Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить методы использования пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты ознакомления детей с природой;
рассмотреть особенности использования словесных методов в знакомстве дошкольников с окружающим миром;
проанализировать способы использования пословиц и поговорок при изучении природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК 5
1.1 Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром 5
1.2 Роль словесных методов в формировании знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.3 Использование малых форм фольклора (пословиц и поговорок) в ознакомлении с природой 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОГОК В ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1 Констатирующий срез 13
2.2 Формирующий эксперимент 16
2.3 Контрольный этап 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ФИспользование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     - в-третьих, активного включения  детей;

     Если  организована систематическая работа в изучении старшими дошкольникам природы, то малые формы фольклора (а именно пословицы и поговорки) доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование их в развитии детей вполне оправдывает себя. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Аникин  В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. –255с.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
  4. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / По ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
  7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
  8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –368с.
  9. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.- С.34-35.
  10. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
  11. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
  12. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. –315с.
  13. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. – 49с.
  14. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
  15. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984. –223с.
  16. Сергеева Д. А как речь – то говорит, словно реченька журчит…(малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
  17. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
  18. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.- 1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
  19. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
  20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. –159с.
  21. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
  22. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.- 1998.-№9.-С.71-78.
  23. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.
  24. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.
  25. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

     ПРИЛОЖЕНИЯ

СЮЖЕТ СКАЗКИ «Приключение Маленькой Капельки Воды»

 

Тематические установки:

  • Роль воды в жизни растений, людей и животных.
  • Что такое круговорот воды в природе?
  • Как люди должны относиться к воде?
  • Почему воду надо беречь?
 

  

  

Маленькая Капелька летит на землю 

     Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.  
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.  
Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:

     – А лесу нужны капельки?

     – Да, конечно, деревья погибнут без  воды,– отвечало облако.

     – А полю нужны капельки?

     – Трава без воды высохнет, – объясняло  облако.

     – Я крохотная, и не смогу напоить  даже травинку, – расстроилась Маленькая  Капелька.

     – Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:

     – Приготовьтесь, капельки. Внизу город  и люди. Мы подарим им дождик.

     – Ой, смотрите, люди прячутся от нас! –  удивилась Маленькая Капелька.

     – Люди почему-то боятся дождика и  открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.

     – А маленькие люди не прячутся, они  прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.

     – Это дети, они любят дождик, –  улыбнулось облако и скомандовало:

     – Капельки, летите вниз!

     Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.

     Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.

     – Спасибо, что помогла мне, Маленькая  Капелька, – забулькала лужа. – Я  чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.

     – Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.

     – Сейчас вечер, и дети ушли домой, –  объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.

     – Я не хочу никуда улетать, – возразила  Маленькая Капелька.

     – Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит  в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять  прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.

     – Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая  Капелька.

     Потом она опустилась на дно лужи и задремала.

 
 

Вопросы и задания к  сказке:

  • Откуда  берется дождик?
  • Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?
  • Кому помогает дождик?
  • Любите ли вы дождик?
  • Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?
  • Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?
  • Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
  • Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
 

 

Динамическая  игра «Круговорот  воды» 

Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети – капельки в  облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.

Педагог читает стихотворение «Дождик»:

Дождь зеленый  лес полил,  
Все деревья напоил,  
Кустики умыл, цветочки,  
Все поля, луга и кочки.  
 
И под каплями дождя  
Улыбается земля. 
Зеленеет, хорошеет,  
Все на ней цветет и зреет.  
 
Дождику подставь ладошки, 
Пусть помоет их немножко,  
С капельками подружись,  
Поиграй и покружись.  

Когда стихотворение заканчивается, педагог  включает музыку, и ведущий командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.

Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.   

Рисунок «История капельки» 

Понаблюдайте  за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из жизни дождевой капли.

Информация о работе Использование пословиц и поговорок при ознакомлении детей старшего возраста с природой