Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ФИспользование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

           - когда у дошкольников уже  накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки [17].

            Так, следуя этим методам и  приемам, перед изучением такого  явления природы, как «водоворот» (материалы в приложении), детям было предложено высказаться о том, как понимают значение слова «дождь», «капли», «круговорот воды» и др.

     Далее перед непосредственным чтением  сказки «Приключение Маленькой Капельки Воды» были рассмотрены различные пословицы и поговорки о воде и дожде:

  • «Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило»;
  • «С неба пришел, в землю ушел»;
  • «Шел, шел да весь в землю ушел»;
  • «Бывает порою, течет и вода горою».

Детям предлагалось объяснить их значения.

     После прослушивания сказки дети отвечали на вопросы:

- Откуда берется дождик?

- Любите ли вы дождик?

- Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?

- Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?

- Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?

- Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.  

     Дети с большим интересом рассказывали, что такое дождь, и откуда он берется. 

     Для закрепления понятия «круговорот  воды» была проведена игра «Круговорот воды»: на полу начерчен круг, который обозначает облако. Все дети – капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака. Педагог читает стихотворение «Дождик».  Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.

     Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.  

     Далее создавали рисунок «История капельки»: наблюдали за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. и рассказывали историю из жизни дождевой капли.

     Таким образом, на данном занятии сочетались различные способы ознакомления с таким явлением в природе, как  «круговорот воды». Важным моментом было использование пословиц и поговорок о воде и дожде, что дало детям возможность использования этих средств в собственной речи для описания природных явлений.

     На  последующих  занятиях по изучению окружающей среды знакомили детей с рассказами Б.В. Шергина, в каждом из которых раскрывается смысл пословицы. В доступной для детей форме он повествует о том, как старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Дети познакомились с новыми пословицами и поговорками и узнали каким образом можно по ним составлять рассказы. Все пословицы были проиллюстрированы.

     Далее проводилась работа с этими рисунками. Дети должны были вспомнить, какая пословица там изображена. Такой способ закрепления материала позволил перейти к работе по развитию речи, когда дети сами пытаются составить определенные рассказы по пословице. Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием и т.д.

     На  последующих занятиях предлагалось проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку) самим вместе с детьми. Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

     Раз в неделю во второй части занятия по изучению природы планировалась работа с пословицами, причем формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц или поговорок об осени, весне, солнце и т.д. Следует отметить, что дети были заинтересованы в данном виде деятельности, и результат был соответствующий.Накануне одного из занятий детям нужно было подготовить как можно больше пословиц об осенних месяцах (работа проводилась дома). Затем на занятии ребята были разделены на 3 команды (по рядам), которые должны были назвать большее количество пословиц о конкретном месяце осени. Были получены следующие результаты:

     1 команда: месяц «Сентябрь»:

  1. В сентябре и лист на дереве не держится.
  2. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  3. Зажигай огонь с сентября в избе и на поле.
  4. Сентябрь - вечер года.
  5. Сентябрь без плодов не бывает.
  6. Холоден сентябрь, да сыт.
  7. Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить горазд.
  8. Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.

     2 команда: месяц «Октябрь»:

  1. Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь еще холодней.
  2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
  3. В октябре на одном часу и дождь и снег.
  4. В октябре ни на колесах, ни на санях.
  5. Октябрь то плачет, то смеется.
  6. Плачет октябрь холодными слезами.
  7. Сентябрь пахнет яблоком, октябрь -капустой.

     3 команда: месяц «Ноябрь»:

  1. В ноябре зима с осенью борются.
  2. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  3. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
  4. Ноябрь - ворота зимы.
  5. Ноябрьские ночи до снега темны.

     Ребятам предлагалось не только назвать пословицу, но и объяснить ее значение остальным детям. В результате больше всего пословиц назвала 1 команда, они и стали победителями в данной игре.

     Проводили также дидактическую игру «Продолжи  пословицу»: воспитатель говорит  начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Сначала детям было довольно сложно продолжать текст пословицы, но через некоторое время они стали справляться намного легче.

     Постепенно  задания усложнялись. Детям раздавались картинки с явлениями природы, а они называли подходящую пословицу.

     При использовании в своей работе описанных выше методов и приемов работы с пословицами и поговорками было отмечено, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

    1. Контрольный этап

           Итак, пословицы и поговорки в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка). Работа строилась на следующих основных принципах:

     - во-первых, на тщательном, обусловленном  возрастными возможностями детей, отборе материала;

     - во-вторых, интеграции работы с  различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

     - в-третьих, активного включения детей.

     Чтобы убедиться в эффективности используемой методики, было вновь проведена диагностика речевых умений по той же форме, параметрам и показателям, что и при констатирующем срезе. Результаты оформлены в таблице ниже, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

     Сравнительный анализ показал, что у детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений, а также сформировались новые знания и представлени  об окружающем мире и явлениях природы.

     Так, в группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (на констатирующем этапе не было ни одного), средний балл – семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой – трое (было четверо).

Уровень Количество  в % к группе на констатирующем этапе Количество  в % к группе на контрольном этапе
Высокий 0 10
Средний 70 70
Низкий 30 20
 

     Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной  группы смогли дать анализ значения пословиц. Так, например, о пословице «Май - холодный, год – хлеборобный», дети отвечали: «Большой урожай будет». Также многие смогли составить небольшие рассказы по пословицам.

     Анализ  результатов экспериментальной  группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

     В процессе работы были замечены следуюие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки; у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная работа ориентирована на выявление оптимальных способов изучения природы детьми старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора, а именно пословий и поговорок.

     В связи с поставленной целью в  первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития старших дошкольников.

     Анализ  теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты экспериментальной работы, проведенной на базе детского дошкольного учреждения № 65 г. Минска, по использованию пословиц и поговорок в процессе изучения окружающей срдеы.

     Проследили  динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

     В процессе работы были замечены такие  изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки; у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

     Важным  является и тот факт, что с использованием пословиц и поговорок, дети активнее вовлекаются в работу, и хотят познавать мир вокруг себя еще больше.

     Пословицы  и поговорки в с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка).

     Работа мы строилась на следующих основных принципах:

     - во-первых, на тщательном, обусловленном  возрастными возможностями детей, отборе материала;

     - во-вторых, интеграции работы с  различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

Информация о работе Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой