Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ФИспользование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  
 

по педагогике 
 

на тему: 
 

«Использование  пословиц и поговорок  при ознакомлении детей старшего возраста с природой» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2011 

СОДЕРЖАНИЕ  
 

ВВЕДЕНИЕ

     Народ заботливо сопровождал поэтическим  словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

     К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

     В практике дошкольного образования  можно пронаблюдать такую картину: использование пословиц и поговорок зачастую сводится лишь к их заучиванию. И уж тем более педагоги редко используют эти формы на занятиях по изучению окружающего мира. А следует учитывать тот момент, что имеено в формах народного творчества можно найти описание или же объяснение того или иного явления природы, почерпнуть знания об окружающем нас мире. 

     Некоторыми  аспектами развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались А.М. Бородич, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, К.Д. Ушинский, и др.

     Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
  2. рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
  3. проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.

     Объект исследования – способы изучения природы с детьми старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования - формы и методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении с природой.

     В процессе исследования использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение полученной информации (на теоретическом уровне), описание и анализ полученных результатов (на эмпирическом уровне).

     Курсовая работа содержит 29 страниц, 25 наименований литературы, приложение. Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы,  приложение.

ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

    1.   Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром

     Традиционно в дошкольных учреждениях используются определенные формы работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

     1. Занятия - основная форма. На занятиях сообщаются новые подробности об окружающем мире, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.

     2. Экскурсии -знакомство с окружающим миром в естественных условиях - в зоопарке, парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными.

     3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в природе [1]. Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

     4. Уголок живой природы. В нем содержаться различные животные. Бережный, заботливый уход за обитателями уголка способствует формированию у детей чувства справедливости и ответственности за окружающий мир.

     5. Подкормка птиц. Зимой на участке детского сада устанавливаются кормушки для птиц [3]. Если каждый день в определенное время насыпать в них корм, то дети смогут наблюдать зимующих птиц, прилетающих поклевать. Весной развешивают скворечники, в которых поселяются перелетные птицы.

     Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении.

     Задача  педагога - учить детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины как художественного  произведения. Надо постепенно вести  ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного.

     Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному  объекту, активизируя при этом определенную группу слов.

     К словесным методам относятся работа с картинным материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

     Рассказ воспитателя о различных представителях животного мира расширяет знания детей [10]. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.

     Беседа  состоит из вопросов педагога и ответов  детей. Беседы должны стимулировать  детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.

     Чтение  художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получают важную информацию о животном мире.

     Богатство слова надо уметь сочетать с непосредственным восприятием детей. Воспитатель  должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения за животным, рассматривания рисунка художника-анималиста, просмотра фильма) [2]. Необходимо подбирать такие художественныепроизведения, которые открывают им новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность.

     Художественное  описание животных и птиц, некоторых  насекомых, недоступных для непосредственного  наблюдения, создают новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект.

     Опираясь  на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится  потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать [9]. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получают первые навыки в охране природы, сведения об экологии.

     Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с  особой точностью добиваться, чтобы каждое слово имело конкретное значение, - только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребенок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения. Это обогащает словарь дошкольника, развивает внимание, память, прививает интерес к наблюдениям.

    1. Роль  словесных методов  в формировании знаний о природе у  детей старшего дошкольного возраста
 

     При ознакомлении детей с природой используются такие методы, как рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседа.

     Словесными методами решается ряд задач: конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.).

     Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе [22]. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

     При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

     Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью [7].

     Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

     Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

     Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.).

     Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами [4]. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

     Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

     Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается.

    1. Использование  малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой

     В процессе наблюдений за природой детям предлагаются загадки, небольшие стихи, пословицы и поговорки [7]. Их образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой