Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа
Цель: изучение влияния детско-родительских отношений в семье, конфликтные взаимоотношения старших дошкольников.
Объект исследования являются межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет – влияние детско-родительских отношений на взаимоотношения старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
Глава 1. теоретические предпосылки исследования конфликтного поведения дошкольников……….………………………………………………………5
1.1 Понятие о конфликте.
1.2 Психологические особенности старших дошкольников.
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности дошкольника…………………………………………..…………………..26
2.1 Организация и методы исследования конфликтного поведения.
2.2 Результаты исследования.
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………..35
Глава 2. Экспериментальное
исследование взаимосвязи детско-
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.
Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки - с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены - получены заново любым другим исследователем.
Детская психология изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно получать, только сравнивая между собой особенности детей. Это можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны методики, позволяющие выявить межличностные отношения ребенка со сверстниками - это методика «Рисунок семьи», рисунки «Ребенок - детское общество», а также опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина.
2.1 Организация
и методы исследования
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.
До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать , какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.
Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный
на выявление родительского
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие-отвержение».
2. «Кооперация».
3. «Симбиоз».
4. «Авторитарная гиперсоциализация».
5. «Маленький неудачник».
Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться ( поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).
Ключи к опроснику.
1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
2.2 Результаты исследования.
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у двух детей из пятнадцати проявляются такие особенности как снижение самооценки - дети рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов.
Два ребенка выражают большую потребность в общении - в свои рисунки они добавляют животных.
Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями - на одиннадцати рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).
У одного ребенка на рисунке семьи вообще отсутствует папа, он объяснил это тем что папа сидит дома за компьютером.
Вывод: проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
- низкая успеваемость
как следствие проблемного
- склонность к асоциальному поведению.
Данный этап методики показал,
что большой процент
Методика диагностики
родительского отношения
Ф. И. О. |
«принятие отвержение» |
«кооперация» |
«симбиоз» |
«авторитарная гиперсоциализация» |
«маленький неудачник» |
Беляева И.А. |
12,02% |
31,19% |
74,97% |
69,30% |
45,57% |
Бондарева С.А. |
12,02% |
31.19% |
39,06% |
95,76% |
70,25% |
Волкова А.И. |
31,01% |
19,22% |
92,93% |
53,83% |
70,25% |
Горина А.С. |
68,35% |
19,22% |
57,96% |
53,87% |
14,55% |
Дилова И.П. |
12,02% |
19,22% |
74,97% |
95,76% |
70,25% |
Дудкина А.М. |
77,21% |
19,22% |
96,65% |
83,79% |
84,81% |
Иванова Е.В. |
12,02% |
31,19% |
86,63% |
69,30% |
70,25% |
Камарицкая А.И. |
12,02% |
48,82% |
39,06% |
32,13% |
45,57% |
Крузина Н.В. |
31,01% |
31,19% |
74,97% |
53,87% |
14,55% |
Миленина О.С. |
0,63% |
9,77% |
86,63% |
95,76% |
93,04% |
Познахирева О.В. |
31,01% |
31,19% |
74,97% |
32,13% |
45,57% |
Самойленко Г.С. |
88,60% |
31,19% |
92,93% |
95,76% |
84,81% |
Соколова Т.В. |
31,01% |
31,19% |
57,96% |
83,73% |
84,81% |
Шумилова М.В. |
53,79% |
19,22% |
92,93% |
53,87% |
84,81% |
Чертова А.С. |
3,79% |
31,19% |
74,97% |
53,87% |
45,57% |
По результатам методики «ОРО» были сделаны следующие выводы:
Высокий
процентный балл по шкале «
Высокий
процентный балл по шкале «
Высокий
процентный бал по шкале «
Высокий процентный бал по шкале «авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком бале по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально слетит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой результат был выявлен у 53%, опрошенных родителей.
Заключение.
Анализ психолого-
Детско-родительские отношения
отличаются от всех других видов межличностных
отношений и, в этом смысле, они
достаточно специфичны, характеризуются
сильной эмоциональной
На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действие, направленные друг на друга.
Благополучие человека в семье переносится и на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе) и напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания. Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания и сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Т.е. все семьи по-разному влияют на личность ребенка, оказывая позитивное или негативное влияние на его развитие. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, агрессивным, грубым, лицемерным, лживым.
Родительское отношение к ребенку является механизмом, оказывающим значительное влияние на отношение детей к сверстникам и другим людям. Механизм этот связан с принятием-отвержением ребенка, оказанием ему помощи и поддержки, разумным контролем и опекой.
Нарушения общения ребёнка в семье негативно влияют на его взаимодействие со сверстниками, так как особенности семейного воспитания влияют на социальную адаптированность человека. Повышенная агрессивность, которая проявляется в конфликтных отношениях со сверстниками, в дальнейшем может заявить о себе в подростковом возрасте в различных видах девиантного и аддиктивного повеления.