История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:06, реферат

Описание работы

Давно известно, что решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, то есть движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. [Реан А.А.2008]
Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевают влияние интеллектуального развития личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников……………………………………………………………...4
Взгляды ученых на проблему формирования мотивов учебной деятельности в современном мире…………………………………...12
Формирование мотивов учебной деятельности………………..........17
Заключение……………………………………………………………….22
Литература

Файлы: 1 файл

Педагогика контрольная работа.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников……………………………………………………………...4
  2. Взгляды ученых на проблему формирования мотивов учебной деятельности в современном мире…………………………………...12
  3. Формирование мотивов учебной деятельности………………..........17

Заключение……………………………………………………………….22

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Давно известно, что решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, то есть движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. [Реан А.А.2008]

Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевают влияние интеллектуального развития личности. Безусловно, нельзя недооценивать значение этого фактора. Но вместе с тем многие экспериментальные исследования заставляют еще раз вернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального фактора.

Данные, полученные в некоторых исследованиях по педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация играет роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких интеллектуальных способностей или недостаточного запаса знаний, умений и навыков ученика.

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для ребенка необходима учебная деятельность, как основа последующего функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Необходимо отметить, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Еще Аристотель, Демокрит, Лукреций, Сократ и Платон в своих трудах изучали потребность как основу получения знаний, опыта и рассматривали ее как основную движущую силу. Возникали попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из важных, как в педагогике так и в психологии. Б. Ф. Ломов – доктор психологических наук, профессор, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит ведущая роль. Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных: В. Г. Асеев, Е. П. Ильин, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, П. В. Симонов, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, так и зарубежных авторов: Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и другие.

Первым, кто начал изучать, вопрос формирования произвольной мотивации был Л. С. Выготский. Огромный вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л. И. Божович и А.К. Марковой.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому мотивация обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. Отсюда и такое большое количество работ в данном направлении (Л. И. Божович, 1969; Н. Г. Морозова, 1967; Л.С. Славина, 1972; М. В. Матюхина, 1984; В. Э. Мильман, 1987; А. К. Маркова, 1984; Й. Лингарт, 1970; Э. Стоунс, 1967 и другие).

Под мотивом учебной деятельности понимаются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, математическим, историческим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Принято различать две большие группы мотивов:

- познавательные мотивы  – связанные с содержанием  учебной деятельности и процессом  ее выполнения;

- социальные мотивы –  связанные с различными социальными  взаимодействиями школьника с  другими людьми. [Божович Л. И. 1972]

Каждую из данных групп можно разбить на несколько подгрупп.

Познавательные мотивы:

1). Широкие познавательные  мотивы, состоящие в ориентации  школьников на овладение новыми  знаниями. Они также различаются по уровням, которые в свою очередь, определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым знаменательным фактам, явлениям, либо интерес к закономерностям в учебном материале. [Щукина Г. И. 1979]

2). Учебно-познавательные мотивы, состоящие из ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к способам само регуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

3). Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.

Социальные мотивы:

1). Широкие социальные  мотивы – состоят в стремлении  получать знания, чтобы быть полезным  обществу, желании выполнить свои  долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии.

2). Узкие социальные (позиционные) мотивы – состоят в стремлении  занять определенную позицию, место  в отношениях с окружающими, получить  их одобрение, заслужить у них  авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения.

3). Социальные мотивы (мотивы  социального сотрудничества) – состоят  в том, что ученик не только  хочет общаться и взаимодействовать  с другими людьми, но и стремится  осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Существующие исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении всего школьного возраста. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей. [Реан А. А. 2008]

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, и главное их возрастные особенности развития.

Считается, что первоклассниками управляет мотив посещения в школу. Этот мотив не равнозначен мотиву учения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к назваться школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть, как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика. В мотив же обучения могут входить: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях); желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни; желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (желание быть отличником). Закрепление мотива посещения школы во многом зависит, как показали А.Н. Березовин и Я. Л. Коломинский (1975) от того, как учитель относится к учащемся.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют также получаемые школьниками отметки, однако у учащихся 1-2 классов эта роль своеобразна [Божович Л. И.]. По данным Л. И. Божович дети воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.

Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом. У школьников этого возраста в силу преобладания упражнений, направленных на выработку умений, чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект.

Особенностью мотивации учебной деятельности и поведения школьников средних классов является возникновение у учащихся стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает [Н. Г. Морозова, 1967].

Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У данных учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому, что хочется, а потому, что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний – уроки учат не для того, чтобы знать, а ради отметок. Пагубность такой мотивации очевидна – происходит стойкое заучивание без понимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто дети относятся к знаниям как у чему-то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У учащихся со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания у таких школьников отрывочные и поверхностные. Даже в том случае, когда учащийся добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными, так как он умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, не хочет пользоваться ими в обыденной жизни, а при объяснении каких-то явлений он старается больше использовать здравый смысл, чем полученные знания. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, поэтому требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников – показатель знаний.

Высоко успевающие учащиеся осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы, они имеют высокий   уровень притязаний и тенденцию к его повышению. [Матюхина М.В.]. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная активность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.

Информация о работе История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников