Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение теоритических и методических основ инновационных технологий учебно-воспитательном процессе начальной школы и их использовании на уроках "Человек и мир"
Задачи исследования:
• Осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;
• Разработать планы-конспекты уроков с использованием инновационных технологий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА "ЧЕЛОВЕК И МИР"
1.1 Виды инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
1.2 Характеристика игровой технологии
1.3 Особенности использования информационной технологии
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Эффективность применения инновационных технологий
2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир"
2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Широкое использование средств  мультимедиа породило название уроков - "мультимедиа-урок". Для более  удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок [4,с.11]..

Медиаурок может проводиться  в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует  помнить о санитарно-гигиенических  нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.

Для оптимальной организации  учебной деятельности школьников в  компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой  за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые  санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для  наглядной демонстрации учебной  информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств [4,с.14].

Работа учащихся в классе может быть организована:

ь фронтально - просмотр видео  фрагментов, наблюдение за изменениями  объектов,

ь индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,

ь малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре урока могут  быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: актуализация (повторение учебного материала, первичное  усвоение материала) - за компьютером  и (или) без компьютера; формирование знаний, умений, навыков (осознание  и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера; применение (применение учебного материала  на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без  компьютера [4,с.16].

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных  организационных форм и методов  остается за учителем.

Таким образом, информационные технологии способствуют формированию активной позиции, субъектности учащегося  в учебном процессе.

Выводы по главе I:

1. От выбранной педагогической  технологии и степени её адекватности  ситуации и контингента учащихся  во многом зависит качество  обучения

2. Использование игровой  технологии в учебном процессе  помогает активизировать деятельность  ребенка, развивает познавательную  активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое  воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

3. Информационная технология  способствует формированию активной  позиции, субъектности учащегося  в учебном процессе.

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Эффективность применения  инновационных технологий

Автор курсовой работы проходила  преддипломную практику в Озёрковской  общеобразовательной средней школе  Мостовского района Гродненской  области в 1 классе с 26.01.2009 по 22.03.2009 года. Уровень успеваемости в классе выше среднего, что оказало существенное влияние на результаты работы учителя по применению инновационных технологий.

Во время прохождения  преддипломной практики главной  целью автор курсовой работы считала:

Ш выявить эффективность  использования инновационных технологий в процессе преподавания предмета "Человек  и мир";

Ш определить сущность и особенности  использования информационной и  игровой технологий на уроках "Человек  и мир";

Ш провести анализ методической работы по проблеме исследования

Ш определить влияние данных инновационных технологий на уровень  познавательной активности школьников.

Перед тем, как применять  информационные технологии на уроках в начальной школе, автор курсовой работы провела диагностическую  методику (анкету) "Каким я представляю  урок "Человек и мир"?" среди  учеников, где им предлагалось ответить на вопрос: "Каким ты хочешь видеть урок "Человек и мир"?" [приложение 3]

Результаты представлены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1. Диаграмма результатов  анкеты.

Ребята хотят, чтобы проводились  уроки, на которых используются игра, компьютер, но большинство из них  всё же пожелали совмещения этих технологий.

Полученные результаты учитывались  при составлении и проведении уроков курса "Человек и мир".

На практике автором курсовой работы были проведены уроки с  учётом вышеперечисленных результатов: урок-путешествие "Зима в природе" [приложение 4], игра-экскурсия "Волшебный  клад" по теме "Моя деревня" [приложение 5], урок-викторина "Правила  дорожного движения", урок "Я  и моя семья", "Забота человека о своём здоровье зимой".

Так же с учителем 1 класса - Пашкевич Татьяной Константиновной, предварительно была проведена беседа, целью которой было определить уровень  владения ею инновационными технологиями [приложение 6].

При ответе на вопрос, какие  инновационные технологии знакомы, выявилось, что учитель по данному  вопросу информирован. Из перечисленных  Татьяной Константиновной используются игровая, информационная и частично коллективная технологии. К недостаткам  игровой технологии она отнесла  то, что игра не всегда может настроить  детей на рабочий лад на уроке, их внимание рассеивается на посторонние, совершенно ненужные вещи. При ответе на вопрос, чем важна модульная  технология, учитель определил рейтинг  факторов, определяющих значимость: развитие памяти, наблюдательности, самостоятельности  мышления, развитие воображения, образного  мышления, активизация познавательной деятельности. Отвечая на вопрос, касающийся эффективности использования информационной технологии Татьяна Константиновна назвала как положительный, так и отрицательный стороны данной технологии. Ответ на данный вопрос занесён в таблицу 4 [приложение 7].

Результаты данной беседы отображены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Гистограмма уровня владения учителем инновационными технологиями.

И гистограммы видно, что  Татьяна Константиновна имеет высший уровень владения такими инновационными технологиями, как игровая и информационная, что помогло в дальнейшем автору курсовой работы проведению уроков с  использованием этих технологий.

На основании проведенной  беседы был определён общий уровень  владения инновационными технологиями: высокий. Это обусловлено тем, что  учитель знает разнообразные  подходы к классификации технологий, знакома с дополнительной литературой, имеет в собственной библиотеке большой перечень необходимой литературы, практикует применение данных технологий.

Таким образом, учитель, прежде чем начинать работу по той или  иной технологии, должен в первую очередь  ознакомиться с классификацией, характеристикой  данной технологии. И только потом, учитывая возрастные особенности учеников, особенности класса, индивидуальные особенности каждого ребёнка, применять  их на практике. Всё это поможет  сделать процесс обучения более  интересным и доступным.

2.2 Анализ результатов  исследования возможностей применения  инновационных технологий на  уроках "Человек и мир"

Использование инновационных  технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление  у детей.

