Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31
Когда на царский престол взошла Елизавета Петровна, дочь Петра 1, положение в организации профессионального образования стало меняться. М.В. Ломоносову и В.К. Тредиаковскому поручили набирать студентов для университета. По замыслу М.В.Ломоносова, содержание учебного процесса, программы учебных курсов, а также решение всех дел, касавшихся студентов, должны были определяться преподавателями, конференцией профессоров. Императорский указ о создании Московского университета был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 года, и она приняла его под свое покровительство.
В последующие годы был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального образования в России. Они были подготовлены по указанию императрицы Екатерины II. В 1764 году Ф.Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов».
Свои проекты устройства профессионального образования предложила также Комиссия об училищах и прозрений требующих, созданная по велению императрицы Екатерины II в составе учрежденной в 1767 году комиссии по составлению нового Уложения, подготовившей четыре проекта: о нижних деревенских училищах, о нижних городских училищах, о средних училищах, об училищах для иноверцев.
При
Екатерине II были претворены в жизнь
проекты Ивана Ивановича
В конце XVIII века в Российской империи насчитывалось уже около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе примерно 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и столько же сословных закрытых учебных заведений.
В январе 1803 года в России вступило в силу Положение об устройстве учебных заведений. Страна разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открывался университет как высший научный и административный центр данного округа. В 1803 году был открыт Виленский университет, в 1804 году - Казанский и Харьковский университеты, в 1804 году - Петербургский педагогический институт, ставший в 1816 году Главным педагогическим институтом, а в 1819 году - университетом. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине XIX века в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища.
В 20-х годах XIX века открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения. В 1822 году начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 году - удельное земледельческое училище, в 1840 году - Горогорецкое сельскохозяйственное училище и др.
В 30-40-х годах XIX века Министерство государственного имущества создало ряд учебных ферм для подготовки «владельцев образцовых хозяйств» из молодых крестьян. Это были своеобразные низшие сельскохозяйственные школы, дававшие практические знания своим выпускникам.
Все
возрастающие потребности общества
в специалистах для промышленности
и торговли заставили государство
пойти на ряд новых мер. В 1839 году
одной из них стало создание реальных
классов при гимназиях. В стране
появились также волостные
Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х годах XIX века, устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействуя развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища - гимназии с техническим уклоном.
В тот период были учреждены следующие учебные заведения технического профиля: 1810 год - Петербургский институт инженеров путей сообщения, в 1828 году - Петербургский технологический институт, в 1830 году - Московское ремесленное училище, в 1832 году - училище гражданских инженеров, в 1835 году - Константиновский межевой институт в Москве.
Важнейшей
составляющей качества подготовки специалистов
во второй половине XIX века следует
признать согласованность
В целом масштабы профессионального образования в стране в конце XIX века возросли, но оно развивалось как государственная система. Анализ ее функционирования в то время убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия профессиональных образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и эти стандарты в значительной степени способствовали подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики России.
В
начале XX века к категории профессионально-
Большое разнообразие и значительное количество низших и средних технических школ и училищ, многие из которых существовали по своим особым уставам, затрудняет их классификацию. Однако основные технические учебные заведения можно условно разделить на следующие группы: средние технические школы и училища для подготовки техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством; низшие технические школы и училища для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов - железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы; ремесленные школы и училища, подготавливавшие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей - ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные мастерские и ремесленные учебные заведения с особыми уставами.
Особым
типом средних учебных
Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII века до 1917 года дает нам основание считать, что:
- в сфере
подготовки рабочих и
- количество
профессиональных учебных
- нормативная
документация об открытии и
функционировании каждого вида
учебного заведения и о
- продолжалось
дальнейшее совершенствование
- развивающаяся
экономика России требовала
Все это обусловливало крайне медленный рост профессионального образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, формы и методы обучения и воспитания будущих специалистов.
Третий период: 1917 - 1940 годы. С первых же дней после революции 1917 года перед советским Правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.
Постановления
Совнаркома от 23 февраля 1918 года, 15 ноября
1918 года, 24 июня 1919 года и 7 июля 1919 года
рассматривали проблему профессионального
образования. Совнарком передал
в ведение Народного
1) проведения
бесплатного и обязательного
общего и политехнического (знакомящего
в теории и на практике со
всеми главными отраслями
2) широкого
развития профессионального
В
специальной декларации «О задачах
профессионально-технического образования
в России», опубликованной 16 октября
1918 года за подписью А.В. Луначарского,
народного комиссара
1) все
начальные и средние школы
республики преобразуются в
2) единая
трудовая школа 1-й и 2-й
3) профессиональная
подготовка начинается с 17 лет,
так как более раннее обучение
конкретному виду труда или
профессии ограничивает (по мнению
А.В. Луначарского) возможности разностороннего
гармонического развития всех
физических, духовных и нравственных
сторон человека и «ставило
бы на человеке клеймо
Для
молодежи, достигшей 17 лет, считалось
возможным создать так
25
февраля 1919 года Государственный
комитет по профессиональному
образованию вынес решение, в
котором высказался за
Информация о работе История и становление профессионального образования в России