Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа
Цель работы: проведение исторического анализа развития системы профессионального образования со времен Киевской Руси до начала XXI века.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы профессионального образования в России по периодам;
- анализ современного состояния системы профессионального образования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Исторические периоды становления и развития системы профессионального образования в России……………………………………5
2. Периоды развития профессионального образования со времен Киевской Руси до 1940 года …………………………….................................6
3. Периоды развития профессионального образования с 1941 года до начала XXI века ……………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………….29
Библиографический список ……………………………………………..……31
- кадры
нужны были срочно и в большом
количестве, поэтому сроки обучения
сокращались, больше внимания
уделялось профессиональной
- разнообразие
учебных заведений системы
- в целом
сложились неблагоприятные
- система
профессионального образования
была неустойчивой, часто изменялась;
велись поиски оптимальных
- промышленность,
сельское хозяйство
Шестой период: 70-90-е годы XX века - начало XXI века. В этот период ставилась государственная задача - повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов. Прогнозирование позволило разработать структуру социально-психологической модели специалиста широкого профиля и высокой квалификации, ее параметры, определить те качества, которыми специалисты должны были бы обладать.
Структура
прогностической модели специалиста
широкого профиля имела следующий
вид: характеристика отрасли хозяйства
и перспектива ее развития; требования
к уровню идейно-политической, нравственной
и мировоззренческой подготовки
специалиста; требования к его профессиональной
подготовке. Такая модель позволяла:
выяснить психологическую структуру
личностных качеств, способностей, черт
характера, особенностей развития разных
форм мышления, объема знаний, навыков
и умений, необходимых в трудовой
деятельности, присущих специалисту
широкого профиля; четко представить
цели, определить пути, основные виды,
формы, средства, методы обучения и
воспитания всесторонне развитых специалистов,
имеющих полноценную
Это
позволило построить
В
это время в разработке системы
профессионального образования
впервые принимали участие
В
этот период группирование профессий
проводилось на основе общности содержания
труда рабочих. Основа группирования
родственных профессий и
Разрабатывались методики развивающего обучения по каждому предмету. Появился план-заказ на подготовку рабочих для новых машин, инструментов, оборудования. Работа велась по двум направлениям: по уже существующим и действующим планам и программам; по разрабатываемым принципиально новым учебным планам и программам, а также по экспериментальной проверке с учетом специфики изучаемых профессий и дифференцированного подхода к подготовке учащихся.
В
80-90-е годы XX века были разработаны
и обоснованы новые научные принципы
учебных программ профессионального
обучения. Эти принципы позволяют
отразить в программах: проблемность
и перспективность знаний в прогнозируемой
профессионально-
Таким
образом, в этих принципах было выражено
суммарное требование современного
производства - обеспечение максимального
роста творческих способностей человека,
признание (в качестве ведущей функции
профессионального образования)
В содержании профессиональных знаний как комплексе общественных, естественных и технических наук синтезируются основные положения, схемы и выводы этих наук. В то же время научно-технические знания представляют собой новый тип знания, включающий специфические понятия, подходы, концепции. В них выражается единство природных, социальных и технических аспектов действительности, характерное для такого уровня развития общества, на котором взаимодействие природы, общества и технических факторов начинает приобретать фундаментальное значение.
Научно-технические
знания в широком смысле как форма
отражения взаимодействия общества
с природой через систему материальных
средств, искусственно созданных людьми,
ориентируются на определенные области
производственной деятельности. Наиболее
явно это отразилось в возникновении
и развитии современных комплексных
(«неклассических») научно-технических
дисциплин: эргономики, информатики, системотехники,
экологической технологии и др. Если
классические научно-технические дисциплины
предметно ориентированы, то комплексные
- проблемно ориентированы на практическое
решение определенной комплексной
научно-технической проблемы. Фактически
они являются «науками в деятельности»,
понимаемой в широком смысле, поэтому
учет при определении содержания
профессионального образования
современных научно-
Заключение
Таким
образом, содержание образования, его
целевые установки на каждом этапе
общественного развития отражают ведущие
тенденции социально-
В
системе непрерывного образования,
формирующейся в соответствии с
требованиями научно-технического и
социально-экономического прогресса,
одна из коренных проблем - обеспечение
всеобщей профессиональной подготовки
подрастающего поколения. Вместе с
тем это социально-
В этой связи можно сделать следующие выводы:
- научно-техническая
революция привела к коренным
изменениям в структуре всех
профессий, а следовательно, и
в профессиональной
- претерпели
изменения учебные планы и
программы (возросла доля
- возрос
образовательный ценз многих
профессий: появились
- повысились
требования к
Рассмотрение
исторических аспектов развития профессионального
образования в России позволяет
сделать вывод о том, что непрерывность
образования является одним из важнейших
условий эффективности
Библиографический список
1. Актуальные
вопросы развития средне
2. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, задачи. - М., 1987.
3. Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Советская педагогика. - 1988. - № 6.
4. Бреев, С. И. Развитие теории и практики образования без отрыва от производства в РСФСР (1917-1947). - М.: 1973.
5. Веселов, А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. - М.: Трудрезервиздат, 1955.
6. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. - М.: 1961.
7. Высшая школа СССР за 50 лет (1917--1967) / Под ред. Г.К.Морозова. - М.: 1967.
Информация о работе История и становление профессионального образования в России