История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

Содержание работы

Актуальность ……………………………………………………………………. 3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века………………………………………...…………….. 5
1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя ………………………. 5
1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве ………………………………………...6
1.3 Воспитание и образование при Петре I ……………………………………………………7
1.4 Женское воспитание и образование при Екатерине II ………………………………...…8
1.5 Образование женщин в XIX веке ………………………………………………………….9
1.6 Женское образование в России в конце XIX начале XX вв …………………………...17

2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек……….……..19
2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) …………….….19
2.2 Мариинское женское училище……………………………………………………………22
2.3 Петербургский воспитательный дом …………………………….……………………….24

Заключение ………………………………………………………...…………….26
Список использованной литературы ………

Файлы: 1 файл

История женского образ в рос.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

И.И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей.

Началом общественного  образования  женщин в России принято  считать 1764 год, когда  в Петербурге по проекту И.И.Бецкого  было основано  Воспитательное общество  благородных  девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства  во всех губернских городах. В  созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков. Школьная реформа 1804 года, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.

 

1.5 Образование женщин в XIX веке

 

После устройства екатерининской школы общественное образование  стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в течение четырех царствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке.

С 1843 года начинают создаваться  епархиальные училища - средние учебные  заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы  в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование.  Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного  движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на первом месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему, средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы XIX  века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало.

Под давлением требований демократической общественности министерство народного просвещения вынуждено  было признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, таких  женских учебных заведений, которые  приближались бы по характеру и уровню образования к  обычным гимназиям. 

Реформа женского образования  встретила сопротивление со стороны  представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений  обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, поведение и манеры будет обращено особое внимание».

Для детей средних  слоев населения, по мнению большинства  попечителей, было бы достаточно создать  элементарные четырехклассные школы  без иностранных языков.

30 мая 1858 года было  утверждено «Положение о женских  училищах ведомства Министерства  народного просвещения», согласно  которому эти учебные заведения  должны были содержаться преимущественно  на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях.

Женские училища предназначались  в основном для девочек городских  сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда – шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».

После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах – Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива  их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института  Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии открыло в  Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским.  В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. Из 162 принятых в 1858 году 97 были дочерьми дворян и чиновников (около 70%), 20 из купеческих семей (14%), 12 – дети духовенства (8%), 10 – из мещан (7%) и только одна крестьянка (менее 1%). В том же 1858 году открылось еще 3 мариинских женских училища в Петербурге, одно – в Твери, а через год – в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге, остальные – в западных губерниях.

Передовые педагоги во главе  с Вышнеградским стремились не только дать воспитанницам училищ общее  образование, но подготовить их к участию в общественной деятельности.  В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском мариинском  училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России.

В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях  и прогимназиях Министерства народного  просвещения», по которому женские  училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда – в женские прогимназии. Те и другие содержались в основном на средства земств и городских обществ. Новое «Положение» было шагом назад по сравнению с «Положением» 1858 года. Оно резко ограничивало инициативу общественности. Компетенция попечительского совета теперь сводилась лишь к изысканию материальных средств и наблюдению за хозяйственной стороной деятельности женских учебных заведений. Педагогический совет был лишен права определять объем преподавания каждого предмета и утверждать учебные пособия и учебники. Все это перешло в ведение министерства.

Сохраняя в учебном  плане деление предметов на обязательные и необязательные, новое «Положение»  стремилось придать преподаванию «более практичный характер, применяясь к будущему предназначению женщины – хозяйке, матери».

Чтобы придать единое направление учебной работе и  оградить учащихся от «опасных влияний», министерство подготовило и утвердило  в 1874 году учебные планы и программы. Это были первые общегосударственные программы для женских гимназий и прогимназий.

Присвоение женским  училищам названия гимназий и прогимназий, якобы на том основании, что они  соответствуют мужским, создало  лишь видимость такого равенства. На самом деле женские гимназии давали меньший объем знаний, чем мужские, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные предметы было примерно одинаково.

Охранительная политика царского правительства привела  к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества».  С этой целью постоянно повышалась плата за обучение.

И все же, несмотря на чинимые самодержавием препятствия, сеть женских гимназий расширялась  довольно быстро.

Во второй половине ХIХ века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии  Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские учебные заведения – институты. По уставу 1855 года они подразделялись на три разряда: первый – высший – предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй – средний – «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего -  низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих  сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы.

Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями  во второй половине ХIХ века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где наряду с интернатными  воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах.

Женские епархиальные училища  были немаловажным звеном в сословно-классовой  системе женского образования в  дореволюционной России.

В целом женское среднее образование  в 60-90-х годах ХIХ века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.

Женское профессиональное образование  во второй половине ХIХ века развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Женские профессиональные школы подразделялись на несколько типов:

  1. школы с общеобразовательным курсом в объеме начального училища и с обучение рукоделию. Принимались в них девочки с семи лет. Продолжительность обучения была четырех - пятигодичной. Задача школ – обучение  различным видам женского домашнего труда;
  2. школы с повышенным курсом начального образования, куда поступали выпускницы одноклассных городских училищ. После небольшого теоретического введения ученицы получали практическую подготовку по специальности белошвеек, модисток, портних и т.п.;
  3. школы, дававшие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку с двумя отделениями – общим и ремесленным. В ремесленном отделении на 42-45 недельных часов занятий 30-35 отводилось на профессиональную подготовку;
  4. чисто ремесленные школы, где учились взрослые женщины, имевшие подготовку в объеме начального училища. Эти школы готовили в основном портних, вышивальщиц и т.д.

Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях.

Информация о работе История женского образования в России