Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа
Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Так, во время наблюдения зимой за льдом или снегом воспитатель может загадывать такие загадки: «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно», «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; или использовать пословицы: «Береги нос в большой мороз»; «Мороз не велик, да стоять не велит» и др.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами [23].
К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
В понимании старшими дошкольниками пословиц и поговорок есть свои особенности.
Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш [17]. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки»), «Про Емелю, он медленно едет» («Едет Емеля, да ждать его неделю»), «Про зайца и волка» («Трусливому зайке и пенек – волк»), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.
У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.
Например, о пословице «Едет Емеля…» – «Это про Емелю, он щуку поймал»; «Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет».
О пословице «Трусливому зайке…» – «Волк – значит пенек, а зайчик на него сел»; «Волк на пеньке сидит».
Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы [21].
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны, именно поэтому они не только помогают познать окуржающий мир, но и являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению.
Таким образом, важнейшим условием использования пословиц и поговорок является их уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен.
Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности [11]. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.
Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку.
Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Для проверки эффективности влияния пословиц и поговорок на пониамние окружающей среды, был проведен педагогический эксперимент на базе детского дошкольного учреждения № 65 г. Минска.
Прежде всего, необходимо было проанализировать ситуацию в группе, узнать, насколько у детей развито понимание смысла пословиц и поговорок. Для этой цели выбрали методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [8].
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: антонимами и синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита: «Слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения» [6].
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых была разработана представленная ниже диагностика. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:
Что означает слово «волк»? Ты боишься волков?
Что означает слово «лес»? Как ты его понимаешь?
2. О чем говорится в пословице «Май – холодный, год – хлеборобный».
Составь свое предложение со словом «холодный».
3. О чем говорится в пословице «Волка бояться и от белки бежать»?
Что означает слово «белка»?
Составь свое предложение со словом «бежать».
Затем детям предложили закончить пословицу: «Февраль мосты строит, а март их …(портит)».
Последним этапом констатирующего среза стало задание придумать небольшой рассказ по пословице «Окончил дело, гуляй смело».
Таким образом, были продиагностированы следующие речевые умения: понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы; уровень осознания смысловых отношений между словами; уровень развития навыка речи – доказательства; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.
Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям [13]:
Высокий уровень: ребенок составляет предложение из трех (или более) слов, правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, замечает неточности в небылице, правильно определяет значение слова по функции предмета («Лес – туда ходят за грибами, ягодами») или по родовому понятию («Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц»), правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ, знает много пословиц и поговорок и т.д.
Средний уровень: ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов, правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме, в речевой ситуации называет по одному слову, вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном («Я был в лесу», «А я знаю, где лес есть»), может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно, составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.
Низкий уровень: ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово, не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не», в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не», не может определить значение слова и пословицы, составляет рассказ без учета задания, почти не знает пословиц и т.д.
Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие десять детей.
Результаты диагностики показали в Таблице 1, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Дети мало знакомы с такими фольклорными жанрами, как пословицы и поговорки. Об этом свидетельствуют их переспросы: «А что такое пословицы?» Они также путают эти понятия между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц.
Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.
В процентном соотношении уровни развития детей в экспериментальной группах представлено в следущем виде:
Высокий уровень – 0
Средний уровень – 70%
Низкий уровень – 30%
Кроме того, родителей детей из исследуемой группы были составлены анкеты, содержащие вопросы о том, используют ли родители дома малые формы фольклора в работе с детьми, с какой целью и какие. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми старшего дошкольного возраста малые формы фольклора, так как считают, их подходящими для младшего дошкольного возраста, а в работе со старшими это уже ни к чему.
Таким образом, выяснилось, что работа по использованию пословиц и поговорок со старшими дошкольниками при изучении окружающего мира недостаточно организована.
Для формирующего эксперимента условно выделили два этапа работы: подготовительный и основной.
На первом этапе мы рассматриваем методы и приемы Г. Клименко [28, с.35]. Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.
Следуя
этой системе, в первый альбом записали
пословицы и поговорки о
На втором этапе формирующего эксперимента, прежде всего, организовали работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:
- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
- правильное понимание идеи