Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение влияния детско-родительских отношений в семье, конфликтные взаимоотношения старших дошкольников.
Объект исследования являются межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет – влияние детско-родительских отношений на взаимоотношения старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

Глава 1. теоретические предпосылки исследования конфликтного поведения дошкольников……….………………………………………………………5

1.1 Понятие о конфликте.
1.2 Психологические особенности старших дошкольников.
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника…………………………………………..…………………..26

2.1 Организация и методы исследования конфликтного поведения.
2.2 Результаты исследования.
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовик(ориг.).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

д) стиль организации жизни и управления коллективом.

Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных  групп или отдельных людей. Оно  возможно в трех основных формах:

 а) принципиальное  столкновение, когда удовлетворение  одних может быть реализовано  определенно только за счет ущемления интересов других;                  

б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму  отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и  других потребностей;

в) возникает представление  о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется  психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к “атаке” или к “отступлению” от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.

Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов:

а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих  отношений и готовы отказаться от взаимных претензий;

б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив  все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны  как слабость;

в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

 В педагогической  психологии выделяют понятие  педагогический конфликт – это  конфликт, субъектами которого являются  участники педагогического процесса. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между педагогом и ребенком выделяются следующие конфликты:

    • деятельности, возникающие по поводу успеваемости ребенка, выполнения им внеучебных заданий;
    • поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения правил поведения в детском саду и вне его;
    • отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений детей и педагогов.

Таким образом, изучив понятие  конфликта, причины его возникновения, можно сделать вывод, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Основными личностными причинами конфликтов являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний. Конфликты могут быть психологическими и педагогическими. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

 

1.2 Психологические особенности  старших дошкольников

С психолого-педагогической точки  зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка  и во многом определяет его будущее  психологическое развитие. Это позволило  определить структуру составления  психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

1. Особенности развития познавательной  сферы у детей дошкольного  возраста: внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание  и воспроизведение в естественных условиях развития памяти. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного  к произвольному запоминанию  и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать.

В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста.[6]

2. Особенности поэтапного развития  различных видов деятельности  детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте  можно встретить практически  все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Определенные этапы последовательного  совершенствования игр, труда и  учения детей в этом возрасте можно  проследить, условно разделив в аналитических  целях дошкольное детство на три  периода: младший дошкольный возраст (3 – 4 года), средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием  тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к  концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и  формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей тендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида, и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии.

Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику  управлять своим поведением, в  большой мере зависит от степени  его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств».

Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для  построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

 

1.3 Особенности  проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью является сюжетно-ролевая  игра, а общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе''. . Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников [7].

Конфликтная ситуация перерастает  в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.

Причинами может являться недостаточная  инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником, отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Анцупов А.Я. выделяет семь основных причин возникновения конфликтов в игре:

1. «Разрушение игры»  — сюда входят такие действия  детей, которые прерывают или  затрудняют процесс игры,— например, разрушение игровых построек, игровой  обстановки, а также воображаемой  игровой ситуации.

 

2. «По поводу выбора  общей темы игры» — в этих  случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.

3. «По поводу состава  участников игры» — здесь решается  вопрос о том, кто именно  будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» —  сюда отнесены споры из-за обладания  игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета  игры» — в этих случаях дети  спорят из-за того, каким образом  должна проходить игра, какие  в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия  тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности  игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

 Полученные эмпирические  данные подтверждают описанную  Д.Б. Элькониным динамику: у младших  детей конфликты чаще всего  возникают из-за игрушек, у  детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Таким образом, причины  возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда  от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

На протяжении дошкольного  возраста происходит изменение мотивации  игры, что ощутимо отражается на содержании потребности ребенка  в сверстнике, а интерес к сверстнику как носителю человеческих, личностных качеств возникает у ребенка лишь к концу дошкольного возраста.

Что же касается младших  дошкольников, то потребность в сверстнике, в объединении с ним выступает  в виде потребности в нем, как  в партнере по игре. Это именно тот  этап в развитии данной потребности, когда сверстник нужен ребенку для сугубо практических, некоммуникативных целей - удовлетворить острое стремление действовать и вести себя как взрослые. К этому периоду (4-м годам) владение операциями игры становится главным, определяющим требованием, предъявляемым к сверстнику.

Роль игровых навыков  настолько значительна, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но "интересно играющего" ребенка  доброму, отзывчивому, но малопривлекательному в игре. Это отнюдь не означает, что  младшие дошкольники еще не способны оценивать личностные качества партнеров.

Информация о работе Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника