Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:35, контрольная работа
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных ТСО и их применение на природоведческих занятиях и в повседневной жизни………………………………………………6
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками……………..8
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении………………………………………………………10
5.Методика использования ТСО в разных возрастных группах………….…16
6.План-конспект занятия с использованием ТСО………………………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………..……………21
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками
ТСО обладают рядом преимуществ, обусловленных их дидактическими возможностями в работе с дошкольниками:
Дидактические возможности ТСО:
-являются источником информации;
-рационализируют формы преподнесения информации;
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
-организуют и направляют восприятие;
-обогащают круг представлений воспитанников, удовлетворяют их любознательность;
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам детей;
-создают эмоциональное отношение к познавательной информации;
-усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
-иллюстрируют связь теории с практикой;
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
-экономят время, энергию воспитателя и воспитанников за счет уплотнения информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем воспитатель.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а)информационная насыщенность;
б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д)реальность отображения действительности [2, с. 56-57].
Наряду с преимуществами ТСО не могут полностью заменить дошкольникам непосредственного восприятия природы через органы чувств. Подмена живого восприятия техникой ведет к притуплению переживания положительных эмоций, вызванных общением с растениями и животными. Теряется эффект новизны и восхищения. Поэтому ТСО могут быть использованы дозировано и в тех случаях, когда живое восприятие природы организовать проблематично.
Другим значимым недостатком ТСО является их стоимость. Хорошая качественная современная аппаратура стоит довольно дорого и не всегда по средствам дошкольному учреждению.
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении
Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.
Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.
1.Для показа диафильмов
используют стандартные
Требования к организации просмотра диафильмов
Расстояние проектора |
Ширина экранного |
Расстояние 1-горяда |
4,0 |
1,2 |
2,4 |
3,5 |
1,0 |
2,1 |
3,0 |
0,9 |
1,8 |
2,5 |
0,75 |
1,5 |
2,0 |
0,6 |
1,2 |
2.Для просмотра телевизионных
передач и видеофильмов
3.Непрерывная длительность
просмотра телепередач и
4.Просмотр телепередач
в вечернее время проводят
при искусственном освещении
групповой верхним светом или
местным источником света (бра
или настольная лампа), размещенным
вне поля зрения детей. Во избежание
отражения солнечных бликов на
экране в дневные часы окна
следует закрывать легкими
5.Непосредственно
Для
снижения утомляемости детей
в процессе осуществления
Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними
Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное
объяснение ребенку назначения
каждой клавиши с подключением
наводящих и контрольных
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается
роль исследователя, экспериментатора,
предоставляется возможность
4 способ. Ребенку предлагается
карточка-схема, где задается алгоритм
управления программой. На первых
этапах дети знакомятся с
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Диагностика проводится 3 раза в год.
В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.
В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий.
Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:
1.Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день.
2.Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день.
3.Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день.
4.Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день.
5.Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения 10 минут в день.
6.Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения 7 минут в день.
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера.
- первая половина дня – оптимальна
- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей
6 лет – 2 раза в неделю.
Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером.
вторник, среда,
четверг – оптимальные;
понедельник – допустимый.
В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня
(нарушение режима в выходные).
В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.
Инструкция по охране труда при работе с компьютером
1. Общие требования безопасности
1.1 К работе с компьютером
допускаются воспитанники, прошедшие
инструктаж по охране труда, медицинский
осмотр и не имеющие
1.2 При работе с компьютером воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При работе с компьютером
возможно воздействие на
- неблагоприятное воздействие
на организм человека
- неблагоприятное воздействие
на зрение визуальных
Информация о работе Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой