Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей формирования гигиенических навыков младших школьников, определение их уровня и её планирование в работе с младшими школьниками.
Объект исследования: гигиенические навыки младших школьников.
Предмет исследования: педагогическая работа по формированию гигиенических навыков младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования гигиенических навыков
у младших школьников.
1.1 Значение гигиенических навыков в развитии младших
школьников……………………………………………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников…………………………………………………………………..16
1.3 Методика формирования гигиенических навыков у
младших школьников……………………………………………………….22
2 Изучение формирования гигиенических навыков у младших
школьников.
2.1 Обследование гигиенических навыков у младших
школьников…………………………………………………………………..24
2.2 Обработка результатов исследования…………………………….......28
2.3 Рекомендации для родителей по формированию гигиенических
навыков младших школьников………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....34

Файлы: 1 файл

Формирование гигиенических навыков у младших школьников.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

           Очень сильна направленность  ребенка на внешний мир. Факты, события, детали, производят на него  сильное впечатление. При малейшей  возможности учащиеся подбегают  ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет  в руки, фиксируют внимание на деталях [22].

           У младшего школьника сильна  потребность в движении. Он не  может долго сидеть на уроке  неподвижно. Особенно ярко такая  подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять  детям возможность больше двигаться [12].

           Постепенно у ребенка появляется  и потребность в самооценке: он  начинает руководствоваться в  своем поведении не только  оценкой взрослых, но и собственной [12, c. 131]

   Определенный уровень  развития самосознания в дошкольном  возрасте – один из показателей  готовности ребенка к обучению  в школе. Дошкольник осознает  себя не изолированным, а находящимся  в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание  себя  как существа социального. Этот уровень развития самосознания  непосредственно связан с возникновением  особого личностного новообразования  – внутренней позиции школьника.  Стремление к позиции школьника  характеризует личность ребенка  в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений  к действительности и к самому  себе.

            Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет - один из самых  трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение  сознания своего ограниченного  места в системе отношений  со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

           Один из важнейших итогов психологического  развития в период дошкольного  детства – психологическая готовность  ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет 2 аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную)  и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

           Личностная готовность к школе  включает также определенное  отношение к себе. Продуктивная  учебная деятельность предполагает  адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

            Определяя личностную готовность  ребенка к школе необходимо  выявить специфику развития сферы  производительность.

            Производительность поведения ребенка  проявляется при выполнении требовании, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому  особенности произвольного поведения  прослеживаются не только при  наблюдении за ребенком на  индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных  методик.

           Достаточно широко известный  ориентационный тест школьной  зрелости Керна – Йирасека включает в себя, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работа по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н. И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв [23].

            Интеллектуальная готовность к  школьному обучению связана с  развитием мыслительных процессов  – способностью обобщать, сравнивать  объекты, классифицировать их, выделять  существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная  широта представлений, в том числе  и образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

           Изучение особенностей интеллектуальной  сферы можно начать с исследования  памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным.

Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли – школьник 7 – 8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские иероглифы) [3].

Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад. После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

           Формирование интереса к содержанию  учебной деятельности, приобретение  знаний, связано с переживанием  школьниками чувства удовлетворения  от своих достижений. А стимулирует  это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого  небольшого успеха, продвижения  вперед.

           В целом за время обучения  ребенка в начальном звене  школы у него должны сформироваться  следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить  программу; у него должны быть  сформированы основные компоненты  деятельности.

Таким образом, школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

1.3  Методика формирования гигиенических навыков у младших школьников

 

 

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка [3].

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения.

Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопленных знаний, умений и практического опыта. Данные занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Вопросы-ответы», «Путешествие»), комплекс упражнений, прогулка и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений [12].

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Примеры оздоровительных минуток: потянуться 1 -2 раза;

сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции; помассировать пальцы;

сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания.

Для того чтобы занятия нравились детям, надо обеспечить успех первого занятия. Никаких нравоучений! Задавать такие вопросы, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отмечать их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. На таких занятиях отметок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе [26].

Дарить детям листики-карточки с добрыми словами.

Надо быть доброжелательным.

Поддерживать свои слова личным примером.

В конечном итоге занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и желание прийти на занятие снова.

Таким образом, занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение формирования гигиенических навыков у младших

школьников

 

 

2.2   Обследование гигиенических навыков у младших школьников

 

 

Исследуемая работа проводилась на базе Муниципальная средне-образовательная школа № 4 г. Благовещенска.

В эксперименте принимали участие 10 детей 4 В класса.

Цель данной работы: выявление уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены.
  2. Выявить уровень знания правил личной гигиены.
  3. Выявить уровень знаний предметов гигиены.

Обследование проходило при использовании следующих серий заданий.

Первая серия заданий была направлена на выявление уровня сформированности навыков личной гигиены. Детям предлагался тест, из которого нужно было выбрать правильный вариант ответа.

Критерии оценки:

Если ребенок ответил правильно на все 6 вопросов, то он в итоге получает 6 баллов.

Если ребенок ответил на 5-4 вопроса, то ему начисляется 5-4 балла.

Если ребенок смог ответить на 3 вопроса, то он получает 3-2 балла.

Если в ходе решения теста ребенок неправильно ответил на все вопросы, то его итоговый показатель в баллах будет равен 1-0 балл.

Выводы об уровне развития

6 баллов — очень высокий.

5-4 баллов — высокий.

2-3 баллов — средний.

1-0 балла — низкий.

Выполнение первого задания – решение теста дало возможность определить уровень сформированности навыков личной гигиены.

У всех детей сформированы навыки личной гигиены. Дети без затруднений решили тест, помощь не понадобилась.

Вторая серия заданий направлена на уровень знания правил личной гигиены. Детям предлагалась таблица, где они должны были написать правила личной гигиены, которые они знают.

Информация о работе Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников