Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:35, контрольная работа
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных ТСО и их применение на природоведческих занятиях и в повседневной жизни………………………………………………6
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками……………..8
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении………………………………………………………10
5.Методика использования ТСО в разных возрастных группах………….…16
6.План-конспект занятия с использованием ТСО………………………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………..……………21
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»
Кафедра педагогики и психологии детства
Контрольная работа по дисциплине
«Теория и методика ознакомления дошкольников с природой»
Тема: «Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой»
Выполнила:
студентка 4 курса ЗФПО группы «Д»
Матюшёнок И.В.
Проверил:
Могилев 2013
Содержание
1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных
ТСО и их применение на
3.Преимущества и недостатки
ТСО в работе с дошкольниками……
4.Основные гигиенические
и методические требования к
применению ТСО в дошкольном
учреждении……………………………………………………
5.Методика использования
ТСО в разных возрастных
6.План-конспект занятия
с использованием ТСО…………………………
Список использованных источников……………………………..……………21
Список использованных источников
1.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.
2.Молодова, Л.П. Методика
работы с детьми по
3.Николаева, С.Н. Юный эколог.
Программа экологического
4.Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду / В.Д.Сыч. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.
5.Экологическое воспитание дошкольников / Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
6. http://dohcolonoc.ru/cons/
1.Значение и
место ТСО в системе наглядных
методов ознакомления
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
При наглядных методах используются приемы показа, обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций.
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития мышления дошкольников.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики.
При посредстве слова воспитатель на основании осуществленного детьми наблюдения наглядных объектов, и на базе имеющихся у них знаний ведет детей к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.
Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. В зависимости от задач обучения, а также уровня подготовленности детей, необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
Условия эффективного применения наглядности.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1.Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания.
2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.
3.Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа, заключительных), необходимых для выяснения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной информации о природе.
4.Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [2, с. 15-16].
Среди современных наглядных методов ознакомления дошкольников с предметами и явлениями живой и неживой природы важное место занимают технические средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства [4, с. 5]. В современных условиях широко применяют мультимедиа, компьютер, CD и DVD проигрыватели.
Экранно-звуковые средства
занимают особое место среди других средств
обучения и воспитания. Они оказывают
на ребенка наиболее сильное воспитательное
и обучающее воздействие, так как обеспечивают
наглядность, достоверность, позволяют
проникать в сущность процессов и явлений,
раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые
средства являются синтезом достоверного
научного изложения фактов, событий, явлений
с элементами искусства, поскольку отображение
жизненных явлений совершается художественными
средствами (кино- и фотосъемка, художественное
чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя
на органы чувств комплексом красок, звуков,
словесных интонаций, экранно-звуковые
средства вызывают у ребенка многообразные
ощущения, которые анализируются им, сравниваются,
сопоставляются с уже имеющимися представлениями
и понятиями. При одновременном воздействии
нескольких раздражителей образуются
временные связи между самими анализаторами,
возникает ассоциация ощущений, что ведет
к повышению эмоционального тонуса и уровня
работоспособности.
Необходимо
также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых
средств положительно сказывается на
организации учебно-воспитательного процесса,
придает ему большую четкость и целенаправленность.
С ростом технической
оснащенности дошкольных учреждений использование
экранно-звуковых средств становится
неотъемлемой частью педагогического
процесса. Особую роль они могут играть
в работе малокомплектных детских садов,
в штатах которых нет старших воспитателей,
а функции музыкального руководителя
нередко выполняют сами воспитатели. Однако
следует заметить, что применение экранно-звуковых
средств должно не исключать или заменять
традиционные формы работы с детьми: экскурсии,
прогулки, наблюдения и др., — а органически
дополнять и вписываться в учебную, игровую
и практическую деятельность детей.
Применение технических средств обучения
в дошкольных учреждениях может осуществляться
в трех взаимосвязанных направлениях:
- совершенствование
- научная организация
труда педагогов дошкольных
- широкая пропаганда педагогических знаний
среди родителей и общественности [4, с.
6-7].
2.Разнообразие
современных ТСО и их
Экранно-звуковые средства обучения принято подразделять на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты); звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи, CD диски); экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи, DVD, мультимедиа, компьютер).
Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.
Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и содержат интересную учебную информацию.
Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, используемая на природоведческих занятиях диасерия «Домашние животные» имеет целью воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше.
Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.[4, с. 22-23].
В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний среди взрослых. Ряд московских студий занимается выпуском научно-познавательных и учебных фильмов. Можно рекомендовать следующие их работы.
Киностудия «Кварт-О» (Центрнаучфильм, Леннаучфильм) выпускает киноальманахи:
- «Животные отвечают» (фильм
2-ой «Роль игры и
- «Жизнь растений» (фильм
1-ый «Удивительные
- «Природные сообщества»;
- «Природоведение» (фильм 6-ой «Муравей – красная точка», фильм 8-ой «Чей это пень?»);
- «Увлекательная природа» (фильм 2-ой «В мире муравьев», фильм 3-ий «Живая пустыня», фильм 6-ой «Хомяк такой, какой он есть»);
- «Экологические системы».
Центр «Планетариум» выпускает серии слайд-фильмов: комплекты «Экология»,«Млекопитающие», «Рыбы. Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Птицы» (серия «Мир биологии»). Интересной также является серия «Географическая картина мира» (слайд-альманах «Ландшафты Земли», «География России» и др.)
Студия «Диафильм» выпускает диафильмы «Глобальные экологические проблемы», «Экологические группы птиц» (лесные, луговые, степные, водоплавающие, околоводные, кормящиеся в воздухе, синантропные), «В краю листопадных лесов».
Детское книжно-музыкальное издательство «ВЕСТЬ-ТДА» в 1997 году выпустило интересные кассеты с записью голосов и звуков: «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира». Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья, гром и треск разряда молнии и многое другое [3, с. 74-75].
В настоящее время в продаже имеется много CD и DVD дисков с аудиозаписями звуков природы и фильмами и живой и неживой природе. Многими фильмами по экологическому воспитанию богаты Интернет-ресурсы.
В повседневной жизни вместе с родителями дошкольники могут просматривать фильмы и телепередачи о природе, доступные их пониманию.
Информация о работе Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой