История женского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.
Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить её характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
Проблема образования женщин становится все более актуальной по мере вовлечения в трудовой процесс большего количества женщин. Образование женщин на всех этапах развития истории играло большую роль и являлось предметом пристального внимания.

Содержание работы

Актуальность ……………………………………………………………………. 3
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала ХХ века………………………………………...…………….. 5
1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя ………………………. 5
1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве ………………………………………...6
1.3 Воспитание и образование при Петре I ……………………………………………………7
1.4 Женское воспитание и образование при Екатерине II ………………………………...…8
1.5 Образование женщин в XIX веке ………………………………………………………….9
1.6 Женское образование в России в конце XIX начале XX вв …………………………...17

2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек……….……..19
2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) …………….….19
2.2 Мариинское женское училище……………………………………………………………22
2.3 Петербургский воспитательный дом …………………………….……………………….24

Заключение ………………………………………………………...…………….26
Список использованной литературы ………

Файлы: 1 файл

История женского образ в рос.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

К концу ХIХ века женское профессиональное образование в России было развито еще слабо, правительство не только не брало на себя инициативы в деле его организации, но и часто противодействовало инициативе частных лиц и общественных организаций.

Общественно-педагогическим движением конца ХIХ – начала ХХ века с новой силой был поднят вопрос о развитии в стране женского образования. Несмотря на то, что в пореформенные десятилетия женское образование, особенно низшее и среднее, развивалось относительно быстрыми темпами, многие острейшие проблемы женского образования не были решены.

Требуя формального  равенства женщин с мужчинами, либеральная  буржуазия не ставила вопрос о  равноправии женщин-работниц, терпимо относилась к дискриминационным мерам самодержавия по сохранению феодальной закрепощенности женщин. Выпускницы женских гимназий не были приравнены к выпускникам мужских гимназий. Им был закрыт доступ в университеты. На содержание женских гимназий и прогимназий правительство выделяло втрое меньше средств, чем на содержание мужских. Женщины могли получить высшее образование лишь в немногих высших учебных заведениях, открытых в России по частной инициативе, или за границей. Количество девочек в низших народных училищах было в 5 раз меньше, чем мальчиков.

Передовые земства вели активную борьбу за увеличение женского контингента начальной народной школы, разработали в 90-е годы новый  тип женского начального училища, который  был противопоставлен  типу церковноприходской школы.

 

1.6  Женское образование в России в конце XIX начале XX вв

 

На рубеже веков школа  продолжала оставаться многотипной. В  стране работало 60 типов различных  начальных учебных заведений, имевших  различные уставы, программы, уровень  преподавания и образовательный ценз учителей.

К началу ХХ века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

В конце 90-х годов ХIХ века – начале ХХ века благодаря усилиям демократической интеллигенции растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В некоторых из них были пересмотрены учебные программы, расширены курсы математики, истории, литературы. В связи с возросшим спросом на педагогические кадры расширилось количество педагогических классов при гимназиях, окончив которые абитуриентки получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. Под напором общественно-педагогического движения правительство вынуждено дать разрешение на открытие ряда женских средних специальных учебных заведений. В 1897 году, например, в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт.

В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение – Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав.

Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца ХIХ - начала ХХ века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. К работе на курсах были привлечены многие видные ученые. Курсы готовили кадры не только для столичных городов, но и для российской провинции.

                                                                                                              Таблица 1.

Динамика роста  образованности женского населения  России

(середина 19 века  – начало 20 века)

 

1856 г.

1896 г.

1911 г.

Число учащихся девочек, тыс.

36.9

810.3

2130.1

Процент к числу всех учащихся

8.2

21.3

32.1

Процент к женскому населению

0.1

1.3

2.6


 

После революции 1905-1907 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК

2.1 Воспитательное  Общество благородных девиц (Смольный  институт)

 

Смольный монастырь  — любимое детище императрицы    Елизаветы I, Смольный институт — императрицы  Екатерины II. Организация института  была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости.  
По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

Устав "Общества благородных  девиц" был издан 5 мая 1764 года.

 

О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ  ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

I Возраст от шести до девяти лет

Учение

  1. исполнение закона и катехизм
  2. все части воспитания и благонравия
  3. российский и
  4. иностранный языки
  5. арифметика
  6. рисование
  7. танцевание
  8. музыка вокальная и инструментальная
  9. шитье и вязание всякого рода

II Возраст от девяти до двенадцати лет

Учение

  1. география
  2. история
  3. некоторая часть экономии, или домостроительства

III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет

Учение

Продолжение всего прежнего. При том

  1. словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг
  2. часть архитектуры и геральдики
  3. зачинают действительно вступать в экономию по очереди

IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет

Учение

  1. знание совершенное закона
  2. все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости
  3. повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют
  4. во все части экономии вступают по очереди

Сразу после смерти императрицы  Екатерины, Павел I поручил своей  супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцвета достигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения  (класса), по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться "учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет". Поэтому в Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет. В училище будут обучаться 100 воспитанниц, и в ближайший прием предполагала принять двадцать мещанок. Император на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200. Согласно новому плану, в первом возрасте преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история и арифметика, причем все предметы вводились постепенно. В этом же возрасте предполагалось обучать девиц "танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным". На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока -2 часа.                                                                  

Реформа Марии Федоровны  коренным образом меняла характер Воспитательного  Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими.

В XIX вв. Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. 
           В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания. Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.

 

2.2  Мариинское женское училище

 

Мысль о таких женских  учебных заведениях, которые бы несколько  соответствовали существовавшим мужским  гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с мыслью оставить их при элементарном пансионном образовании. На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории - Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи  могли бы посылать дочерей для  основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое  женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица  Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету.

     Мария Александровна - императрица, супруга Александра II, дочь великого герцога гессенского Людовика II, в девичестве Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария. Родилась 27 июля 1824 г. Посвятив жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий. Однако, женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяют судьбы женского образования. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные.

К обучению допускались  девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но  допускалось  и большее число, если имелись  средства для открытия параллельных классов.

К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.

Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал "одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,  К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

Принятая в 1905 году «Нормальная  учебная программа»  окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских  гимназий и прогимназий составило 958. 
              Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища.

 

2.3 Петербургский воспитательный дом

 

2 (14) мая 1797 года император  Павел I издал указ о передаче  под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. 
Гуманистические идеалы И.И.Бецкого сформировали уклад Воспитательного дома и его прочные педагогические традиции, которые передавались из поколения в поколение и были унаследованы Педагогическим университетом имени А. И. Герцена. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа                     К.Г. Разумовского.

Информация о работе История женского образования в России