Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ФИспользование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     Так, во время наблюдения зимой за льдом или снегом воспитатель может загадывать такие загадки: «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно», «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; или использовать пословицы: «Береги нос в большой мороз»; «Мороз не велик, да стоять не велит» и др.

     Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

     Через особую организацию, интонационную  окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

     В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они  в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами [23].

     К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.

     В понимании старшими дошкольниками  пословиц и поговорок есть свои особенности.

     Известно, что дошкольники испытывают затруднения  в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш [17]. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки»), «Про Емелю, он медленно едет» («Едет Емеля, да ждать его неделю»), «Про зайца и волка» («Трусливому зайке и пенек – волк»), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

       У детей возникают ассоциации, при  чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

       Например, о пословице «Едет Емеля…» – «Это про Емелю, он щуку поймал»; «Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет».

         О пословице «Трусливому зайке…» – «Волк – значит пенек, а зайчик на него сел»; «Волк на пеньке сидит».

       Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы [21].

       Используя в своей речи пословицы и поговорки  дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

       Малые формы фольклора лаконичны и  четки по форме, глубоки и ритмичны, именно поэтому они не только помогают познать окуржающий мир, но  и являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению.

     Таким образом, важнейшим условием использования  пословиц и поговорок является их уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен.

     Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности [11]. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

     Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

         Весьма важно, чтобы пословицы  или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.

     Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Констатирующий  срез

      Для проверки эффективности влияния пословиц и поговорок на пониамние окружающей среды, был проведен педагогический эксперимент на базе детского дошкольного учреждения № 65 г. Минска.

     Прежде  всего, необходимо было проанализировать ситуацию в группе, узнать, насколько у детей развито понимание смысла пословиц и поговорок. Для этой цели выбрали методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [8].

     Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: антонимами и синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита: «Слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения» [6].

     Для выявления понимания старшими дошкольниками  смысла (значения) слова О. Ушакова  и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых была разработана представленная ниже диагностика. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. О чем говорится в пословице «Волков бояться, в лес не ходить»?

     Что означает слово «волк»? Ты боишься  волков?

     Что означает слово «лес»? Как ты его  понимаешь?

     2. О чем говорится в пословице  «Май – холодный, год – хлеборобный».

     Составь свое предложение со словом «холодный».

     3. О чем говорится в пословице  «Волка бояться и от белки  бежать»?

     Что означает слово «белка»?

     Составь свое предложение со словом «бежать».

     Затем детям предложили закончить пословицу: «Февраль мосты строит, а март их …(портит)».

     Последним этапом констатирующего среза стало  задание придумать небольшой рассказ по пословице «Окончил дело, гуляй смело».

     Таким образом, были продиагностированы следующие речевые умения: понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы; уровень осознания смысловых отношений между словами; уровень развития навыка речи – доказательства; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

     Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям [13]:

     Высокий уровень: ребенок составляет предложение из трех (или более) слов, правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, замечает неточности в небылице, правильно определяет значение слова по функции предмета («Лес – туда ходят за грибами, ягодами») или по родовому понятию («Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц»), правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ, знает много пословиц и поговорок и т.д.

     Средний уровень: ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов, правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме, в речевой ситуации называет по одному слову, вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном («Я был в лесу», «А я знаю, где лес есть»), может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно, составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.

     Низкий  уровень: ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово, не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не», в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не», не может определить значение слова и пословицы, составляет рассказ без учета задания, почти не знает пословиц и т.д.

     Необходимо  отметить, что в эксперименте приняли  участие десять детей.

     Результаты  диагностики показали в Таблице 1, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

     Дети  мало знакомы с такими фольклорными жанрами, как пословицы и поговорки. Об этом свидетельствуют их переспросы: «А что такое пословицы?» Они также путают эти понятия между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц.

     Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.

     В процентном соотношении уровни развития детей в экспериментальной группах представлено в следущем виде:

       Высокий уровень – 0

       Средний уровень – 70%

       Низкий  уровень – 30%

     Кроме того, родителей детей из исследуемой группы были составлены анкеты, содержащие вопросы о том, используют ли родители дома малые формы фольклора в работе с детьми, с какой целью и какие. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, так как считают, их подходящими для младшего дошкольного возраста, а в работе со старшими это уже ни к чему.

     Таким образом, выяснилось, что работа по использованию пословиц и поговорок  со старшими дошкольниками при изучении окружающего мира недостаточно организована.

    1.   Формирующий эксперимент

     Для формирующего эксперимента условно  выделили два этапа работы: подготовительный и основной.

     На  первом этапе мы рассматриваем методы и приемы  Г. Клименко [28, с.35]. Она  рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.

     Следуя  этой системе, в первый альбом записали пословицы и поговорки о природе, которые знали дети. Дети с удовольствием  рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

     На  втором этапе формирующего эксперимента, прежде всего, организовали работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

           - разбор пословицы или поговорки предваряет чтение произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

           - правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

Информация о работе Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой