Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31
На основании декрета Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) от 20 января 1920 года был создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр) под руководством наркома просвещения А.В. Луначарского.
В
начале 1920 года специально созданная
комиссия разработала и представила
в Совнарком проект декрета о
профессионально-техническом
В рассматриваемый
период было принято различать четыре
системы производственного
Анализ особенностей становления и развития профессионального образования в этот период позволяет сделать следующие выводы:
- профтехобразование
в названный период
- специалисты-педагоги
понимали, что образование, в том
числе и профессиональное, должно
быть непрерывным, однако
- при
благоприятных социально-
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века
Четвертый период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров. Существенно изменились размещение и специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно быстро расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленности: для угольной промышленности эта сеть увеличилась со 100 названных учебных заведений до 170; для строительной - соответственно со 75 до 105; для металлургии - с 90 до 200; для железнодорожного транспорта - с 220 до 370; и т.д.
Проводилась
дальнейшая специализация ремесленных
училищ и школ фабрично-заводского
обучения (ФЗО). В 1940 году были организованы
специализированные ремесленные училища
и школы ФЗО (энергетиков, металлургов,
строителей металлургических заводов).
С 1943 года начали функционировать
В
системе государственных
Для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 33 ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства. Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годы по каждой из 56 специальностей обучалось от 25 до 100 тыс. человек на весь Советский Союз.
В условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также выполнять специальные задания, резко снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Если обратиться к конкретным недостаткам в работе школ и училищ трудовых резервов, то наиболее серьезными из них являлись следующие:
1) слишком
большое число профессий и
специальностей, по которым подготавливались
молодые рабочие, чрезмерная
2) неустойчивость
сети учебных заведений,
3) неудовлетворительное
обеспечение производственного
обучения во многих школах
и училищах трудовых резервов:
плохое оснащение учебных
В годы войны число высших учебных заведений и контингент обучавшихся в них студентов значительно сократились. В 1942 году в стране оставалось только 460 вузов, в которых обучалось 227,4 тыс. студентов. Но, несмотря ни на какие трудности, советская высшая школа продолжала подготавливать кадры. Всего за 1941 - 1945 годы советская высшая школа дала стране 302 тыс. специалистов. Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Так, в ряде вузов было значительно увеличено число коллоквиумов, которые стали проводиться по всем предметам, выносимым на экзаменационные сессии.
Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.
В 1943-1944 годах в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году -- около 300. С 1944 года стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.
Пятый период: 50-70-е годы XX века. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Если их количество по РСФСР, Украине, Азербайджану, Туркмении и другим союзным республикам в 1957 г. еще не достигало довоенного уровня, то численность учащихся к этому времени увеличилась в два и более раз.
Развитие
системы школ и училищ трудовых резервов
после окончания Великой
В
1954 году с целью подготовки (для
ведущих отраслей промышленности и
сельского хозяйства) высококвалифицированных
рабочих и младшего технического
персонала из молодежи, имеющей законченное
среднее образование, в системе
учебных заведений трудовых резервов
было организовано 261 техническое училище.
В 1957 году открылись 12-летние профессионально-технические
училища, которые давали общее и
техническое среднее
В
1954 году ЦК КПСС и Совет Министров
СССР утвердили специальное
В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: I) четырехгодичные, в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы; 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.
Вместе с тем назрела необходимость организовать индустриально-педагогические институты для подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техникумах, профессионально-технических, сельскохозяйственных учебных заведениях. Создание индустриально-педагогических институтов позволило развернуть научно-исследовательскую работу по вопросам профессионально-технического образования, организовать повышение квалификации уже работающих преподавателей техникумов и профессионально-технических училищ. Однако практические вопросы нормирования учебного процесса были разработаны только в 1949 году, когда и было введено обязательное нормирование всех учебно-производственных работ.
Итоги
развития профессиональной школы в
СССР отразил Закон об укреплении
связи школы с жизнью и о
дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР, принятый 24 декабря
1958 года 2-й сессией Верховного Совета
СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось,
что все многочисленные типы низших
профессионально-технических
В 1960-1970-е годы по мере развития науки и техники изменялись содержание, формы, масштабы и структура профессионального образования. Наука превращалась в непосредственную производительную силу общества и на этой методологической основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная массовая подготовка (для всех отраслей народного хозяйства) специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса; непрерывное расширение и совершенствование высшего образования.
Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:
- восстановление
народного хозяйства,
Информация о работе История и становление профессионального образования в России