История и становление профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31

Файлы: 1 файл

становление и развитие.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

     На  основании декрета Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) от 20 января 1920 года был создан Главный комитет  профессионально-технического образования (Главпрофобр) под руководством наркома  просвещения А.В. Луначарского.

     В начале 1920 года специально созданная  комиссия разработала и представила  в Совнарком проект декрета о  профессионально-техническом образовании, о порядке проведения всеобщей трудовой повинности. Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального  образования в первые годы после  революции, можно установить следующие  наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические  школы, профессионально-технические  курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

В рассматриваемый  период было принято различать четыре системы производственного обучения. Первая система - это так называемая предметная система, или система  целостных изделий. Суть ее заключалась  в том, что обучение специальности  проводилось в процессе изготовления учащимися каких-то законченных  изделий. Вторая система - это операционная система. Учащихся тренировали в  выполнении отдельных важнейших  операций и приемов, типичных для  данной специальности. Третья система  была разработана Центральным институтом труда (ЦИТ), который рассматривал тренировку как целостный метод расчлененного  формирования производственных движений и способностей, как систему общей педагогики. Четвертая система обучения - это комбинированная система, использовавшая элементы всех трех, названных выше.

     Анализ  особенностей становления и развития профессионального образования  в этот период позволяет сделать  следующие выводы:

- профтехобразование  в названный период развивалось  крайне неравномерно, пережитая  свои «взлеты» и «падения»;

- специалисты-педагоги  понимали, что образование, в том  числе и профессиональное, должно  быть непрерывным, однако четкой  концепции системы такого образования  тогда еще не было;

- при  благоприятных социально-экономических  условиях функционировали основные  компоненты непрерывного образования,  в результате общество получило  значительное количество подготовленных  специалистов, и каждый член общества  имел определенные возможности  для своего развития, как культурного,  так и профессионального, но  такие периоды были кратковременными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века

     Четвертый период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров. Существенно изменились размещение и специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно быстро расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленности: для угольной промышленности эта сеть увеличилась со 100 названных учебных заведений до 170; для строительной - соответственно со 75 до 105; для металлургии - с 90 до 200; для железнодорожного транспорта - с 220 до 370; и т.д.

     Проводилась дальнейшая специализация ремесленных  училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1940 году были организованы специализированные ремесленные училища  и школы ФЗО (энергетиков, металлургов, строителей металлургических заводов). С 1943 года начали функционировать специализированные ремесленные училища и школы  ФЗО, они готовили квалифицированных  рабочих для коксохимических  заводов, для шахт по добыче коксующихся  углей, а также специалистов для  морского флота.

     В системе государственных трудовых резервов в годы войны было создано  несколько новых типов учебных  заведений: специальные ремесленные  училища для детей 12-13 лет, оставшихся без родителей и имевших образование  в объеме четырех классов начальной  школы. За четыре года обучения в специальном  ремесленном училище они получали общее семилетнее образование и  производственную квалификацию четвертого-пятого разрядов по избранной специальности.

     Для подготовки специалистов сельского  хозяйства были открыты 33 ремесленных  училища и 45 школ ФЗО механизации  сельского хозяйства. Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годы по каждой из 56 специальностей обучалось  от 25 до 100 тыс. человек на весь Советский  Союз.

     В условиях военного времени, когда училища  и школы ФЗО в связи с  требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также выполнять  специальные задания, резко снизилось  качество подготовки квалифицированных  рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Если обратиться к конкретным недостаткам в работе школ и училищ трудовых резервов, то наиболее серьезными из них являлись следующие:

1) слишком  большое число профессий и  специальностей, по которым подготавливались  молодые рабочие, чрезмерная дробность  специальностей; ремесленные, железнодорожные  училища и школы ФЗО в 1945 году подготавливали кадры по 800 профессиям и специальностям (слесарей, например, по 114 узким специальностям); дробность и многочисленность  специальностей сильно затрудняла  работу школ и училищ трудовых  резервов, не позволяла концентрировать  внимание руководства на подготовке  квалифицированных кадров по  ведущим, основным профессиям  и специальностям;

2) неустойчивость  сети учебных заведений, отсутствие  борьбы за укрепление уже созданных  ремесленных училищ и школ  ФЗО (только за первое полугодие  1945 года было закрыто 49 таких  заведений); неустойчивость профиля  отдельных училищ и школ, заключавшаяся  в частой смене перечня специальностей, по которым подготавливали кадры  в училище или школе;

3) неудовлетворительное  обеспечение производственного  обучения во многих школах  и училищах трудовых резервов: плохое оснащение учебных мастерских  станочным оборудованием (на 80 тыс.  учащихся-токарей в 1944 году было, например, лишь 10 тыс. токарных станков,  при таком совершенно недостаточном станочном оборудовании студенты часто обучались специальности «вприглядку», так как к одному станку прикреплялось от 7 до 20 человек); нехватка учебников, наглядных пособий, лабораторий и кабинетов по теоретическому обучению.

     В годы войны число высших учебных  заведений и контингент обучавшихся  в них студентов значительно  сократились. В 1942 году в стране оставалось только 460 вузов, в которых обучалось 227,4 тыс. студентов. Но, несмотря ни на какие  трудности, советская высшая школа  продолжала подготавливать кадры. Всего  за 1941 - 1945 годы советская высшая школа  дала стране 302 тыс. специалистов. Военная  пора породила новые, дополнительные формы  учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в  освоении учебного материала. Так, в  ряде вузов было значительно увеличено  число коллоквиумов, которые стали  проводиться по всем предметам, выносимым  на экзаменационные сессии.

     Одновременно  с изменением учебных планов и  программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны  и введены в действие учебные  планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения  и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и  боевой технике и др.

     В 1943-1944 годах в освобожденных районах  страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году -- около 300. С 1944 года стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.

     Пятый период: 50-70-е годы XX века. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Если их количество по РСФСР, Украине, Азербайджану, Туркмении и другим союзным республикам в 1957 г. еще не достигало довоенного уровня, то численность учащихся к этому времени увеличилась в два и более раз.

     Развитие  системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной  войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. Для  выполнения программы подготовки кадров потребовалось значительное расширение сети школ и училищ трудовых резервов. Только за первые два года первой послевоенной пятилетки (1946 - 1947 годы) количество учебных  заведений увеличилось с 2,5 до 4,2 тыс. В специальные ремесленные  училища принимали подростков 13-15 лет с образованием в объеме трех классов начальной школы. За три  года пребывания в училище они  должны были получить общее образование  в объеме четырех-пяти классов и  специальную подготовку квалифицированного рабочего четвертого-пятого разрядов. В специальные сельскохозяйственные училища принимали подростков моложе 15 лет с образованием не ниже пяти классов средней школы.

     В 1954 году с целью подготовки (для  ведущих отраслей промышленности и  сельского хозяйства) высококвалифицированных  рабочих и младшего технического персонала из молодежи, имеющей законченное  среднее образование, в системе  учебных заведений трудовых резервов было организовано 261 техническое училище. В 1957 году открылись 12-летние профессионально-технические  училища, которые давали общее и  техническое среднее образование.

     В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров  СССР утвердили специальное постановление  «Об улучшении подготовки, распределении  и использовании специалистов с  высшим средним специальным образованием», в котором давались указания расширить  подготовку специалистов со средним  образованием и повысить их профессиональную квалификацию. Перечень специальностей сократился с 575 до 392, учебные планы  в 1955-1956 годах были переработаны.

     В системе среднего специального образования  возникли два различных типа техникумов: I) четырехгодичные, в которые принимали  окончивших семь классов общеобразовательной  школы; 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в  них принимали получивших среднее  общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные  планы.

     Вместе  с тем назрела необходимость  организовать индустриально-педагогические институты для подготовки преподавателей общетехнических и специальных  дисциплин в техникумах, профессионально-технических, сельскохозяйственных учебных заведениях. Создание индустриально-педагогических институтов позволило развернуть научно-исследовательскую  работу по вопросам профессионально-технического образования, организовать повышение  квалификации уже работающих преподавателей техникумов и профессионально-технических  училищ. Однако практические вопросы  нормирования учебного процесса были разработаны только в 1949 году, когда  и было введено обязательное нормирование всех учебно-производственных работ.

     Итоги развития профессиональной школы в  СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о  дальнейшем развитии системы народного  образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 года 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низших профессионально-технических учебных  заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища; училища механизации сельского  хозяйства - преобразуются в течение  трех-пяти лет в городские и  сельские профессионально-технические  училища со сроками обучения от одного года до трех лет. Задачи профессионального  обучения молодежи кроме специальных  учебных заведений выполняют  общеобразовательные 11-летние трудовые политехнические школы с производственным обучением.

     В 1960-1970-е годы по мере развития науки  и техники изменялись содержание, формы, масштабы и структура профессионального  образования. Наука превращалась в  непосредственную производительную силу общества и на этой методологической основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального  образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению  содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная  массовая подготовка (для всех отраслей народного хозяйства) специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса; непрерывное расширение и совершенствование  высшего образования.

     Анализ  становления и развития профессионального  образования в рассматриваемый  период позволяет сделать следующие  выводы:

- восстановление  народного хозяйства, разрушенного  войной, крупномасштабное освоение  целинных земель, новая аграрная  политика -- все эти события не  могли не оказать существенное  влияние на структуру профессионального  образования и режим его функционирования;

Информация о работе История и становление профессионального образования в России