Использование инновационных технологий в методике развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Содержание работы

1. Теоретические основы методики развития речи . стр.2
2. Программы развития речи в детском саду . стр.8
3.Использование инновационных технологий в методике развития
речи. стр.11
4.Практическая часть.
4. 1. Анализ опыта работы воспитателей по развитию речи в детском
саду № 14. стр.16
4.2. Вывод. стр.19
5.Список литературы. стр.21

Файлы: 1 файл

контрольная по развитию речи.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

    Дальнейшую разработку вопросов развития разговорной речи находим в работах Е.И. Радиной. Ее взгляды на роль бесед воспитателя с детьми во многом созвучны идеям Е.А. Флериной. Воспитатель в беседе, подчеркивала Е.И. Радина, наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, учит их выражать свои мысли, слушать собеседника. Проанализировав вопросы воспитателей в беседах, Е.И. Радина приходит к заключению об их однообразии и дает рекомендации по использованию разных видов вопросов. Она выделяет вопросы, требующие простого называния или описания знакомых предметов и явлений, и вопросы, вызывающе умозаключения и обобщения, активизирующие мысль ребенка. Она подчеркивает необходимость как прямых, так и наводящих вопросов. При этом требует четкости и правильности их формулировок. Только при соблюдении этих требований, по ее мнению, беседа развивает у детей навыки разговорной речи.

    Система занятий по развитию речи, разработанная О.И. Соловьевой, сыграла для своего времени огромную роль в становлении методики развития речи, в том числе и для методики развития диалогической (разговорной) речи. В рекомендациях О.И. Соловьевой впервые среди методов развития разговорной речи наряду с разговорами и беседами воспитателя с детьми рассматриваются игры с дидактически оборудованной куклой.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

 

 

 

Программы развития речи в детском саду.

 

    Истоки современных программ находятся в первых программных документах детского сада. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.

    В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной группе (впервые выделенной) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.

    «Типовая программа воспитания и обучения в  детском   саду» (1983—1984) является основой разработки современного содержания обучения. В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.

    Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе   «Родной язык».

    Впервые задачи развития речи и ознакомления с окружающей жизнью даны отдельно, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами, словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.)». В программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

    Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей, устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах (постепенное усложнение задач развития речи и обучения родному языку), повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).

    Прослеживается и перспективность развития речи детей (на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем).

    Программа детского сада имеет преемственные связи с  программой  по  русскому языку в начальных классах. Богатый словарь, умения ясно, точно выражать мысли, пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения и овладения всеми учебными предметами.

    В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются вариативные программы. Среди них «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Развитие» (науч. рук. Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова).

   В программе «Радуга» учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды.         Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

   Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. В средней группе поставлена самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, в старшей и подготовительной— обучения чтению.

    В программе «Детство» выделены разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», которые содержат для каждой группы характеристику задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. В конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены, содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

    «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам.

   «Программа от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного  общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов  устной речи (лексической стороны,  грамматического строя речи);

- произносительной стороны  речи; связной речи – диалогической  и монологической форм) в различных  видах;

-  детской деятельности;

-  практическое овладение  воспитанниками нормами речи.

    В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.

 

 

 

 

 

 

Использование инновационных  технологий в методике развития речи.

 

Детский сад имеет целью  всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое также осуществляется и  в процессе развития  речи. 
     В настоящий момент, учитывая преемственные связи между разными возрастными группами детского сада, и реализовывая  задачи  по развитию речи, воспитатели внедряют в свою деятельность новые технологии работы с дошкольниками разных возрастов.  
     Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возрастов в  детском саду, организация работы и основные методы обучения определены комплексной программой воспитания и обучения, реализуемой  в детском саду, содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей, природа — неживая и живая.  
     В содержание речи  дошкольников включаются  этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники. Поэтому любая комплексная программа воспитания  и обучения в детском саду объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы. В программе Васильевой  названы две основные формы обучения речи: первая — работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи. 
     Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.), б) во время прогулок; в) в процессе игр, г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во время праздников и развлечений; ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.  
     Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка, чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки, диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; он привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями; учатся оценивать свою работу. На занятиях детей приучают быть дисциплинированными. В «Программе...» содержание специальных занятий по развитию речи для каждой возрастной группы детей дается под рубриками: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой и развитие речи», «Развитие речи», «Художественная литература», «Родной язык». 
На занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. 
     На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст. 
     Занятия, обозначенные в программе воспитания и обучения в детском саду как «Развитие речи», имеют целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. На занятиях, носящих название «Родной язык» и проводимых только в подготовительной к школе группе, даются начатки грамоты.  
    Понятие метода обучения речи, закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:  
1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их; 
 2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи; 
 3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их; 
 4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики. 
    Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. 
    Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). 
   Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми должны быть выстроены в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие), объединенные одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям. Главная задача этих игр – дать детям возможность применить имеющиеся знания и навыки. Возникает вопрос, в чем же заключается новый подход к организации занятий по развитию речи? Прежде всего, это организация деятельностного  восприятия учебного материала и его озвучивание.      Например, в младшем возрасте игре ребенка предшествовала исследовательская деятельность, дети берут в руки игрушки, сначала обследуют, затем с помощью взрослого рассказывают о ней. Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка. Помогая ребенку «строить», воспитатель называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата строительства. 
    В  старших группах любое занятие  начинается с исследовательской деятельности, поэтому применение  такой педагогической технологии, как исследовательская деятельность – одна из составляющих любого занятия. 
    Широкое применение в обучение  детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности. Использование таких обозначений (модель) в младших  группах детского сада позволяет обобщить ребенку свой непосредственный опыт, так как основными средствами, которыми ребенок овладевает в данный период, являются сенсорные эталоны, обогащение словаря и др.  
    Для обучения составлению описательного рассказа в средних группах  педагоги используют схему – план, разработанную Т.Ткаченко и Л.Ефименковой.  Например, для описания  предметов в скобках изображены следующие символы:

    Цвет – красное, желтое, синее, зеленое цветовые пятна.

   Форма – геометрические фигуры

   Величина – две игрушки контрастной величины (большой и маленький).   Кроме понятий «большой - маленький», педагоги используют «высокий - низкий», «длинный - короткий», «толстый - тонкий».

В старших группах  в схему – план педагоги добавляют:

   Материал – металлическая, пластиковая, дерево и др.;

  Часть предмета – если игрушка цельная и не разбирается (мяч, кубик), этот пункт опускается;

  Действия с игрушкой  - изображена часть кисти с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с предметами могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей.

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).  
    Для  словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении. 
   Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая важность проблемы развития речи основываясь на метод проектной деятельности  определили  цели, задачи, реализуемые в каждой возрастной группе, обозначили условия для становления связной речи. 
Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия.             Сказкотерапию рекомендуют  проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах  длительность  сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используется в основном такие приемы как словесно - режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирова-

ние, совместная словесная  импровизация – учить продолжать предложения

воспитателя, дополняющие  описание эмоционального состояния  героев (дети  будят Буренку).

       В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др. 
      В младших группах детского сада эффективно используется такая технология, как «Погружение», в старших группах использование этой технологии усложняется тем, что «погружение» происходит конкретно в тему или предмет. 
      В практике воспитатели ДОУ считают проведение  интегрированных занятий, которые повышают интерес  у детей к содержанию задач занятия.         Целью таких занятий является познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей, реализации потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве. В результате происходит быстрое овладение чтением,  богатая речь, и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе. Интеграция происходит по нескольким направлениям:

Информация о работе Использование инновационных технологий в методике развития речи