Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа
Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
- когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки [17].
Так, следуя этим методам и
приемам, перед изучением
Далее перед непосредственным чтением сказки «Приключение Маленькой Капельки Воды» были рассмотрены различные пословицы и поговорки о воде и дожде:
Детям предлагалось объяснить их значения.
После прослушивания сказки дети отвечали на вопросы:
- Откуда берется дождик?
- Любите ли вы дождик?
- Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?
- Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?
- Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
- Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
Дети с большим интересом рассказывали, что такое дождь, и откуда он берется.
Для
закрепления понятия «
Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.
Далее создавали рисунок «История капельки»: наблюдали за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. и рассказывали историю из жизни дождевой капли.
Таким образом, на данном занятии сочетались различные способы ознакомления с таким явлением в природе, как «круговорот воды». Важным моментом было использование пословиц и поговорок о воде и дожде, что дало детям возможность использования этих средств в собственной речи для описания природных явлений.
На последующих занятиях по изучению окружающей среды знакомили детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. В доступной для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети познакомились с новыми пословицами и поговорками и узнали каким образом можно по ним составлять рассказы. Все пословицы были проиллюстрированы.
Далее проводилась работа с этими рисунками. Дети должны были вспомнить, какая пословица там изображена. Такой способ закрепления материала позволил перейти к работе по развитию речи, когда дети сами пытаются составить определенные рассказы по пословице. Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием и т.д.
На последующих занятиях предлагалось проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку) самим вместе с детьми. Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.
Раз в неделю во второй части занятия по изучению природы планировалась работа с пословицами, причем формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц или поговорок об осени, весне, солнце и т.д. Следует отметить, что дети были заинтересованы в данном виде деятельности, и результат был соответствующий.Накануне одного из занятий детям нужно было подготовить как можно больше пословиц об осенних месяцах (работа проводилась дома). Затем на занятии ребята были разделены на 3 команды (по рядам), которые должны были назвать большее количество пословиц о конкретном месяце осени. Были получены следующие результаты:
1 команда: месяц «Сентябрь»:
2 команда: месяц «Октябрь»:
3 команда: месяц «Ноябрь»:
Ребятам предлагалось не только назвать пословицу, но и объяснить ее значение остальным детям. В результате больше всего пословиц назвала 1 команда, они и стали победителями в данной игре.
Проводили также дидактическую игру «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Сначала детям было довольно сложно продолжать текст пословицы, но через некоторое время они стали справляться намного легче.
Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки с явлениями природы, а они называли подходящую пословицу.
При использовании в своей работе описанных выше методов и приемов работы с пословицами и поговорками было отмечено, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.
Итак, пословицы и поговорки в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка). Работа строилась на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей.
Чтобы
убедиться в эффективности
Сравнительный анализ показал, что у детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений, а также сформировались новые знания и представлени об окружающем мире и явлениях природы.
Так, в группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (на констатирующем этапе не было ни одного), средний балл – семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо).
Уровень | Количество в % к группе на констатирующем этапе | Количество в % к группе на контрольном этапе |
Высокий | 0 | 10 |
Средний | 70 | 70 |
Низкий | 30 | 20 |
Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословиц. Так, например, о пословице «Май - холодный, год – хлеборобный», дети отвечали: «Большой урожай будет». Также многие смогли составить небольшие рассказы по пословицам.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
В процессе работы были замечены следуюие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки; у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Данная работа ориентирована на выявление оптимальных способов изучения природы детьми старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора, а именно пословий и поговорок.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития старших дошкольников.
Анализ
теоретических положений и
Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки; у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Важным является и тот факт, что с использованием пословиц и поговорок, дети активнее вовлекаются в работу, и хотят познавать мир вокруг себя еще больше.
Пословицы и поговорки в с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка).
Работа мы строилась на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);