Для того чтобы убедиться  в этом на практике, автором курсовой работы было организовано наблюдение "Влияние использования инновационных  технологий на уровень учебно-познавательной деятельности учеников 1 класса".

Цель: установить взаимосвязь  использования инновационных технологий и успеваемости младших школьников.

Задачи:

1. Выяснить особенности  использования игровой и информационной  технологий.

2. Выяснить уровень успеваемости  детей младшего школьного возраста.

3. Сопоставить успеваемость  и использование инновационных  технологий в учебной деятельности.

4. Дать рекомендации по  использованию инновационных технологий  в 1 классе.

Предмет исследования: зависимость  успеваемости от использования инновационных  технологий в начальной школе.

Вопросы для наблюдения:

· Использует ли учитель инновационные  технологии на уроках?

· Какие инновационные  технологии наиболее эффективны в начальной  школе, а именно на уроках "Человек  и свет"?

· Какие методы и приёмы необходимы для их реализации?

· Развитию каких качеств  способствует использование игровой  и информационной технологий?

Результаты представлены в таблице 5 [приложение 8].

Пась Анна - уравновешенная, спокойная, трудолюбивая ученица, дисциплинированная. Ответственно выполняет порученное ей задание, полученную роль в игре. Достаточно коммуникабельная, дорожит  мнением других. Уровень успеваемости высокий.

По обработке результатов  наблюдения можно предположить, что  использование на уроках информационных технологий повышает интерес и активность учеников, в частности Ани. На традиционном уроке она вела себя спокойно, принимала  участие только тогда, когда ей задавался  конкретный вопрос. При использовании  игры она старалась выделиться среди  остальных учеников, чтобы принять  участие. На уроке с информационной технологией Аня также проявляла  интерес к происходящему, старалась  проявить себя. Что касается занятий  с совмещением данных технологий, то можно отметить, что девочка  стала не просто занимать активную позицию, но и организовывать на работу остальных учеников. Таким образом, использование на уроках "Человек  и мир" игровой и информационной технологий способствует активизации  познавательной деятельности учеников, развитию организаторских способностей, коммуникабельности, повышается интерес  к изучаемому предмету, а также  успеваемость.

Так же автором курсовой работы было проведено ранжирование с учащимися 1 класса с целью определения предпочитаемых уроков по предмету "Человек и  мир", проводимых учителем в процессе обучения. Была выбрана методика "Лесенка". Учащимся предлагались темы уроков. Те, которые были более интересны  необходимо расположить на верхних  ступеньках, те, что менее интересны - на нижних. Всего 5 ступенек - 5 баллов. Нижняя ступенька - 1 балл, верхняя - 5 баллов [приложение 8].

Результаты представлены на рисунке 2.3.

педагогика психология инновационный  урок

Рисунок 2.3. - Диаграмма результатов  ранжирования

Таким образом, использование  информационной и игровой технологий на уроках "Человек и мир", точнее их совмещение, целесообразно в начальной  школе. Это подтверждается тем, что  активность детей повышается, растёт интерес к изучаемому предмету, ученики  получают удовлетворённость от урока, что является одним из показателей  результативности образовательного процесса.

 

2.3 Выводы и педагогические  рекомендации по применению инновационных  технологий

В результате преддипломной  практики и поставленных целей её прохождения, автор курсовой работы сделала следующие выводы: деятельность учителя направлена на разработку и  использование таких форм, содержания, приёмов и средств обучения, которые  способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности ученика в  усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Роль использования инновационных  технологий на уроках при прохождении  практики показала их сущность, цели:

ь Расширяет кругозор, познавательную деятельность;

ь Воспитывать самостоятельность, волю,

ь Воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность,

ь Развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развивают мотивацию учебной  деятельности.

Проведенная методическая работа по результатам исследований подтвердила, что использование инновационных  технологий в начальной школе  необходима.

При введении их в учебный  процесс необходимо пользоваться рекомендациями при подготовке:

ь Учитывать особенности  развития класса, уровень успеваемости, возрастные особенности, индивидуальные особенности учеников.

ь Перед тем, как проводить  игру, необходимо доступно, последовательно  объяснить правила игры (сначала  объяснить игровое задание, а  затем способ его использования).

ь При использовании игры на уроке обязательно подводить  итоги, отметить лучших учеников.

ь При использовании информационной технологии необходимо учитывать особенности  рассадки класса, количество учеников, размещение экрана, доски.

ь Следить за изменениями  в сфере развития информационной технологии, появлением новых программ.

ь Создавать условия для  воплощения творческих идей.

ь Исключить какое-либо давление на детей.

ь Уважать возможности  отстающих.

ь Создавать условия, при  которых слабые учащиеся тесно работают с сильными.

ь Оказывать помощь детям.

ь Использование данных технологий должны делать урок интересным, познавательным и воспитывать потребность к  знанию.

Использование информационной и игровой технологии в учебном  процессе содействует вовлечению учащихся в активную деятельность, быстрое  и прочное усвоение знаний и умений, контроль и самоконтроль при анализе  полученных результатов.

Из всего вышеперечисленного следует вывод: реализация инновационных  технологий на уроках в начальной  школе требует много времени  и подготовки, т.к. они оказывают  большое влияние на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому учитель  должен тщательно продумывать последовательность применения технологий, время, отведённое им на уроке.

Выводы по главе IІ:

1) учитель, прежде чем  начинать работу по той или  иной технологии, должен в первую  очередь ознакомиться с классификацией, характеристикой данной технологии. И только потом, учитывая возрастные  особенности учеников, особенности  класса, индивидуальные особенности  каждого ребёнка, применять их  на практике. Всё это поможет  сделать процесс обучения более  интересным и доступным.

Информация о работе Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир"