Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 08:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей формирования гигиенических навыков младших школьников, определение их уровня и её планирование в работе с младшими школьниками.
Объект исследования: гигиенические навыки младших школьников.
Предмет исследования: педагогическая работа по формированию гигиенических навыков младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы формирования гигиенических навыков
у младших школьников.
1.1 Значение гигиенических навыков в развитии младших
школьников……………………………………………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников…………………………………………………………………..16
1.3 Методика формирования гигиенических навыков у
младших школьников……………………………………………………….22
2 Изучение формирования гигиенических навыков у младших
школьников.
2.1 Обследование гигиенических навыков у младших
школьников…………………………………………………………………..24
2.2 Обработка результатов исследования…………………………….......28
2.3 Рекомендации для родителей по формированию гигиенических
навыков младших школьников………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....34
Критерии оценки:
Если ребенок написал все или больше половины слов, то он в итоге получает 6 баллов.
Если ребенок написал половину перечисленных слов, то ему начисляется 5-4 балла.
Если ребенок смог правильно написать меньше половины слов, то он получает 3-2 балла.
Если в ходе задания ребенок написал мало слов или вообще не справился с заданием, то его итоговый показатель в баллах будет равен 1-0 балл.
Выводы об уровне развития.
6 баллов — очень высокий.
5-4 баллов — высокий.
1-0 балла — низкий.
Выполнение второго задания – написание правил дало возможность определить уровень знаний правил личной гигиены.
Дети знают правила личной гигиены, в каждом столбике они смогли написать почти все правила, которые знали. Детям только объяснилось, что сделать и без подсказки справились с заданием.
Третья серия заданий направлена на уровень знаний предметов личной гигиены. Детям были предложены картинки с предметами личной гигиены и картинки, на которых изображено то, для чего предметы нужны и что с помощью них можно сделать.
Критерии оценки:
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, сопоставив правильно все картинки и назвав для чего нужны расположенные на них предметы.
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут.
6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут.
4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.
2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут.
0-1 балл – ребенок за
3 минуты не справился с
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Все дети справились без проблем с заданием. Они без труда сопоставили картинки друг другу, объяснили, что на них расположено и для чего нужны предметы.
Результат первой серии заданий показал то, что у всех детей сформированы навыки личной гигиены. Дети без затруднений решили тест.
Общий результат:
Всего – 10 детей.
Очень высокий уровень – 8 детей – 6 баллов.
Высокий уровень – 2 ребенка – 5-4 балла.
Средний уровень – 0 детей.
Низкий уровень – 0 детей.
Обработка результатов представлена в таблице 1
Сформированоость навыков личной гигиены на очень высоком уровне.
Таблица результатов обследования сформированности навыков личной гигиены
Таблица 1
№ |
Имя ребенка |
1 вопрос. ответ |
2 вопрос. ответ |
3 вопрос. ответ |
4 вопрос. ответ |
5 вопрос. ответ |
6 вопрос. ответ |
Общий балл |
1 |
Снежана Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
2 |
Виктор О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
3 |
Катя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
4 |
Лера С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
5 |
Данил С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
6 |
Максим Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
7 |
Евгений С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
8 |
Саша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
9 |
Кирилл У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
10 |
Соня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Результат выполнения второй серии заданий показал то, что дети знают правила личной гигиены. Детям только объяснилось, что сделать и без подсказки они справились с заданием.
Общий результат:
Всего – 10 детей.
Очень высокий уровень – 4 ребенка – 6 баллов.
Высокий уровень – 4 ребенка – 5-4 балла.
Средний уровень – 1 ребенок – 3-2 балла.
Низкий уровень – 1 ребенок – 1-0 балла.
Обработка результатов представлена в таблице 2
Знание правил личной гигиены на высоком уровне.
Таблица результатов обследования знаний правил личной гигиены.
Таблица 2
№ |
Имя ребенка |
Гигиена тела |
Гигиена питания |
Гигиена дома и класса |
Гигиена одежды и обуви |
Гигиена сна |
Общие правила личной гигиены |
Общий балл |
1 |
Снежана Ш. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
2 |
Саша С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
Данил С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
4 |
Кирилл У. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
5 |
Евгений С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
6 |
Лера С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
7 |
Соня К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
8 |
Максим Т. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
9 |
Катя Б. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
10 |
Виктор О. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Результат третьей серии заданий показал то, что дети без труда сопоставили картинки друг другу, объяснили, что на них расположено и для чего нужны предметы.
Общий результат:
Всего – 10 детей.
Очень высокий уровень – 10 детей – 6 баллов.
Высокий уровень – 0 детей.
Средний уровень – 0 детей.
Низкий уровень – 0 детей.
Обработка результатов представлена в таблице 3
Таблица результатов обследования знания предметов личной гигиены
Таблица 3
№ |
Имя ребенка |
1 серия картинок(мыло; руки) |
2 серия (ванна; губка для ванны) |
3 серия (расческа; волосы) |
4 серия (полотенце; как им пользоваться) |
5 серия (зубная щетка; зубная паста) |
6 серия (щетка для обуви; обувь) |
Общий балл |
1 |
Снежана Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (40с) |
2 |
Виктор О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (44с) |
3 |
Катя Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (55с) |
4 |
Лера С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (40с) |
5 |
Данил С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (50с) |
6 |
Максим Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (49с) |
7 |
Евгений С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (59с) |
8 |
Саша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (47с) |
9 |
Кирилл У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (56с) |
10 |
Соня К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 (59с) |
навыков младших школьников
Всем известна пословица: чистота - залог здоровья, в здоровом теле - здоровый дух.
Чтобы ребенок был всегда чистым и опрятным, нужно соблюдать следующие условия:
- Родители и другие члены семьи должны показывать пример по соблюдению правил личной гигиены.
- Воспитание гигиенических навыков нужно осуществлять каждый день(чистить зубы по утрам, умываться, мыть руки, вытираться полотенцем, есть за столом аккуратно и т.д).
- Родители должны создать для ребёнка надлежащие условия для гигиены тела(ванная комната, раковина, мыло, полотенце и т.д).
- Следует приучить детей отправляться в школу чисто и опрятно одетыми.
- Следить за частотой его комнаты и порядком на рабочем столе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе целенаправленной воспитательной работы структурированной в режим дня, освоенные гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых становится потребностью для младших школьников. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение гигиенических навыков, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы, со временем, выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть младший школьник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в младшем школьном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил гигиены и поведения.
В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания в школах. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по формированию гигиенических навыков, осуществляемые на уроках и во внеурочное время.
Во время практической работы, проведенной на базе МОУ СОШ № 4 г. Благовещенска, были сделаны следующие выводы о формировании гигиенических навыков младших школьников.
Информация о работе Изучение формирования гигиенических навыков у младших школьников