Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:35, контрольная работа
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).
1.Значение и место ТСО в системе наглядных методов ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………3
2.Разнообразие современных ТСО и их применение на природоведческих занятиях и в повседневной жизни………………………………………………6
3.Преимущества и недостатки ТСО в работе с дошкольниками……………..8
4.Основные гигиенические и методические требования к применению ТСО в дошкольном учреждении………………………………………………………10
5.Методика использования ТСО в разных возрастных группах………….…16
6.План-конспект занятия с использованием ТСО………………………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………..……………21
- поражение электрическим током.
1.4 Кабинет, где установлены
компьютера, должен быть укомплектован
медаптечкой с набором
1.5 При работе с компьютером
соблюдать правила пожарной
1.6 О каждом несчастном
случае пострадавший или
1.7 В процессе работы
с видеотерминалами
1.8 Воспитанники, допустившие
невыполнение или нарушение
2. Требования
безопасности перед началом
2.1 Тщательно проветрить кабинет и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.
2.2 Убедиться в наличии
защитного заземления
2.3 Включить видеотерминалы
и проверить стабильность и
четкость изображения на
3. Требования безопасности во время работы
3.1 Не включать видеотерминалы без разрешения педагога.
3.2 При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 - 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
3.3 Изображение на экранах
видеотерминалов должно быть
стабильным, ясным и предельно
четким, не иметь мерцаний символов
и фона, на экранах не должно
быть бликов и отражений
3.4.Ноги и спина должны иметь опору, а центр монитора должен находиться на уровне глаз или немного выше.
Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.
Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:
-хорошее освещение;
-четкое и контрастное изображение на экране компьютера;
-расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.
Это оптимальные условия от лица до экрана. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо прямо, а не сбоку, поэтому одновременно заниматься за компьютером может только один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Режим работы – один из факторов профилактики утомления. За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомляемости:
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.
3. «Утомленная» поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.
Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные минутки.
4. Требования
безопасности в аварийных
4.1 В случае появления
неисправности в работе
4.2 При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом педагогу.
4.3 При поражении электрическим
током немедленно отключить
5. Требование
безопасности по окончании
5.1 С разрешения педагога
выключить видеотерминалы и
5.2 Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета [6].
5.Методика использования
ТСО в разных возрастных
Показ диафильмов, сопровождаемых рассказом воспитателя или его беседой с детьми, может быть проведен во всех группах.
Детям раннего возраста воспитатель, называя изображенное на слайде животное, предлагает показать глаза, уши, ноги.
В младших группах воспитатель задает детям короткие, ясные вопросы, обращая внимание на характерное во внешнем виде и повадках животных, на формы и цвет частей растений.
Во время рассматривания слайдов с детьми в средней, старшей и подготовительной к школе группах полезно применять сравнения животных или растений по различию и сходствах, что способствует развитию наблюдательности и мышления. Например, в слайдах из имеющихся серий «Домашние животные» и «Дикие звери» можно сравнивать животных, изображенных на одном слайде: взрослое животное с его детенышами, петуха с курицей, гуся с уткой, барана с овцой. Можно также предложить для сравнения животных, изображенных на разных слайдах, например, корову и лошадь, корову и козу, кошку и тигра и.т.д.
Диафильмы могут быть использованы в работе со всеми группами.
Показ отдельных кадров сопровождается рассказом воспитателя или чтением имеющегося в диафильме текста.
Кинофильмы в учебных целях используют главным образом в старших и подготовительных к школе группах. Для старшей группы лучше брать немой фильм, а для подготовительной – озвученный.
Готовясь к занятиям по диафильму, кинофильму, воспитателю нужно хорошо ознакомиться с их содержанием, уяснить, что должны увидеть дети и что усвоить в результате просмотра, какие новые слова им надо запомнить, продумать свои вопросы к детям. После просмотренных диафильмов и кинофильмов с детьми проводится небольшая беседа [1, с. 63-64].
6.План-конспект занятия с использованием ТСО
Занятие по ознакомлению дошкольников с природой миру "Домашние животные"
Программное содержание:
1.Стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, вопросы, стремление к самостоятельному приобретению знаний.
2.Содействовать развитию вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика).
3.Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка.
4.Обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов по данной теме; содействовать формированию отдельных видовых понятий, обобщающих слов.
5.Использовать игру для разностороннего гармонического развития воспитанников, для укрепления психологического.
6.Использовать ТСО для закрепления материала.
