История и становление профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31

Файлы: 1 файл

становление и развитие.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

Когда на царский престол взошла Елизавета  Петровна, дочь Петра 1, положение в  организации профессионального  образования стало меняться. М.В. Ломоносову и В.К. Тредиаковскому поручили набирать студентов для университета. По замыслу М.В.Ломоносова, содержание учебного процесса, программы учебных  курсов, а также решение всех дел, касавшихся студентов, должны были определяться преподавателями, конференцией профессоров. Императорский указ о создании Московского  университета был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 года, и она  приняла его под свое покровительство.

     В последующие годы был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального  образования в России. Они были подготовлены по указанию императрицы  Екатерины II. В 1764 году Ф.Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях разных училищ для распространения  разных наук и исправления нравов».

     Свои  проекты устройства профессионального  образования предложила также Комиссия об училищах и прозрений требующих, созданная по велению императрицы  Екатерины II в составе учрежденной  в 1767 году комиссии по составлению нового Уложения, подготовившей четыре проекта: о нижних деревенских училищах, о  нижних городских училищах, о средних  училищах, об училищах для иноверцев.

     При Екатерине II были претворены в жизнь  проекты Ивана Ивановича Бецкого, который был виднейшим деятелем по устройству образования и воспитания на новых началах. В соответствии с идеями и планами И.И. Бецкого  был организован ряд учебных  заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц  при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 год), такое же Общество для девиц  мещанского сословия (1765 год), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764 год). И.И. Бецкой хотел  обучить людей, способных успешно  проявить себя в различных областях жизни, в разнообразных искусствах и ремеслах, воспитывать граждан, полезных государству. В 1786 году Екатерина II повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. В целом  профессиональное образование в  стране в период просвещенного абсолютизма  сделало значительный шаг вперед.

     В конце XVIII века в Российской империи  насчитывалось уже около 550 различных  учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе примерно 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий  и столько же сословных закрытых учебных заведений.

     В январе 1803 года в России вступило в  силу Положение об устройстве учебных  заведений. Страна разделялась на шесть  учебных округов, в каждом из которых  открывался университет как высший научный и административный центр  данного округа. В 1803 году был открыт Виленский университет, в 1804 году - Казанский  и Харьковский университеты, в 1804 году - Петербургский педагогический институт, ставший в 1816 году Главным  педагогическим институтом, а в 1819 году - университетом. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине XIX века в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений  трех типов: заводские школы, горные и окружные училища.

     В 20-х годах XIX века открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения. В 1822 году начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 году - удельное земледельческое училище, в 1840 году - Горогорецкое сельскохозяйственное училище и др.

     В 30-40-х годах XIX века Министерство государственного имущества создало ряд учебных  ферм для подготовки «владельцев  образцовых хозяйств» из молодых  крестьян. Это были своеобразные низшие сельскохозяйственные школы, дававшие практические знания своим выпускникам.

     Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство  пойти на ряд новых мер. В 1839 году одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

     Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х годах XIX века, устранили преобладание классицизма  в гимназическом образовании, содействуя развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование  в специальных заведениях. Для  этого в стране открывались реальные училища - гимназии с техническим  уклоном.

     В тот период были учреждены следующие  учебные заведения технического профиля: 1810 год - Петербургский институт инженеров путей сообщения, в 1828 году - Петербургский технологический  институт, в 1830 году - Московское ремесленное  училище, в 1832 году - училище гражданских  инженеров, в 1835 году - Константиновский межевой институт в Москве.

     Важнейшей составляющей качества подготовки специалистов во второй половине XIX века следует  признать согласованность образовательных  стандартов и учебных планов средних  и высших учебных заведений. В 1871 году вышел в свет «Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения, мужские и женские, казенные и частные по всем ведомствам», который узаконил ступенчатый характер профессионального образования в России. Особенность профобразования в России тогда состояла в том, что стали открываться негосударственные высшие учебные заведения. Это было продиктовано необходимостью подготовки специалистов из числа одаренных женщин, поскольку дорога в университеты для них была закрыта. Первыми такими учебными заведениями стали Московские и Петербургские высшие женские курсы. Их выпускницы получили право преподавать в старших классах гимназий, в женских институтах.

     В целом масштабы профессионального  образования в стране в конце XIX века возросли, но оно развивалось  как государственная система. Анализ ее функционирования в то время убеждает в том, что общество диктовало  необходимость принятия профессиональных образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и эти  стандарты в значительной степени  способствовали подготовке высококвалифицированных  специалистов для экономики России.

     В начале XX века к категории профессионально-технических  училищ относилось лишь 2151 учебное  заведение (со 156093 учащимися): ремесленные, технические, художественно-промышленные, железнодорожные и горные училища. В 1910-1917 годах их число увеличилось  до 2500. Но круг специальностей в них  был крайне узок. Для новых отраслей производства, в том числе для  электротехнического, совершенно не подготавливали квалифицированных кадров, которых  обучали по старинке путем длительного  индивидуального ученичества и  работы на производстве. Все это  свидетельствует о том, что русская  дореволюционная техническая школа  значительно отставала от требований промышленности и как бы застыла  в рамках тех специальностей, которым  обучали в 80-90-е годах XIX века.

     Большое разнообразие и значительное количество низших и средних технических  школ и училищ, многие из которых  существовали по своим особым уставам, затрудняет их классификацию. Однако основные технические учебные заведения  можно условно разделить на следующие  группы: средние технические школы  и училища для подготовки техников или ближайших помощников инженеров  по руководству производством; низшие технические школы и училища  для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов - железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы; ремесленные  школы и училища, подготавливавшие квалифицированных рабочих, ремесленников  и кустарей - ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные  учебные мастерские и ремесленные  учебные заведения с особыми  уставами.

     Особым  типом средних учебных заведений  были техникумы. Этот новый тип средних  специальных учебных заведений  возник перед Первой мировой войной исключительно по частной и общественной инициативам. Срок обучения в них  составлял три-четыре года. В уставе каждого техникума говорилось о  том, что он дает образование в  объеме, превышающем курс средних  специальных технических учебных  заведений для исполнения обязанностей помощников инженеров.

     Анализ  видов и содержания профессионального  образования России в период с XVII века до 1917 года дает нам основание  считать, что:

- в сфере  подготовки рабочих и специалистов  среднего звена в этот период  создавались предпосылки для  осуществления непрерывной подготовки  кадров через разнообразные профессиональные  учебные заведения;

- количество  профессиональных учебных заведений  отставало от потребностей промышленного  и сельскохозяйственного производства;

- нормативная  документация об открытии и  функционировании каждого вида  учебного заведения и о создании  единой системы профессионального  многопрофильного образования отсутствовала;

- продолжалось  дальнейшее совершенствование организационных,  методических, содержательных и  других аспектов всех типов  учебных заведений, а также  их системы в целом;

- развивающаяся  экономика России требовала дальнейшего  совершенствования профессионального  образования и увеличения количества  выпускаемых специалистов.

     Все это обусловливало крайне медленный  рост профессионального образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, формы и  методы обучения и воспитания будущих  специалистов.

     Третий  период: 1917 - 1940 годы. С первых же дней после революции 1917 года перед советским Правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.

     Постановления Совнаркома от 23 февраля 1918 года, 15 ноября 1918 года, 24 июня 1919 года и 7 июля 1919 года рассматривали проблему профессионального  образования. Совнарком передал  в ведение Народного Комиссариата по просвещению все профессионально-технические  школы и учреждения, провозгласив обязательное и бесплатное профессиональное образование для всех детей обоего пола до 17 лет; снабжение бедных детей  пищей, одеждой и учебными пособиями  за счет государства. В принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 году Программе  компартии говорилось о необходимости:

1) проведения  бесплатного и обязательного  общего и политехнического (знакомящего  в теории и на практике со  всеми главными отраслями производства) образования для всех детей  обоего пола до 17 лет;

2) широкого  развития профессионального образования  для лиц от 17-летнего возраста  в связи с общими политехническими  знаниями.

     В специальной декларации «О задачах  профессионально-технического образования  в России», опубликованной 16 октября 1918 года за подписью А.В. Луначарского, народного комиссара просвещения, были сформулированы следующие важнейшие  установки:

1) все  начальные и средние школы  республики преобразуются в единые  трудовые школы 1-й ступени  (с 8 до 13 лет) и 2-й ступени  (с 13 до 17 лет); прежнее разделение  школ и училищ на начальные,  высшие начальные, гимназии, реальные, коммерческие, ремесленные, технические  и другие упраздняется;

2) единая  трудовая школа 1-й и 2-й ступеней  должна стать общеобразовательной  политехнической школой, учащиеся  которой в процессе производительного,  общественно полезного труда  должны знакомиться с самыми  разными формами производства;

3) профессиональная  подготовка начинается с 17 лет,  так как более раннее обучение  конкретному виду труда или  профессии ограничивает (по мнению  А.В. Луначарского) возможности разностороннего  гармонического развития всех  физических, духовных и нравственных  сторон человека и «ставило  бы на человеке клеймо специалиста».

     Для молодежи, достигшей 17 лет, считалось  возможным создать так называемую специальную школу профессионального  характера, в которой специальное  обучение должно было осуществляться на основе политехнического образования. Но Наркомпрос до конца 1919 года не разработал четкого, глубоко продуманного общего плана развития профессионального  образования в стране.

     25 февраля 1919 года Государственный  комитет по профессиональному  образованию вынес решение, в  котором высказался за сохранение  еще незакрытых технических школ  и разрешение принимать в них  подростков с 14-летнего возраста. 9 ноября 1919 года коллегия Народного  Комиссариата просвещения утвердила  общий план профессионального  технического образования в стране. Суть его состояла в том,  что профессионально-техническое образование могло осуществляться двумя путями: после окончания школы 2-й ступени открывалась возможность поступить в техникумы и институты (средние и высшие звенья профессионального образования); после окончания школы 1-й ступени учащиеся могли поступить в низшую четырехгодичную профессионально-техническую школу, в которой первые два класса были общеобразовательными, а в двух последних изучались специальные предметы и проводилось производственное обучение.

Информация о работе История и становление профессионального образования в России