История и становление профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31

Файлы: 1 файл

становление и развитие.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
  2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
  3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19

Заключение …………………………………………………………………….29

Библиографический список ……………………………………………..……31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Профессиональное  образование в России находится  на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование  опыта становления профобразования  позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы  к его оптимизации, а также  избежать ошибок, порождаемых предвзятой однородностью и поспешным копированием зарубежных систем. Такая направленность использования исторического опыта  становления профессионального  образования соответствует объективному подходу к осмыслению социально-экономических, социально-культурных, ментальных, теоретико-методологических, организационно-педагогических и других условий его развития. Эти вопросы  освещены в работах П.Л. Атутова, С.Я. Батышева, Б.С. Гершунского, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, В.К. Розова, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, В.Н. Сагтовского, В.А. Сластенина, А.П. Чернышева.

     Отечественными  исследователями проделана значительная работа по изучению истории профессионально-технического образования, зарождения профтехшкол, вопросов становления и развития теории, принципов подготовки квалифицированных  рабочих кадров. Это труды В. Балушок, А. Веселова, Н. Падун, М. Пузанова, Г. Терещенко, В. Радченко, О. Щербак, Г. Ясницкого. Авторами представлены отдельные аспекты  деятельности системы подготовки рабочих  кадров на разных этапах ее развития.

     Аксиологический, культурологический, формационный, цивилизационный  подходы позволяют выделить объективные - существующие независимо от сознания и воли человека - условия становления  профессионального образования. А  субъективно-деятельностный фактор - это  изменения, происходящие в профессиональном образовании, деятельность его субъектов, приводящая к названным изменениям.

     Деятельность  этих субъектов демонстрирует совокупность их ценностных предпочтений (аксиологическая  доминанта), отношение к другим субъектам  данной системы и к другим способам ее преобразования. В этой связи  задачу, связанную с пониманием сущности профессионального образования, особенностей его становления и развития, можно  решить, рассмотрев деятельность его  субъектов в конкретной исторической ситуации.

Совокупность  данных подходов создает предпосылки  для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития профессионального  образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса.

     Цель  работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.

     Исходя  из поставленной цели работы, можно  выделить следующие задачи исследования:

- анализ  истории развития системы профессионального  образования в России по периодам;

- анализ  современного состояния системы  профессионального образования.

     Объектом  исследования является профессиональное образование России.

     Предмет исследования-  история развития системы профессионального образования России.

     Методы  исследования: анализ литературы по проблеме истории развития системы профессионального образования в России.

     По структуре работа состоит из введения, из трёх глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 

  1. Исторические  периоды становления  и развития системы  профессионального  образования в  России

     Анализ  литературы по проблеме истории образования  в России позволяет выделить шесть  периодов становления и развития профессионального образования: первый - со времен Киевской Руси до XVII века; второй - XVII век - 1917 год; третий - 1917 - 1940 годы; четвертый - 1941 - 1945 годы; пятый - 1945 - 1970 годы; шестой - 70-90-е годы - начало XXI века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Периоды развития профессионального  образования со времен Киевской Руси до 1940 года

     Первый  период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

     Первые  две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного  и семейного социально-трудового  и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами. В условиях замкнутого домашнего  хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем  деле и этот универсализм должен был  передать потомкам. Наиболее продуктивной была общинная система профессионального  обучения, внутри которой стало развиваться  городское ремесло, начали использоваться новые технологии и формы организации  труда, т.е. появилась дробная специализация  ремесел, дифференциация знаний и умений.

     Новые тенденции в развитии средневекового ремесла требовали узкоспециальной  подготовки. Все это послужило  основой формирования городского ремесленного обучения. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества. Оно могло быть различным: домашним (в своей семье или  «в людях») или в мастерской путем  долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой  формами обучения.

     Монастырское  профессиональное обучение появилось  позднее. Монастыри были сложными многопрофессиональными хозяйственными единицами, поэтому  нуждались в постоянном воспроизводстве  кадров. Главной была профессия «книжника»: грамотность человека считалась  техническим промыслом, ремеслом.

     В связи с существенными технологическими новациями (ювелирное дело, металлообработка) возникла проблема грамотности ремесленников. Надо было записать рецепт, правила  составления сплава, произвести измерения, сделать расчеты и др. Первоначальное профессиональное обучение было индивидуальным. Так зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVII веке выступает как сложившийся социальный институт воспроизводства рабочих  кадров.

     В государственном профессиональном обучении, которое организовывалось при приказах, можно выделить несколько  направлений: ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные  царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные  изделия; подготовка административного  аппарата - подьячих; обучение «лекарских учеников», представляющее собой единую форму медицинского образования  в XVII веке.

