При использовании
ь Следить за изменениями в сфере развития информационной технологии, появлением новых программ.
ь Создавать условия для воплощения творческих идей.
ь Исключить какое-либо давление на детей.
ь Уважать возможности отстающих.
ь Создавать условия, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными.
ь Оказывать помощь детям.
ь Использование данных технологий должны делать урок интересным, познавательным и воспитывать потребность к знанию.
Использование информационной и игровой технологии в учебном процессе содействует вовлечению учащихся в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, контроль и самоконтроль при анализе полученных результатов.
Из всего вышеперечисленного
следует вывод: реализация инновационных
технологий на уроках в начальной
школе требует много времени
и подготовки, т.к. они оказывают
большое влияние на учебно-познавательную
деятельность учеников. Поэтому учитель
должен тщательно продумывать
Выводы по главе IІ:
1) учитель, прежде чем
начинать работу по той или
иной технологии, должен в первую
очередь ознакомиться с
Информация о работе Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"