Материалы и пособия : загадки, шнур, палка гимнастическая, мел, магнитофон, кассета с записью голосов леса, иллюстрации с изображением диких и домашних животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных, слушание кассеты «Голоса леса», разучивание хороводной игры «Заинька, выходи», разучивание пальчиковой гимнастики: «Есть у каждого свой дом», беседы с детьми о диких и домашних животных.
На занятии кроме воспитателя присутствует девочка подготовительной группы или начальной школы - кукла Катя.
Ход занятия
В группу приходит кукла Катя: - Здравствуйте, дети! (дети здороваются). Сегодня утром я проснулась и увидела, что ночью все мои домашние животные убежали в лес. Я очень боюсь за них, ведь в лесу живут злые волки. Нужно скорее разыскать моих зверят и вернуть домой!
Воспитатель: Конечно, Катя! Ребята, как вы думаете, почему Катенька так испугалась за своих животных? Чем домашние животные отличаются от диких? Назовите диких животных, которых вы знаете.
Дети называют животных, воспитатель прикрепляет к доске их изображения.
Воспитатель: А вот как вы думаете, дети, почему от Кати ушли животные? (Она плохо с ними обращалась, им захотелось погулять, они захотели поесть). Ката, расскажи о своих, домашних животных, кто у тебя живет?
Кукла Катя: Да я вам расскажу, а лучше загадаю о них загадки, а вы отгадайте:
1. У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ... (собака)
2. Не лицо, а рыло
Землю перерыло,
Закрутила хвостик я,
Потому что я -… (свинья)
3. Грациозный и ретивый,
Трусит он красивой гривой.
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший ...(конь)
4. Идет мохнатый, идет бородатый,
Рожками помахивает, бородой потряхивает,
Копытами постукивает? (козел)
5. Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (корова)
6. У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря. (кот)
Кукла Катя: Молодцы, дети! Теперь вы знаете, какие животные у меня убежали и мы можем пойти их поискать. Вы пойдете со мной искать моих животных?
Дети вместе с Катей отправляются в лес. В лес ведет узенькая тропинка, нужно стать друг за другом. Идем аккуратно, чтобы не зацепиться за веточки. На пути бревно – переступим через него. А на пути болото – перепрыгиваем с кочки на кочку. Вот и поляна.
Воспитатель: Вот мы и на месте, дети! Посмотрите, какие вокруг деревья - высокие! (дети поднимаются на цыпочки). А травка под ногами - низкая! (дети садятся на корточки) Кто же может жить в этом лесу? Давайте послушаем (Звучит кассета «Голоса леса» - вой волков, воспитатель прикрепляет изображение волка на доску) .
Кукла Катя: Дети, как страшно, кто это? Если волки появятся, как мы их узнаем?
Дети рассказывают о внешнем виде волка. Воспитатель задает дополнительные вопросы, о том, что если это семья волков, папа волк, и мама-(волчица, и дети …. (волчата) .Как называют большого волка (волчище), а маленького?
Воспитатель: Давайте пойдем побыстрее, пока волки не добрались до нас! (дети идут по кругу, звучит кассета с записью "Ветер в лесу")
А в какой лес мы попали теперь? Здесь сильный ветер! Деревья качаются в разные стороны! (дети раскачиваются с поднятыми руками). И травка тоже стелется нам под ноги. (Дети водят руками над полом, присев на корточки).
Кукла Катя: Ой. Глядите, волк поскакал! Беленький, маленький, с длинными ушками, хвостик маленький, я боюсь. (Дети смеются и успокаивают Машу, объясняют ей что это был зайка. Воспитатель вывешивает на доску изображение зайца).
Воспитатель задает вопрос, почему ускакал заяц? Как называют семью зайца? Как зовут маму, папу, детей? Как называют большого зайца, а маленького? (зайчище, зайчик) .
Катя спрашивает у детей кого они могут еще встретить в лесу. Дети рассказывают о лисе и медведе. Воспитатель вывешивает соответствующие картинки на доску.
Воспитатель предлагает рассказать Кате о домах диких животных, через пальчиковую гимнастику:
Есть у каждого свой дом: сжимают кулачки
У лисы в лесу глухом загибают пальчики
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели касаются большим пальцем
Белочке в дупле на ели поочередно каждого пальца
Под кустами еж колючий сложить руки замочком
Нагребает листья в кучу. поочередно поднимать
Из ветвей, корней, коры каждый палец
Информация о работе Использование технических средств обучения при ознакомлении детей с природой