     По  мере развития экономики росла потребность  в воспроизводстве квалифицированных  рабочих. Передачи ученику только собственного опыта мастера было уже недостаточно, требовалось создание государственных  профессиональных школ.

     Второй  период: XVII век - 1917 год. Бурные события XVII века привели в движение огромные, до тех пор малоподвижные массы людей, стремящихся к научным знаниям. Еще Борис Годунов стремился к тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты, где бы молодые русские люди учили европейские языки и различные науки. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек на учебу во Францию, в Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале XVII века еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и названная идея стала постепенно осуществляться. Симеон Полоцкий (1629 - 1680), воспитатель сыновей царя Алексея Михайловича, основал, например, в Москве Заиконоспаское училище по западноевропейскому образцу с обучением на латинском языке и выступил инициатором создания первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения (будущей Славяно-латинской академии). В 1679 году открылась греческая типографическая школа при Московской типографии и возник ряд других учебных заведений, которые уже можно отнести к средним учебным заведениям. По велению царя Федорова Алексеевича его воспитатель Симеон Полоцкий составил «Привилегию» (Учредительную грамоту) упомянутой академии. Уже после смерти С. Полоцкого царь подписал ее в 1682 году.

     В 1683 году в Москву из Константинополя  по приглашению патриарха Иоакима  приехали два доктора Падуанского  университета братья греки Иоанникий  и Софроний Лихуды. В 1685 году они  открыли в Москве в монастырях (сначала в Благовещенском, а потом  в Заиконоспасском) школы, в которых  преподавание велось на греческом языке. В 1687 г. эти школы были преобразованы  в Славяно-греко-латинскую академию, где преподавание велось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Учебная программа в академии была обширной, академия складывалась в первую очередь как светская, профессиональная высшая школа, а не только как духовная. Здесь преподавали  грамматику, пиитику, риторику, философию, богословие. Впоследствии ее выпускники (в том числе М.В. Ломоносов) стали  специалистами, годными и на воинскую службу, и на медицинскую, и на церковную, и на гражданскую.

     Так воплотилась в России идея создания высшего учебного заведения, из стен которого вышли многие видные духовные и государственные деятели, такие, например, как боярин Федор Михайлович Ртищев, князь В. В. Голицын (1643 - 1714), боярин Артамон Сергеевич Матвеев  и др. Это были европейски образованные люди, радеющие о распространении  научных знаний в России.

     Профессиональное  образование в XVII веке носило черты  прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства. Но, к сожалению, меры, предпринимавшиеся властями для развития профессионального образования, были довольно слабы, и такие цели еще не стали частью образовательной политики государства.

     Великий реформатор Петр I, которому были крайне нужны люди, хорошо знающие морское, военное и инженерное дело, своим  указом от 14 января 1701 года основал  в Москве Школу математических и  навигационных наук, где воспитанники изучали алгебру, геометрию, навигацию, геодезию и т.д. Учебный план, составленный руководителем этой школы английским профессором Д.Д. Фарварсоном, а также  влиятельным преподавателем Л.Ф. Магницким  и утвержденный самим Петром I, убедительно  свидетельствует о светском профессионально-образовательном  характере этого учебного заведения.

     При Петре I открылись и другие учебные  заведения, дававшие профессиональное образование: инженерная, артиллеристская, медицинская, геодезическая школы, а также горные училища при  заводах и рудниках. Таким образом, при Петре I в начале XVIII века в  России сложилась следующая система  профессионального образования: среднее  образование -- навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование -- Славяно-греко-латинская  академия, Морская академия, Академический  университет. Но полностью система  профессионального образования  еще не сложилась: не было строгой  последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

     Первые  преемники Петра I проявляли равнодушие к профессиональному образованию. Уровень преподавания в учебных  заведениях снизился, сократилась численность  студентов. Однако государство не отказывалось от своей прежней роли в профессиональном обучении молодежи, в подготовке специалистов, необходимых для государственной  службы. С 12 до 16 лет подростки должны были подготавливаться по арифметике и геометрии к будущему специальному образованию. В 16 лет они сдавали в Сенате экзамен, а, по усмотрению Сената, с 16 до 20 лет они получали уже профессиональное обучение. Для обучения молодых людей создавались узкосословные учебные заведения.

     Указом  от 29 июля 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела, например, основать Шляхетский сухопутный кадетский корпус для подготовки дворянских детей  не только к военной, но и к гражданской  службе. Позднее был создан еще  ряд закрытых учебных заведений. В 1752 году был открыт Морской шляхетский корпус, 1759 год - Пажеский корпус.

Информация о работе История и становление профессионального образования в России