Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:06, реферат
Давно известно, что решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, то есть движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. [Реан А.А.2008]
Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевают влияние интеллектуального развития личности.
Введение……………………………………………………………………3
История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников……………………………………………………………...4
Взгляды ученых на проблему формирования мотивов учебной деятельности в современном мире…………………………………...12
Формирование мотивов учебной деятельности………………..........17
Заключение……………………………………………………………….22
Литература
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература
Введение
Давно известно, что решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, то есть движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. [Реан А.А.2008]
Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевают влияние интеллектуального развития личности. Безусловно, нельзя недооценивать значение этого фактора. Но вместе с тем многие экспериментальные исследования заставляют еще раз вернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального фактора.
Данные, полученные в некоторых исследованиях по педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация играет роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких интеллектуальных способностей или недостаточного запаса знаний, умений и навыков ученика.
Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для ребенка необходима учебная деятельность, как основа последующего функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Необходимо отметить, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Еще Аристотель, Демокрит, Лукреций, Сократ и Платон в своих трудах изучали потребность как основу получения знаний, опыта и рассматривали ее как основную движущую силу. Возникали попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.
История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из важных, как в педагогике так и в психологии. Б. Ф. Ломов – доктор психологических наук, профессор, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит ведущая роль. Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных: В. Г. Асеев, Е. П. Ильин, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, П. В. Симонов, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, так и зарубежных авторов: Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и другие.
Первым, кто начал изучать, вопрос формирования произвольной мотивации был Л. С. Выготский. Огромный вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л. И. Божович и А.К. Марковой.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому мотивация обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. Отсюда и такое большое количество работ в данном направлении (Л. И. Божович, 1969; Н. Г. Морозова, 1967; Л.С. Славина, 1972; М. В. Матюхина, 1984; В. Э. Мильман, 1987; А. К. Маркова, 1984; Й. Лингарт, 1970; Э. Стоунс, 1967 и другие).
Под мотивом учебной деятельности понимаются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, математическим, историческим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.
Принято различать две большие группы мотивов:
- познавательные мотивы
– связанные с содержанием
учебной деятельности и
- социальные мотивы –
связанные с различными
Каждую из данных групп можно разбить на несколько подгрупп.
Познавательные мотивы:
1). Широкие познавательные
мотивы, состоящие в ориентации
школьников на овладение
2). Учебно-познавательные мотивы, состоящие из ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к способам само регуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
3). Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов.
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.
Социальные мотивы:
1). Широкие социальные мотивы – состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свои долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии.
2). Узкие социальные (позиционные) мотивы – состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения.
3). Социальные мотивы (мотивы
социального сотрудничества) – состоят
в том, что ученик не только
хочет общаться и
Существующие исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении всего школьного возраста. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей. [Реан А. А. 2008]
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, и главное их возрастные особенности развития.
Считается, что первоклассниками управляет мотив посещения в школу. Этот мотив не равнозначен мотиву учения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к назваться школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть, как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика. В мотив же обучения могут входить: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях); желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни; желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (желание быть отличником). Закрепление мотива посещения школы во многом зависит, как показали А.Н. Березовин и Я. Л. Коломинский (1975) от того, как учитель относится к учащемся.
Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют также получаемые школьниками отметки, однако у учащихся 1-2 классов эта роль своеобразна [Божович Л. И.]. По данным Л. И. Божович дети воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом. У школьников этого возраста в силу преобладания упражнений, направленных на выработку умений, чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект.
Особенностью мотивации учебной деятельности и поведения школьников средних классов является возникновение у учащихся стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает [Н. Г. Морозова, 1967].
Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У данных учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому, что хочется, а потому, что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний – уроки учат не для того, чтобы знать, а ради отметок. Пагубность такой мотивации очевидна – происходит стойкое заучивание без понимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто дети относятся к знаниям как у чему-то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У учащихся со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания у таких школьников отрывочные и поверхностные. Даже в том случае, когда учащийся добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными, так как он умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, не хочет пользоваться ими в обыденной жизни, а при объяснении каких-то явлений он старается больше использовать здравый смысл, чем полученные знания. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, поэтому требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников – показатель знаний.
Высоко успевающие учащиеся осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы, они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. [Матюхина М.В.]. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная активность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения.
Информация о работе История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников