Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

Содержание работы

1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных ТСО и их применение на природоведческих занятиях и в повседневной жизни………………………………………………6
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками……………..8
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении………………………………………………………10
5.Методика использования ТСО в разных возрастных группах………….…16
6.План-конспект занятия с использованием ТСО………………………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………..……………21

Файлы: 1 файл

Текст контрольной работы.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»

 

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика ознакомления дошкольников с природой»

 

 

Тема: «Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой»

 

 

 

 

 

 

 

       Выполнила:

              студентка 4 курса ЗФПО группы «Д»

                                             специальность «Дошкольное образование»                     

                                     Матюшёнок И.В.

 

                                                        

 

       Проверил:

                                                         

      

 

Могилев 2013

Содержание

1.Значение и место ТСО  в системе наглядных методов  ознакомления дошкольников с  природой………………………………………………………3

2.Разнообразие современных  ТСО и их применение на природоведческих  занятиях и в повседневной  жизни………………………………………………6

3.Преимущества и недостатки  ТСО в работе с дошкольниками……………..8

4.Основные гигиенические  и методические требования к  применению ТСО в дошкольном  учреждении………………………………………………………10

5.Методика использования  ТСО в разных возрастных группах………….…16

6.План-конспект занятия  с использованием ТСО………………………………………………………………………………17

Список использованных источников……………………………..……………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Веретенникова, С.А. Ознакомление  дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.

2.Молодова, Л.П. Методика  работы с детьми по экологическому  воспитанию / Л.П.Молодова. – Мн.: Современная  школа, 2005. – 512 с.

3.Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания  в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4.Сыч, В.Д. Технические средства  обучения в детском саду / В.Д.Сыч. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.

5.Экологическое воспитание  дошкольников / Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.

6. http://dohcolonoc.ru/cons/1514-rekomendatsii-dlya-pedagogov-po-ispolzovaniyu-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij-ikt-tekhnicheskikh-sredstv-obucheniya-v-dou.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение и  место ТСО в системе наглядных  методов ознакомления дошкольников  с природой

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

При наглядных методах используются приемы показа, обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций.

Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития мышления дошкольников.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики.

При посредстве слова воспитатель на основании осуществленного детьми наблюдения наглядных объектов, и на базе имеющихся у них знаний ведет детей к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. В зависимости от задач обучения, а также уровня подготовленности детей, необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Условия эффективного применения наглядности.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1.Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания.

2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.

3.Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа, заключительных), необходимых для выяснения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной информации о природе.

4.Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [2, с. 15-16].

Среди современных наглядных методов ознакомления дошкольников с предметами и явлениями живой и неживой природы важное место занимают технические средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства [4, с. 5]. В современных условиях широко применяют мультимедиа, компьютер, CD и DVD проигрыватели.

Экранно-звуковые средства занимают особое место среди других средств обучения и воспитания. Они оказывают на ребенка наиболее сильное воспитательное и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Экранно-звуковые средства являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, экранно-звуковые средства вызывают у ребенка многообразные ощущения, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности. 
         Необходимо также подчеркнуть, что применение экранно-звуковых средств положительно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность. 
         С ростом технической оснащенности дошкольных учреждений использование экранно-звуковых средств становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Особую роль они могут играть в работе малокомплектных детских садов, в штатах которых нет старших воспитателей, а функции музыкального руководителя нередко выполняют сами воспитатели. Однако следует заметить, что применение экранно-звуковых средств должно не исключать или заменять традиционные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения и др., — а органически дополнять и вписываться в учебную, игровую и практическую деятельность детей. 
            Применение технических средств обучения в дошкольных учреждениях может осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях:

- совершенствование воспитательно-образовательной  работы с детьми с тем, чтобы  дошкольники глубже, полнее, эмоциональнее усваивали определенные программой знания, легко и свободно ими оперировали, получали представления об окружающей природе, искусстве, культуре родной страны и.т.д.;

- научная организация  труда педагогов дошкольных учреждений, повышение их профессионального  мастерства, расширение обмена опытом по творческому применению различных методов и приемов работы; 
- широкая пропаганда педагогических знаний среди родителей и общественности [4, с. 6-7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Разнообразие  современных ТСО и их применение  на природоведческих занятиях  и в повседневной жизни

Экранно-звуковые средства обучения принято подразделять на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты); звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи, CD диски); экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи, DVD, мультимедиа, компьютер).

Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.

Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и содержат интересную учебную информацию.

Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, используемая на природоведческих занятиях диасерия «Домашние животные»  имеет целью воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше.

Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.[4, с. 22-23].

В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний среди взрослых. Ряд московских студий занимается выпуском научно-познавательных и учебных фильмов. Можно рекомендовать следующие их работы.

Киностудия «Кварт-О» (Центрнаучфильм, Леннаучфильм) выпускает киноальманахи:

- «Животные отвечают» (фильм 2-ой «Роль игры и самостоятельных  исследований в жизни детенышей», фильм 9-ый «Дрессировка животных»);

- «Жизнь растений» (фильм 1-ый «Удивительные путешественники» (о семенах), фильм 5-ый «Осень в  лесу»);

- «Природные сообщества»;

- «Природоведение» (фильм 6-ой  «Муравей – красная точка», фильм 8-ой «Чей это пень?»);

- «Увлекательная природа» (фильм 2-ой «В мире муравьев», фильм 3-ий «Живая пустыня», фильм 6-ой «Хомяк такой, какой он  есть»);

- «Экологические системы».

Центр «Планетариум» выпускает серии слайд-фильмов: комплекты «Экология»,«Млекопитающие», «Рыбы. Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Птицы» (серия «Мир биологии»). Интересной также является серия «Географическая картина мира» (слайд-альманах «Ландшафты Земли», «География России» и др.)

Студия «Диафильм» выпускает диафильмы «Глобальные экологические проблемы», «Экологические группы птиц» (лесные, луговые, степные, водоплавающие, околоводные, кормящиеся в воздухе, синантропные), «В краю листопадных лесов».

Детское книжно-музыкальное издательство «ВЕСТЬ-ТДА»  в 1997 году выпустило интересные кассеты с записью голосов и звуков: «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира». Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, лесные шорохи, пение птиц, стук дождя и журчание ручья, гром и треск разряда молнии и многое другое [3, с. 74-75].

В настоящее время в продаже имеется много CD и  DVD дисков с аудиозаписями звуков природы и фильмами и живой и неживой природе. Многими фильмами по экологическому воспитанию богаты Интернет-ресурсы.

В повседневной жизни вместе с родителями дошкольники могут просматривать фильмы и телепередачи о природе, доступные их пониманию.

Информация о работе Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой