История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

Содержание работы

Актуальность ……………………………………………………………………. 3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века………………………………………...…………….. 5
1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя ………………………. 5
1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве ………………………………………...6
1.3 Воспитание и образование при Петре I ……………………………………………………7
1.4 Женское воспитание и образование при Екатерине II ………………………………...…8
1.5 Образование женщин в XIX веке ………………………………………………………….9
1.6 Женское образование в России в конце XIX начале XX вв …………………………...17

2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек……….……..19
2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) …………….….19
2.2 Мариинское женское училище……………………………………………………………22
2.3 Петербургский воспитательный дом …………………………….……………………….24

Заключение ………………………………………………………...…………….26
Список использованной литературы ………

Файлы: 1 файл

История женского образ в рос.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное  образовательное учреждение, реализующее  прогрессивные идеи воспитания, и  опирался на традиции благотворительности и меценатства. Воспитательный дом предназначался, прежде всего, для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

Воспитательный дом  заложил основы женского педагогического  образования в стране. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного  дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России - Императорского Женского педагогического института (1903).

С Воспитательным домом  связано также начало российской практической коррекционной педагогики. В составе Дома в 1806 году появилось  училище глухонемых - первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первые отечественные труды по сурдопедагогике.

В 1864 году была создана  учительская семинария для деревенских  питомцев Воспитательного дома, которые  должны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредили женское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ и воспитательниц детских садов. Так была заложена основа российского дошкольного воспитания.

 

Заключение

В процессе данного исследования были изучены проблемы женского образования  в свете истории образования. Начиная с момента своего  становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности. 

Остановившись более  подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин в дореволюционной России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".

C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.

И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: "...Внутренний рост женского "я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина".

Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию. Остановимся более подробно на проблемах и противоречиях женского образования в России.

К сожалению, приходится констатировать, что отношение общества к образованным женщинам существенно не изменилось. Их по-прежнему не пускают в аппарат управления, перед ними нередко закрываются двери престижных рабочих мест, а преуспевающая женщина без мужа и детей вызовет скорее сочувствие, чем зависть. Что касается российской практики, то образование до сих пор строится по бесполовому принципу. И хотя в школах давно введены уроки раздельного труда, на которых девочки учатся шить и готовить, а мальчики сверлить и пилить, дискриминация продолжает сохраняться.  Что если девушка захочет научиться слесарному мастерству, имея технический склад ума?  Почему бы не сделать эти уроки выборными?

В заключение хочется  отметить, что женское образование – это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.

Формирование атмосферы, способствующей получению образования, и социальных условий, при которых к женщинам и мужчинам, девочкам и мальчикам применялся бы равный подход и они поощрялись бы к полной реализации своего потенциала было бы эффективным средством ликвидации причин дискриминации в отношении женщин и неравенства между женщинами и мужчинами.

Возможно, пока существует общество, проблемы образования, проблемы женского образования не будут исчерпаны. Остается только надеяться, что мы будем  идти в ногу со временем, а не становиться  тормозом прогресса.

 

Список использованной литературы

 

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 - 17 веков. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985г. -363с.
  2. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в ХIХ веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997г. С. 33–35.
  3. Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конф., посв. теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А.Тишкин. - СПб., 2002.
  4. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце ХIХ — начале ХХ века. М., 1991г.
  5. Иллюстрации из открытых Интернет – источников.
  6. История отечественного образования: Учебное пособие: Хрестоматия VIII-начало XX вв./сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина, Омск, 2000г.
  7. Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956 – 479с.
  8. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России. 1992г, №4.
  9. Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1981г.
  10. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). СПб., 1899г.
  11. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней: В 2 т. СПб., 2000г.
  12. Мордовцев Д.Л. Русские женщины Нового времени: биографические очерки из русской истории. В 3 тт. СПб., 1874г.
  13. Мордовцев Д.Л. Русские исторические женщины: Популярные рассказы из русской истории. В 3-х тт. СПб., 1874г.
  14. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997г. С. 28–30.
  15. Проблемы образования в отечественной и зарубежной социологии //  
    Традиционные и инновационные процессы в современном образовании: Материалы Вторых Сибирских педагогических чтений  
    2-4 ноября 1995 г. – Томск, 1996. – С. 56-62.
  16. Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997г. С. 2–5.
  17. Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001г. С.149-157
  18. Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX века // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997г. - С.39-46.
  19. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России в 50-60-е годы XIX в. - Л., 1984г.
  20. Успенская В. И. Женские гендерные иследования в системе университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов. Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997г.
  21. Успенская В. Феминизм и гендерные исследования в системе высшего образования //Феминизм и гендерные исследования. Учебное пособие. Тверь, 1999г.
  22. Федосеева Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России. М., 1980.
  23. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995г.
  24. Фроянов И. Я. История России с древнейших времен до начала XX века. М., 1992г.
  25. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991г.
  26. Чупахина Е.А. Высшие женские курсы по публикациям русских журналов 1870-80-х гг. // Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX - нач. XX вв.). - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2002г. - С.168-171.
  27. Шабанова Е.Г. Роль частных высших учебных заведений Москвы и С.-Петербурга (Петрограда) в женском движении (1905-1917 гг.) : Автореф. дис. ... канд. ист. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1996г. - 27 с.
  28. Щепкина Е.Н. Женщины в русских университетах. // Вестник Европы. 1912, № 9, с. 362-377.
  29. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М.,1990г.
  30. Шнырова О. В. Проблема женского образования в российской общественной мысли 60-х годов ХIХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997г. С. 36–39.
  31. Шульгин В.Я. О состоянии женщины в России до Петра Великого. Киев, 1850.
  32. Хвостов В.М. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу. М., 1905г.
  33. Юровская Э.П. Проблема женского образования в России XVIII в. и педагогические идеи Дж.Локка // Русская культура и мир. - Ниж. Новгород, 1993г. - С.134-136.
  34. Миронов В. Проблемы образования в современном мире и философия. «Отечественные записки» 2002г, №2.

 

Приложение


Иван Иванович Бецкой




 

 

 

 

 

Императрица Мария Александровна  с мужем Александром II




Императрица Мария Федоровна




 

 

Дворец К. Г. Разумовского




Вид на Смольный монастырь




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Вид Смольного  монастыря. Худ. Ф.В. Перро.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Императрица Екатерина II




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе История женского образования в России