Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 08:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей формирования гигиенических навыков младших школьников, определение их уровня и её планирование в работе с младшими школьниками.
Объект исследования: гигиенические навыки младших школьников.
Предмет исследования: педагогическая работа по формированию гигиенических навыков младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования гигиенических навыков
у младших школьников.
1.1 Значение гигиенических навыков в развитии младших
школьников……………………………………………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников…………………………………………………………………..16
1.3 Методика формирования гигиенических навыков у
младших школьников……………………………………………………….22
2 Изучение формирования гигиенических навыков у младших
школьников.
2.1 Обследование гигиенических навыков у младших
школьников…………………………………………………………………..24
2.2 Обработка результатов исследования…………………………….......28
2.3 Рекомендации для родителей по формированию гигиенических
навыков младших школьников………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....34
Для закрепления правил и их усвоения, целесообразно проводить беседу о гигиене [14]. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.
Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса. Гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.
Одним из самых эффективных инструментов направленных на формирование, а так же профилактику утраты сформированных навыков, является режим дня школьника.
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности, отдыха и культурного досуга с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности [16]. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Вся жизнь ребёнка, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье и способствует формированию всех гигиенических навыков младшего школьника.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом.
В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы [16].
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. В ночное время функции всех систем выражены на минимальном уровне.
Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. Сон - многоаспектная проблема со многими неизвестными, активно изучается в наше время.
Для детей первого класса школы наряду с ночным (не менее 8 часов) необходим дневной сон (1 час) как элемент облегчения адаптации к школьному периоду жизнедеятельности.
Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации [17].
Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.
Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов - 4-8 классы и 3-4 часов. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).
Главное место в свободном времени должны занимать экскурсии в общественные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные предприятия службы быта. Экскурсии эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что ученикам поручается выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции.
Это способствует овладению младшими школьниками некоторыми практическими навыками общения в условиях новой для них обстановки. Следует постоянно использовать для закрепления умений общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в несколько человек) выполнение тех или иных работ, тем самым, ставя, их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками школы. Нужно заметить, что в ходе работы в данном направлении у школьников закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям [3].
Кроме того, следует широко использовать посещение детьми различных внешкольных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты школьников с их работниками, другими детьми, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые игры.
Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)
Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма. В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка. Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.
Таким образом, все основные моменты режима дня (утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели, завтрак, дорога в школу, учебные занятия, дорога из школы, обед, отдых, прогулка на воздухе, приготовление уроков, прогулка на воздухе, ужин свободное время, вечерний туалет, сон) содержат в себе благоприятную основу для развития всех гигиенических навыков младших школьников.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности [16].
С возрастом по мере овладения гигиеническими навыками дети осознают правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится более произвольным.
Таким образом, формирование гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от младших школьников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” [23].
Первый класс школы – один
из наиболее важных и трудных
периодов в жизни детей. Поступление
малыша в школу приводит к
эмоционально – стрессовой
Школа с первых же дней ставит
перед ребенком целый ряд
Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка [15].
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
А.С. Выготский отмечал интенсивное
развитие интеллекта в младшем
школьном возрасте. Развитие мышления
приводит, в свою очередь, к качественной
перестройке восприятия и
Ребенок 7 – 8 лет обычно мыслит
конкретными категориями. Затем
переходит к стадии формальных
операций, которая связана с
Младший школьник в своем
К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Как правило, младшие школьники
выполняют требования учителя
беспрекословно, не вступают с
ним в споры, что, например, свойственно
и типично для подростка. Они
очень доверчиво воспринимают
оценки и поучения учителя, подражают
ему в манере рассуждать, интонациях.
Если на уроке дано задание,
то дети тщательно выполняют
его, не задумываясь над
Информация о работе Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников