Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический
список ……………………………………………..……31
Введение
Профессиональное
образование в России находится
на этапе поступательного
Отечественными
исследователями проделана
Аксиологический, культурологический, формационный, цивилизационный подходы позволяют выделить объективные - существующие независимо от сознания и воли человека - условия становления профессионального образования. А субъективно-деятельностный фактор - это изменения, происходящие в профессиональном образовании, деятельность его субъектов, приводящая к названным изменениям.
Деятельность
этих субъектов демонстрирует
Совокупность данных подходов создает предпосылки для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития профессионального образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса.
Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ
истории развития системы
- анализ
современного состояния
Объектом исследования является профессиональное образование России.
Предмет исследования- история развития системы профессионального образования России.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме истории развития системы профессионального образования в России.
По структуре работа
состоит из введения, из трёх глав, заключения,
списка использованной литературы.
Анализ
литературы по проблеме истории образования
в России позволяет выделить шесть
периодов становления и развития
профессионального образования: первый
- со времен Киевской Руси до XVII века; второй
- XVII век - 1917 год; третий - 1917 - 1940 годы; четвертый
- 1941 - 1945 годы; пятый - 1945 - 1970 годы; шестой
- 70-90-е годы - начало XXI века.
Первый период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.
Первые
две формы отражали традиции передачи
подрастающему поколению
Новые
тенденции в развитии средневекового
ремесла требовали
Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофессиональными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия «книжника»: грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом.
В
связи с существенными
В
государственном
По
мере развития экономики росла потребность
в воспроизводстве
Второй период: XVII век - 1917 год. Бурные события XVII века привели в движение огромные, до тех пор малоподвижные массы людей, стремящихся к научным знаниям. Еще Борис Годунов стремился к тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты, где бы молодые русские люди учили европейские языки и различные науки. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек на учебу во Францию, в Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале XVII века еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и названная идея стала постепенно осуществляться. Симеон Полоцкий (1629 - 1680), воспитатель сыновей царя Алексея Михайловича, основал, например, в Москве Заиконоспаское училище по западноевропейскому образцу с обучением на латинском языке и выступил инициатором создания первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения (будущей Славяно-латинской академии). В 1679 году открылась греческая типографическая школа при Московской типографии и возник ряд других учебных заведений, которые уже можно отнести к средним учебным заведениям. По велению царя Федорова Алексеевича его воспитатель Симеон Полоцкий составил «Привилегию» (Учредительную грамоту) упомянутой академии. Уже после смерти С. Полоцкого царь подписал ее в 1682 году.
В
1683 году в Москву из Константинополя
по приглашению патриарха Иоакима
приехали два доктора Падуанского
университета братья греки Иоанникий
и Софроний Лихуды. В 1685 году они
открыли в Москве в монастырях
(сначала в Благовещенском, а потом
в Заиконоспасском) школы, в которых
преподавание велось на греческом языке.
В 1687 г. эти школы были преобразованы
в Славяно-греко-латинскую
Так воплотилась в России идея создания высшего учебного заведения, из стен которого вышли многие видные духовные и государственные деятели, такие, например, как боярин Федор Михайлович Ртищев, князь В. В. Голицын (1643 - 1714), боярин Артамон Сергеевич Матвеев и др. Это были европейски образованные люди, радеющие о распространении научных знаний в России.
Профессиональное образование в XVII веке носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства. Но, к сожалению, меры, предпринимавшиеся властями для развития профессионального образования, были довольно слабы, и такие цели еще не стали частью образовательной политики государства.
Великий
реформатор Петр I, которому были крайне
нужны люди, хорошо знающие морское,
военное и инженерное дело, своим
указом от 14 января 1701 года основал
в Москве Школу математических и
навигационных наук, где воспитанники
изучали алгебру, геометрию, навигацию,
геодезию и т.д. Учебный план, составленный
руководителем этой школы английским
профессором Д.Д. Фарварсоном, а также
влиятельным преподавателем Л.Ф. Магницким
и утвержденный самим Петром I, убедительно
свидетельствует о светском профессионально-
При Петре I открылись и другие учебные заведения, дававшие профессиональное образование: инженерная, артиллеристская, медицинская, геодезическая школы, а также горные училища при заводах и рудниках. Таким образом, при Петре I в начале XVIII века в России сложилась следующая система профессионального образования: среднее образование -- навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование -- Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет. Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.
Первые
преемники Петра I проявляли равнодушие
к профессиональному
Указом от 29 июля 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела, например, основать Шляхетский сухопутный кадетский корпус для подготовки дворянских детей не только к военной, но и к гражданской службе. Позднее был создан еще ряд закрытых учебных заведений. В 1752 году был открыт Морской шляхетский корпус, 1759 год - Пажеский корпус.
Информация о работе История и становление профессионального образования в России