Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования гигиенических навыков младших школьников, определение их уровня и её планирование в работе с младшими школьниками.
Объект исследования: гигиенические навыки младших школьников.
Предмет исследования: педагогическая работа по формированию гигиенических навыков младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования гигиенических навыков
у младших школьников.
1.1 Значение гигиенических навыков в развитии младших
школьников……………………………………………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников…………………………………………………………………..16
1.3 Методика формирования гигиенических навыков у
младших школьников……………………………………………………….22
2 Изучение формирования гигиенических навыков у младших
школьников.
2.1 Обследование гигиенических навыков у младших
школьников…………………………………………………………………..24
2.2 Обработка результатов исследования…………………………….......28
2.3 Рекомендации для родителей по формированию гигиенических
навыков младших школьников………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....34

Файлы: 1 файл

Формирование гигиенических навыков у младших школьников.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

Для закрепления правил и их усвоения, целесообразно проводить беседу о гигиене [14]. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса. Гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.

Одним из самых эффективных инструментов направленных на формирование, а так же профилактику утраты сформированных навыков, является режим дня школьника.

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности, отдыха и культурного досуга с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности [16]. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Вся жизнь ребёнка, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье и способствует формированию всех гигиенических навыков младшего школьника.

Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.

С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер.

Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом.

В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы [16].

При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.

Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.

Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности.

Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.

Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации [17].

Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).

Главное место в свободном времени должны занимать экскурсии в общественные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные предприятия службы быта. Экскурсии эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что ученикам поручается выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции.

Это способствует овладению младшими школьниками некоторыми практическими навыками общения в условиях новой для них обстановки. Следует постоянно использовать для закрепления умений общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в несколько человек) выполнение тех или иных работ, тем самым, ставя, их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками школы. Нужно заметить, что в ходе работы в данном направлении у школьников закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям [3].

Кроме того, следует широко использовать посещение детьми различных внешкольных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты школьников с их работниками, другими детьми, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые игры.

Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)

Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.

Таким образом, все основные моменты режима дня (утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели, завтрак, дорога в школу, учебные занятия, дорога из школы, обед, отдых, прогулка на воздухе, приготовление уроков, прогулка на воздухе, ужин свободное время, вечерний туалет, сон) содержат в себе благоприятную основу для развития всех гигиенических навыков младших школьников.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности [16].

С возрастом по мере овладения гигиеническими навыками дети осознают правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится более произвольным.

Таким образом, формирование гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от младших школьников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

 

 

   Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” [23].

           Первый класс школы – один  из наиболее важных и трудных  периодов в жизни детей. Поступление  малыша в школу приводит к  эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип  поведения, возрастает психоэмоциональная  нагрузка.

           Школа с первых же дней ставит  перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно  с его предыдущим опытом, но  требующих максимальной мобилизации  интеллектуальных и физических  сил. На ребенка влияет комплекс  новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение  двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

           Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка [15].

           Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной  ситуации развития ребенка. Он  становится “общественным” субъектом  и имеет теперь социально значимые  обязанности, выполнение которых  получает общественную оценку.

           Ведущей в младшем школьном  возрасте становится учебная  деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

           А.С. Выготский отмечал интенсивное  развитие интеллекта в младшем  школьном возрасте. Развитие мышления  приводит, в свою очередь, к качественной  перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

           Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит  конкретными категориями. Затем  переходит к стадии формальных  операций, которая связана с определенным  уровнем развития способности  к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся 1 – 2 – ого класс выделяют, прежде всего, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3 – 4 – ому классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

           Младший школьник в своем развитии  идет от анализа отдельного  предмета, явления к анализу связей  и отношений между предметами  и явлениями.

К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

           Как правило, младшие школьники  выполняют требования учителя  беспрекословно, не вступают с  ним в споры, что, например, свойственно  и типично для подростка. Они  очень доверчиво воспринимают  оценки и поучения учителя, подражают  ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют  его, не задумываясь над назначением  своей работы. Такие психологические  особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного  обучения и воспитания. Вместе  с тем безраздельное подчинение  авторитету учителя, бездумное выполнение  его указаний могут в дальнейшем  отрицательно сказаться на процессе  обучения и воспитания.

Информация о работе Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников