Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

Содержание работы

1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных ТСО и их применение на природоведческих занятиях и в повседневной жизни………………………………………………6
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками……………..8
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении………………………………………………………10
5.Методика использования ТСО в разных возрастных группах………….…16
6.План-конспект занятия с использованием ТСО………………………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………..……………21

Файлы: 1 файл

Текст контрольной работы.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Преимущества  и недостатки ТСО в работе  с дошкольниками

ТСО обладают рядом преимуществ, обусловленных их дидактическими возможностями в работе с дошкольниками:

Дидактические возможности ТСО:

-являются источником информации;

-рационализируют формы преподнесения информации;

-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

-организуют и направляют восприятие;

-обогащают круг представлений воспитанников, удовлетворяют их любознательность;

-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам детей;

-создают эмоциональное отношение к познавательной информации;

-усиливают интерес к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;

-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

-иллюстрируют связь теории с практикой;

-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

-экономят  время, энергию воспитателя и воспитанников за счет уплотнения информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем воспитатель.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:

а)информационная насыщенность;

б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д)реальность отображения действительности [2, с. 56-57].

Наряду с преимуществами ТСО не могут полностью заменить дошкольникам непосредственного восприятия природы через органы чувств. Подмена живого восприятия техникой ведет к притуплению переживания положительных эмоций, вызванных общением с растениями и животными. Теряется эффект новизны и восхищения. Поэтому ТСО могут быть использованы дозировано и в тех случаях, когда живое восприятие природы организовать проблематично.

Другим значимым недостатком ТСО является их стоимость. Хорошая качественная современная аппаратура стоит довольно дорого и не всегда по средствам дошкольному учреждению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении

Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.

1.Для показа диафильмов  используют стандартные проекторы  и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над  полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов  непосредственно на стене не  допускается. Соотношение расстояния  проектора от экрана и расстояния  зрителей первого ряда от экрана  представлено в таблице. 

Требования к организации просмотра диафильмов 

Расстояние проектора  
от экрана (м)

Ширина экранного  
изображения (м)

Расстояние

1-горяда  
от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2


2.Для просмотра телевизионных  передач и видеофильмов используют  телевизоры с размером экрана  по диагонали 59 - 69 см. Высота их  установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач  детей располагают на расстоянии  не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают  в 4 - 5 рядов (из расчета на одну  группу); расстояние между рядами  стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей  рассаживают с учетом их роста.

3.Непрерывная длительность  просмотра телепередач и диафильмов  в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и  подготовительной - не более 30 мин. Просмотр  телепередач для детей дошкольного  возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую  половину дня). Экран телевизора  должен быть на уровне глаз  сидящего ребенка или чуть  ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их  следует обязательно надеть.

4.Просмотр телепередач  в вечернее время проводят  при искусственном освещении  групповой верхним светом или  местным источником света (бра  или настольная лампа), размещенным  вне поля зрения детей. Во избежание  отражения солнечных бликов на  экране в дневные часы окна  следует закрывать легкими светлыми  шторами.

5.Непосредственно образовательную  деятельность с использованием  компьютеров для детей 5 - 7 лет  следует проводить не более  одного в течение дня и не  чаще трех раз в неделю в  дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

        Для  снижения утомляемости детей  в процессе осуществления непосредственно  образовательной деятельности с  использованием компьютерной техники  необходимо обеспечить гигиенически  рациональную организацию рабочего  места: соответствие мебели росту  ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться  на уровне глаз или чуть  ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен  заниматься за компьютером в  них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное  объяснение ребенку назначения  каждой клавиши с подключением  наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на  приобретенные ребенком навыки  работы с компьютером, познакомить  с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается  роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно  разобраться со способом управления  программой.

4 способ. Ребенку предлагается  карточка-схема, где задается алгоритм  управления программой. На первых  этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий.

Максимальная одноразовая  длительность работы не должна быть более указанной ниже:

1.Для детей 6 лет 1 -2 групп  здоровья      15 минут в день.

2.Для детей  6 лет 3 группы здоровья       10 минут в день.

3.Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья   10 минут в день.

4.Для детей 5 лет 3 группы  здоровья          7 минут в день.

5.Для детей 6 лет, относящиеся  к группе риска по состоянию  зрения            10 минут в день.

6.Для детей 5 лет, относящихся  к группе  риска по состоянию зрения                7 минут в день.

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера.

- первая половина дня  – оптимальна

- вторая половина дня  – допустима, однако занятие следует  проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером.

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В первый день недели  работоспособность ещё не достигает желаемого уровня

(нарушение режима в  выходные).

В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

Инструкция по охране труда при работе с компьютером

1. Общие  требования безопасности

1.1 К работе с компьютером  допускаются воспитанники, прошедшие  инструктаж по охране труда, медицинский  осмотр и не имеющие противопоказаний  по состоянию здоровья.

1.2 При работе с компьютером  воспитанники должны соблюдать  правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и  отдыха.

1.3 При работе с компьютером  возможно воздействие на воспитанников  следующих опасных и вредных  производственных факторов:

- неблагоприятное воздействие  на организм человека неионизирующих  электромагнитных излучений видеотерминалов;

- неблагоприятное воздействие  на зрение визуальных эргономических  параметров видеотерминалов, выходящих  за пределы оптимального диапазона;

Информация о работе Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой