Использование инновационных технологий в методике развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Содержание работы

1. Теоретические основы методики развития речи . стр.2
2. Программы развития речи в детском саду . стр.8
3.Использование инновационных технологий в методике развития
речи. стр.11
4.Практическая часть.
4. 1. Анализ опыта работы воспитателей по развитию речи в детском
саду № 14. стр.16
4.2. Вывод. стр.19
5.Список литературы. стр.21

Файлы: 1 файл

контрольная по развитию речи.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

      Развитие речи.

      Ознакомление с окружающим.

      Подготовка к обучению грамоте.

      Продуктивная деятельность.

  Интеграцию этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основой тем выступают времена года («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), на основе которых создается календарное планирование, где каждое занятие представляет собой под тему основной темы. 
    В младшей и средней группах  содержание занятий основывается  на разделе ознакомление с окружающим миром, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое такое занятие включен какой – либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т. д. 
В старших группах тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основным разделом является подготовка к обучению грамоте, которая интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлением с окружающим и продуктивной деятельностью, и интегрированные занятия включают задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах детей собственных проектов в рамках одной темы, что применяется в сюжетно – ролевых играх. В старших группах воспитатели создают условия формирования грамотного письма в школе: развиваются фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация чтения, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжается формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированные занятия должны сохранять форму увлекательной игры. 
   Одной из наиболее важных, используемых педагогами на занятиях по развитию речи,  является использование новых здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, групповое творчество, драматизация, театрализованные игры), которые направлены на снятие эмоционального напряжения, регулирование нагрузок у детей. 
   Специально организованная система занятий с детьми должна реализовать такие новообразования в их психическом развитии, которые аккумулируют все достижения предшествующих периодов, способствуют включению ребенка в начальный виток систем новых для него социальных отношений к взрослому, к знаниям, процессу их приобретения, к себе как субъекту деятельности, в  том числе и учебной. В основе построения таких знаний лежат новые педагогические технологии, формы и методы обучения.

 

 

 

Практическая  часть.

 

 

    Анализ опыта работы воспитателей по развитию речи в детском саду.

 

   Мной была организована  выставка литературы по развитию  речи в детском саду № 14. Были представлены книги , вышедшие за последние 10 лет. Воспитатели нашего детского сада поделились опытом работы, который они приобрели при использовании новой литературы по развитию речи.

     В 1 младшей группе воспитателем Ткачевой О.С. практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры  дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

 

    В средней группе воспитатели начинают применять в работе модельные схемы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений  с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их  внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.

Параллельно  с этой работой  они считали  необходимым обязательное  использование  настольно- печатных игр , которые помогали  детям  научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай  по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года" .

 

   В старшей и подготовительной к школе группе , воспитателями Родиной Л.И. и Захаровой С.Г, ведется  работа  по построению и использованию наглядных схем, моделей.

1. Первым этапом работы  идет прослушивание выразительного  чтения произведения, ответы  на  вопросы , разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по  ролям, рассматривание иллюстраций  к произведению.

2.Далее при рассказывании  сказки, её обыгрывании воспитатель  может заменить какой - нибудь  сюжет, или героя сказки  на  предмет -  заместитель.

Например,  если в сказке есть дом или избушка, то их можно  заменить на  геометрическую форму - квадрат, и т.д.

    1.Следующим этапом работы  будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем,  как можно последовательно составить рассказ.

   2. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать  нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь . При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.

  3. Следующим этапом работы по использованию схем это- самостоятельный выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения.  Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:

    модель должна отображать обобщённый образ предмета;

    раскрывать существенное в объекте;

    замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

   4.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения.   Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.

   Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.  Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.  Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

   Но  надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными, типа : Жил был мальчик , он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой  и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия мы  вводим задачи по активизации и обогащению словаря.

Например,  такие речевые  игры,  как  "Кто что делает?", "Целое - часть",   "Объясни?", "Скажи по -  другому", "Скажи  наоборот", "Скажи коротко" и  т.д.

   III.  И только к концу дошкольного возраста , дети начинают сами составлять модельные схемы.

     Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В нашем детском саду мы используем различные подходы к развитию связной речи - традиционный, система ТРИЗ, методика развития речи В.К. Воробьевой, моделирование текстов.  Очень велико значение подготовительной работы, которая предваряет составление рассказа: рассматривание, беседа по картине (вопросы, направленные на анализ сюжета картины, пополнение запаса представлений, создающие стимул к фантазированию; пресс-конференция ( это когда дети сами задают вопрос педагогу, а он на них отвечает), чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине, словарная работа, игры (на акцентуацию внимания: «Назови детали картины», «Классификации»; на установление связей между предметами: «Что с чем?», «Ассоциативные ряды или круги», сенсорные и языковые игры). При обучении составлению описательного репродуктивного рассказа, используем ориентировочные схемы, сенсорные символы, мнемотаблицы, систему ТРИЗ. 
         Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным,  дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры  «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. 
  Используя прием «Вхождение в картину»,  дети  с помощью речевых зарисовок передают  свое отношение к окружающему от лица персонажа  картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать  на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит. Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине  в течении всего  занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

   В нашем детском саду в подготовительной группе ,стали использовать один из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, это работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления  синквейна.

  - правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

  - вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  - третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

  - четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

  - пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 

     Для того,чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.

      Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

     После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным,  и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах)., их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.

  Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

 

 

Вывод.

 

 

      Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогические технологии, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому педагог ставит перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками,  которое связано с инновационными технологиями в организации  процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным. 
        Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

 

 

                                            Список литературы.

 

1.Алексеева М.М., Яшина  В.И.  Методика развития речи  и обучения родному языку дошкольников. – М.,1997.

2.Беляковская Н.Н., Засорина  Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить:здоровьесозидающие технологии. –М.,2009.

3.Гербова В.В.Занятия по  развитию речи в старшей группе  детского сада. -М.,1984.

4.Гербова В.В.Развитие  речи в детском саду. Программа  и методические рекомендации. - М.,2005.

5.Душка Н.Д. Синквейн  в работе по развитию речи  дошкольников./ Журнал «Логопед»  №5,.2005.

6.Леонтьев А.А. Речевая деятельность// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

7.Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей. – Великий Новгород,2007.

8.Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко. – М.,1984.

9.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.-  М.,2006.

Информация о работе Использование инновационных технологий в методике развития речи