История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:06, реферат

Описание работы

Давно известно, что решающее значение для достижения позитивных результатов в рамках учебной деятельности имеют мотивирующие ее факторы, то есть движущие силы внутреннего и внешнего порядка, которые порождают и определяют любую человеческую активность. [Реан А.А.2008]
Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего подразумевают влияние интеллектуального развития личности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников……………………………………………………………...4
Взгляды ученых на проблему формирования мотивов учебной деятельности в современном мире…………………………………...12
Формирование мотивов учебной деятельности………………..........17
Заключение……………………………………………………………….22
Литература

Файлы: 1 файл

Педагогика контрольная работа.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

Организация учебной деятельности при изучении каждого раздела или темы, как считает А.К. Макарова, должна состоять из трех основных этапов:

- мотивационного;

- операционно-познавательного;

- рефлексивно-оценочного.

1. Мотивационный  этап – это сообщение, почему и для чего учащемся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит из трех действий:

- создание учебно-проблемной  ситуации, вводящей в содержание  предстающей темы;

- формулировка основной  учебной задачи как итога обсуждения  проблемной ситуации;

- рассмотрение вопросов  самоконтроля и самооценки возможностей  по изучению данной темы.

2. Операционно-познавательный  этап – это этап на котором учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, что бы учащийся начинал действовать.

3. Рефлексивно-оценочный этап – связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого, с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, что бы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового.  Это приведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А. Б. разработали программу формирования мотивации учения школьников. [Формирование мотивации учения. М.. 1990]. Программу формирования авторы предлагают также начинать с рассмотрения того, что и какой последовательности целесообразно формировать учителю.

В целом в программу формирования мотивации предлагается включить: мотивы социальные и познавательные, их содержательные и динамические характеристики, цели и их качества, эмоции, умение учиться и его характеристики.

Общий смысл программы состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым нормам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Общий путь формирования учения заключается в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких интересов в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т.е. с доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательность, что и создает индивидуальность личности, включающую в себя действенные, отсроченные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика [Реан А.А., 2008].

Авторы программы предлагают формировать мотивацию учения следующем образом:

  1. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию положительной мотивации учения в целом. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе; включенность ученика в коллективистские формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме этого, формированию мотивации способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, опыт, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающие удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учится, обеспечивающее условие всех видов знаний и их применение в новых условия, самостоятельное выполнение им учебных действия и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную деятельность. 

 

 

    1. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.

Работа учителя, направленная на упрочение и развитие мотивационной сферы подразумевает: актуализацию уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать; создание условий для новых мотивационных установок и появление у них новых качеств; коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития. Авторы предлагают задания и упражнения, которые можно применить для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся.

  1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока и у отстающих школьников. Исходя из положения о том, что по содержанию мотивация ученика различна в зависимости от этапа урока, авторы предлагают различные приемы, которые учитель может применять для поддержания и формирования мотивации в начале, в ходе и конце урока.

Авторы также предлагают сводную карту состояния и хода формирования мотивации учения школьников. Сводная карта призвана помочь учителю охватить всю программу изучения в целом, а также более точно определить уровень, на котором находиться отдельный ученик, что очень важно для осуществления диагностической и индивидуальной работы с ним. [Адаптировано из: Макарова А.К., Матис Т. А., Орлов А. В. Формирование мотивации учения. М., 1990]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели – получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учится. Причем учится хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Как показывают данные, наибольшее значение для пробуждения познавательного интереса имеет качество преподавания, причем для старшеклассников это самый значимый фактор. Этот факт, в общем, не вызывает удивления. Многочисленные исследования обнаруживают зависимость удовлетворенности учебой и положительного отношения к школе с личностью учителя и качеством преподавания им предмета. При этом такая тенденция просматривается с самых первых лет обучения в школе: младшему школьнику интересно не любое новое знание, а прежде всего то, которое он получает от учителя. Роль учителя, наставника велика в интеллектуальном пробуждении, в приобретении определенных навыков познавательной деятельности, и не редко именно учитель становится тем самым человеком, который закладывает, а потом взращивает семя интереса к знанию. Однако гораздо чаще, мы наблюдаем обратную картину, и единственное, что запоминает ученик из предмета, - это какого цвета была обложка учебника. Учителя не только не пробуждают интереса к предмету, но к сожалению часто гасят имеющийся. Высказывания из уст школьника «Ненавижу историю (математику, русский и т.д.)» нередки и не самом деле отражают отношение к учителю, распространенное на преподаваемый предмет.

Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приводящих к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

Для более полного изучения мотивации учащихся школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью и разного возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

В заключении хочется отметить, искусство обучения все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. - М., 1984.
  2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. -  М., 2012.
  3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.,1976.
  4. Березовин Н. А. Основы психологии и педагогики. – Минск, 2011.
  5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М., 1995.
  6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972.
  7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
  8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -  М., 1996.
  9. Глуханюк Н. С., Белова Д. Е. Психодиагностика. – М., 2005.
  10. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
  11. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989.
  12. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
  13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
  14. Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб., 1999.
  15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1984.
  16. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.,1990.
  17. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, № 2, 1979.
  18. Немов Р. С. Психология. – М., 1995.
  19. Психология подростка / Полное руководство// Под ред. А. А. Реана – Спб., 2008.
  20. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – Спб., 2001.
  21. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -  М., 1992.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История изучения проблемы мотива и мотивации учения школьников