История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

Содержание работы

Актуальность ……………………………………………………………………. 3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века………………………………………...…………….. 5
1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя ………………………. 5
1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве ………………………………………...6
1.3 Воспитание и образование при Петре I ……………………………………………………7
1.4 Женское воспитание и образование при Екатерине II ………………………………...…8
1.5 Образование женщин в XIX веке ………………………………………………………….9
1.6 Женское образование в России в конце XIX начале XX вв …………………………...17

2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек……….……..19
2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) …………….….19
2.2 Мариинское женское училище……………………………………………………………22
2.3 Петербургский воспитательный дом …………………………….……………………….24

Заключение ………………………………………………………...…………….26
Список использованной литературы ………

Файлы: 1 файл

История женского образ в рос.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Челябинский государственный  педагогический университет

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессиональный педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«История педагогики и философия образования»

 

Тема: «История женского образования в России»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Торопыгина О.А.

Группа: ПОИ 344/4

Проверил: Зайцев Владимир        

                  Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2008

 

 

Содержание

 

 

Актуальность ……………………………………………………………………. 3

1 Общее описание истории  женского образования в России  с древнейших времен до начала  ХХ века………………………………………...…………….. 5

1.1  Воспитание и обучение  в период первобытнообщинного  строя ………………………. 5

1.2  Воспитание и обучение в Киевском государстве ………………………………………...6

1.3 Воспитание и образование  при Петре I ……………………………………………………7

1.4  Женское воспитание и образование  при Екатерине II ………………………………...…8

1.5  Образование женщин в XIX веке ………………………………………………………….9

1.6   Женское образование в России в конце XIX начале XX вв …………………………...17

 

2 Характеристика некоторых учебных  заведений для девушек……….……..19

2.1 Воспитательное Общество благородных  девиц (Смольный институт) …………….….19

2.2  Мариинское женское училище……………………………………………………………22

2.3 Петербургский воспитательный  дом …………………………….……………………….24

 

Заключение ………………………………………………………...…………….26

Список использованной литературы …………………………………………..28

Приложение ……………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

 

Изменения, происходящие в последнее десятилетие практически во всех областях нашей жизни, коснулись и проблем воспитания подрастающих поколений. Гуманистическая стратегия педагогики нашего времени обусловила широкие возможности для развития вариативных образовательных учреждений, отвечающих запросам всех слоев населения. Возникают попытки теоретического обоснования раздельного обучения мальчиков и девочек, а также организации мужских и женских школ. В этой связи появляется необходимость более глубокого изучения имеющегося исторического опыта женского образования в нашей стране.

Образование является одним из прав человека и важнейших средств  достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное  образование приносит пользу как  девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований.

Женское образование -  самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.

Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

 

 

  В арсенале историко-педагогических исследований по женскому образованию  существует достаточно много работ. 

В советский период общие и частные проблемы женского образования исследователи Н.А. Зиневич, В.П. Лапчинская, К.И. Львов, Н.И. Молодых, Ф.Ф. Шамахов, работы которых послужили основательной базой для последующих исследований данной проблематики. Среди современных исследований по проблеме женского образования следует отметить следующие работы: Модзалевского Л.Н. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней», Евстратова А. И., Никонов И. И. «Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке», Москалева М. Ю. «К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века», Пушкарева Н. Л. «Первые российские женщины-ученые», Симонова М.В. «Проблема женского образования во второй половине XIX века.

Исследованию отношения  к женщине в мире и к женскому образованию в частности посвящены  работы Лабутина T.Л. «Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе», Рябова Т.Б. «Женщина в истории западноевропейского средневековья», Шинелевой Л.Т. «Женщина и общество», Миронова В. «Проблемы образования в современном мире и философия».

Цель данного исследования – изучение проблем женского образования в истории педагогики.  Согласно цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю  становления женского образования  на Руси;

2. Выявить противоречия женского образования XIX в;

3. Охарактеризовать проблемы  получения профессионального и высшего образования в России XIX в;

4. Выявить основные тенденции развития женского образования в ХХI веке;

5. Проследить учебно-воспитательный процесс женских гимназий и охарактеризовать его тенденции на протяжении исследуемого периода.  

1  ОБЩЕЕ  ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

 

1.1  Воспитание и обучение в период  первобытнообщинного строя

 

 

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель.

Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно  к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек – к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными.

С момента рождения и  до 3-4 лет ребенок преимущественно  находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки осваивали «женские» виды работ – учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.

Воспитание у восточных  славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.

 

1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве

 

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится  к XI веку. В 1086 году  Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею  монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

На основании этих и других данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил,  что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника  Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей  в «страхе божиим», выполнения религиозных  обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности.

 

1.3 Воспитание и образование при Петре I

 

К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленности, введение новых форм производства, реорганизация администрации, упорядочение государственных дел, создание самой мощной в Европе армии требовали более высокого уровня образования и развития науки. Поэтому Петром I одновременно были проведены реформы и в области просвещения. Особенность этих реформ в том, что они носили разносторонний характер: создавали условия для получения массового образования, специального и профессионального обучения и подготовки научных кадров.

Реформы Петра I косвенно помогли образованию женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» - обходительности в обращении. Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали  «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Среди указов Петра I один касался вопросов обучения женщин. В этом указе (1724 г.) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам.

Во второй половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки.

Как правило, пансионы предназначались  для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе.  Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем.

И все же, несмотря на открытие отдельных частных пансионов, образование женщин во второй половине  XVIII века оставалось преимущественно домашним, считалось делом семьи.

Усиление в стране просветительного движения и распространение  прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и, в  частности, на женское образование. В своих проектах И.И. Бецкой вынужден был поставить вопрос о женском образовании, хотя и был убежден, что женщина предназначена для семейной жизни. Идея формирования «новой породы людей» привела к учреждению особых учебных заведений для женщин.

В 1754 году были учреждены  первые акушерские  школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись  частные школы, в которых преподавали «мастерицы».

 

1.4 Женское воспитание и образование при Екатерине II

 

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен             И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

Информация о работе История женского образования в России