Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение влияния детско-родительских отношений в семье, конфликтные взаимоотношения старших дошкольников.
Объект исследования являются межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет – влияние детско-родительских отношений на взаимоотношения старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

Глава 1. теоретические предпосылки исследования конфликтного поведения дошкольников……….………………………………………………………5

1.1 Понятие о конфликте.
1.2 Психологические особенности старших дошкольников.
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника…………………………………………..…………………..26

2.1 Организация и методы исследования конфликтного поведения.
2.2 Результаты исследования.
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовик(ориг.).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

 

Глава 1. теоретические  предпосылки исследования конфликтного поведения дошкольников……….………………………………………………………5

 

1.1 Понятие о конфликте. 

1.2 Психологические особенности  старших дошкольников.

1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений  и формирования личности дошкольника…………………………………………..…………………..26  

 

2.1 Организация и методы  исследования конфликтного поведения.

2.2 Результаты исследования.

Заключение………………………………………………………………..32

Список литературы………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

   Актуальность. Психическое  развитие ребенка определяется  его эмоциональным благополучием.  Однако среди типичных детских  эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Дошкольный возраст  является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Проблемами семьи занимались: В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко, И.М. Балинский, А.И. Захаров.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в данном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые проявляют себя в различных видах девиантного и аддитивного поведения. В связи с этим высокий уровень конфликтности старших дошкольников требует своевременного выявления и коррекции.

Цель: изучение влияния детско-родительских отношений в семье, конфликтные взаимоотношения старших дошкольников.

Объект исследования являются межличностные отношения старших дошкольников.

Предмет – влияние детско-родительских отношений на взаимоотношения старших дошкольников.

 

 

 

 

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ работ учёных-психологов по проблеме детско-родительских отношений.
  2. Установить особенности влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников.
  3. Определить основные направления влияния детско-родительских отношений на конфликтность дошкольника.

Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими  отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие  методы исследования: наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ полученных данных.

          Исследование проводилось в МДОУ  «Детский сад №131 «Елочка» г. Курска. В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 30 человек (15 детей и 15 родителей).

Для проведения исследования были использованы методики: Рисование  на тему «Моя Семья», «Ребенок - детское общество», опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин).

 

     Курсовая  работа представлена в объеме 37 страниц. Работа состоит из  введения, 2 глав, заключения и списка  литературы. 

 

 

 

 

Глава 1. теоретические  предпосылки исследования конфликтного поведения дошкольников.

 

1.1 Понятие о конфликте. 

 

В психолого-педагогической науке существуют различные определения  конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Наряду с накоплением  экспериментального материала, в настоящее  время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения  понятия конфликта. Понятие конфликта  часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов,

В социологии дается следующее  определение конфликта - столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами.[1]

По формам проявления конфликты имеют место во всех областях общественной жизни. И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров выделяют социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, социально-бытовые. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности людей и разрешение которых выводит группу на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы  между ними нет.

Существует огромное многообразие причин возникновения  конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А.А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных:

    • трудовым процессом;
    • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя;
    • личностным своеобразием членов группы [2].

По мнению Е. Мелибурды, поведение человека в конфликтной  ситуации зависит от следующих психологических  факторов:

    • активность восприятия конфликта;
    • открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблемы;
    • способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
    • адекватная самооценка своих возможностей;
    • стремление доминировать;
    • консерватизм мышления, взглядов;
    • принципиальность и прямолинейность высказываний;

набор эмоциональных  качеств личности [3].

 Причины, вызывающие  конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. По  источникам и причинам возникновения  конфликты делят на объективные  и субъективные. К объективным  факторам относятся естественное  столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д. По мнению В.Я. Зенгенидзе следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

- ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

- различие в целях,  ценностях, методах поведения,  уровне квалификации, образования;

- плохие коммуникации;

-взаимозависимость заданий,  неправильное распределение ответственности;

Вместе с тем, объективные  причины только тогда являются причинами  конфликта, когда делают невозможным  для личности или группы реализовать  свои потребности, заденут личные или групповые интересы.

Я.А. Анцупов, А.И. Шепилов  утверждают, что причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

К объективным причинам возникновения конфликтов А.Я. Анцупов  относит естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности. К типичным социально-психологическим  причинам конфликтов относятся потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, разбалансированность ролевого взаимодействия людей [5].

Основными личностными  причинами конфликтов, по мнению А.И. Шипилова, являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний.

 В основе любого  конфликта лежит конфликтная  ситуация – скрытое или открытое  противоборство двух или нескольких  участников, включающее либо противоречивые  позиции сторон по какому-либо  поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту [4].

 Для возникновения  конфликта необходим инцидент  – это практические конфликтные  действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоцирует на столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, общий дискомфорт.

В динамике развития конфликта  существует ряд стадий: предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся:

а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами;

б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые  ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые  и безобидные вещи;

в) инфорационно-сенсорный  голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью.

г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет  к зависти к преуспевающему, способному человеку.

Информация о работе Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника