Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 14:07, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИЧИНЫ АДАПТАЦИИ 6
1.2. ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА. ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ 11
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16
1.4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Тема
Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения
Курсовая работа
Колледж №15 СПБ. 01-14
Оглавление
Актуальность работы обусловлена тем, что поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. В дошкольном учреждении малыш приобретает важный опыт самостоятельности, учится заводить друзей, получает ценные коммуникативные навыки поведения в коллективе, крайне важные для его дальнейшего развития. В то же время, адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: из привычной семейной обстановки малыш попадает в новые, незнакомые для него условия, при этом адаптация ребенка к новым социальным условиям проходит иногда весьма болезненно.
В период, когда ребенок раннего возраста впервые приходит в дошкольное учреждение, происходит ломка привычных для него форм жизни, серьезная перестройка сложившихся ранее отношений с людьми. Такая резкая смена условий жизни может сопровождаться у малыша тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на состоянии его здоровья. Для малыша, не посещавшего ранее дошкольное учреждение, непривычно все: новый распорядок дня, присутствие незнакомых взрослых и отсутствие близких людей, большое количество других детей и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Непривычная обстановка выводит малыша из равновесия и зачастую вызывает у него негативные реакции.
Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна также в связи с тем, что воспитатели не всегда готовы оказывать только поступившим в дошкольное учреждение детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Некоторые воспитатели при построении взаимоотношений с родителями испытывают трудности.
Кроме того, часть родителей недостаточно серьезно относятся к периоду адаптации малыша. Они считают этот период неизбежным или склонны приписывать все проблемы недостаткам работы воспитателей. Следует учитывать и то, что во многом именно проблемы адаптационного периода приводят к тому, что в последние годы все больше родителей ставят под сомнение ценность для малышей опыта посещения дошкольного учреждения и критически оценивают методики воспитания в дошкольных учреждениях. Такие родители уверены, что можно и дома обеспечить качественную подготовку ребенка к школе, минуя стресс и частые болезни - непременные «спутники» начала детсадовской жизни малыша. Но такое позволить могут далеко не все родители, ведь все семьи разные.
И воспитатели, и родители должны понимать, насколько сложен и ответственен период поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные последствия, хотя и не сразу бросающиеся в глаза, этот период может иметь. Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было предельно безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения и организацию работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, поиск новых подходов к адаптации детей раннего возраста.
Проблеме адаптации ребенка к детскому саду значительное внимание уделяли такие педагоги и методисты, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др. Авторы пришли к выводу, что в период адаптации важная роль отводится воспитателю, его работе с родителями ребенка.
Несмотря на достаточное количество публикаций по данной теме, проблема изучения особенностей адаптации детей к условиям дошкольного учреждения остается актуальной в современной педагогике и психологии.
Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Предмет исследования: особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель работы: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие, значение и причины адаптации детей раннего возраста.
2. Рассмотреть этапы и формы адаптационного периода; принципы и критерии успешной адаптации
3. Проанализировать организацию работы в период адаптации детей раннего возраста
4. Рассмотреть новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников, обобщение.
Понятие «адаптация» (adaptatio - приспособление, от ад- + арtus - годный, удобный) в словаре определяется как «процесс приспособления организма к условиям меняющейся внешней среды или совместному существованию» [9, с. 12].
Л.В. Белкина указывает, что термин «адаптация» означает приспособление [4, с.9]. Н.М. Аксарина определяет адаптацию, в первую очередь, как проблему медико-педагогическую. По мнению автора, решение данной проблемы требует создания ряда условий, в числе которых высокий уровень медицинского обслуживания, организация эффективного воспитательного процесса, удовлетворение потребности малышей в общении, постоянное взаимодействие родителей и специалистов, занимающихся общественным воспитанием [2, с. 32].
Адаптация в дошкольном учреждении относится к социальной, так как социальная адаптация представляет собой приспособление личности к новой социальной среде. Дошкольное учреждение для ребенка - это и есть новая социальная среда со своими законами, правилами, нормами.
Адаптация к условиям дошкольного учреждения в раннем возрасте, связанная с поступлением малыша в дошкольное учреждение, сопровождается переменой социальной ситуации развития. Дошкольнику положительный опыт адаптации в дошкольном учреждении помогает адаптироваться и в быстроизменяющемся социуме, создает для дальнейшего развития личности ребенка благоприятные предпосылки [4, с.34].
Социальная адаптация дошкольников, по мнению В.Н.Белкиной и Л.В.Белкиной, представляет собой процесс активного освоения детьми социальной среды, усвоения адекватных форм поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими и развитие самого ребенка в данной среде. Сущность адаптации состоит, таким образом, в обеспечении процесса развития личности [4, с.35].
Педагоги-практики, в их числе О. Веннецкая, Р.Кузнецова, М.Григорян, считают, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения являются:
- отсутствие в семье режима,
совпадающего с режимом дошколь
- наличие у ребенка
- неумение занять себя игрушкой,
- отсутствие элементарных
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми [7; 10].
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обусловлена тем, что с поступлением малыша в дошкольное учреждение происходит большое количество изменений в его жизни: определенный режим дня, новое помещение, в котором много неизвестного, и, соответственно, опасного, отсутствие в течение многих часов родителей, строгие требования к поведению, постоянный контакт со многими сверстниками, иной стиль общения. Все эти изменения происходят одновременно, создавая для малыша стрессовую ситуацию. Такого рода ситуация без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.
Р.Ю. Калинина отмечает, что ребенок до 2-3 лет потребности общения со сверстниками не испытывает, она пока еще просто не сформировалась. Взрослый в раннем возрасте выступает для малыша как образец для подражания, партнер по игре. Именно взрослый удовлетворяет потребность малыша в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Сверстники на данном этапе развития этого дать не могут, так как сами нуждаются в том же. Вследствие этого нормальный малыш не может быстро и быстро адаптироваться к яслям; он очень привязан к матери, поэтому ее исчезновение вызывает, как правило, бурный протест малыша, особенно если он эмоционально чувствительный, впечатлительный [15].
По мнению С.А. Козловой, дети 2-3 лет испытывают перед новыми ситуациями общения и незнакомыми людьми страхи, именно это и проявляется в яслях в полной мере. Такого рода страхи являются одной из причин сложностей в процессе адаптации малыша к яслям. Ребенок должен к новым условиям приспособиться, т.е. адаптироваться. Зачастую боязнь незнакомых людей и ситуаций в яслях является причиной того, что стресс понижает защитные силы организма, малыш становится более обидчивым, возбудимым, плаксивым, ранимым, начинает чаще болеть [16, с.69].
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
В.Н. Аванесова считает, что можно выделить три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим автором определяются группы адаптации) [2, с. 21-22].
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в дошкольное учреждение ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в дошкольное учреждение, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми [2, с. 21-22].
Конечно, каждый малыш по-разному реагирует на новую незнакомую ситуацию, тем не менее, существуют и общие черты. Так, единственные в семье дети всегда привыкают к дошкольному учреждению нелегко. Особенно, если это дети излишне опекаемые, зависимые от родителей, неуверенные в себе, привыкшие к особому вниманию. Хуже прочих чувствуют себя в дошкольном учреждении малыши с флегматическим темпераментом. Эти дети не успевают зачастую за темпом жизни, принятым в дошкольном учреждении: малыши не могут вовремя собраться на прогулку, быстро одеться, поесть. Р. Железку отмечает, что, если проблем такого ребенка воспитатель не понимает, то он начинает малыша еще больше поторапливать, эмоциональный стресс при этом действует таким образом, что малыш затормаживается еще больше, становится еще более безучастным и вялым [13, с.16].
Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей. Дети, по наблюдениям Н.Д. Ватутиной, непроизвольно перенимают отрицательные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их взаимоотношения со сверстниками. Такие дети много волнуются, ведут себя нерешительно, неуверенно, вследствие этого в группе не могут быть принятыми [6, с.36].
В целом на основании исследований А.И. Мышкиса, факторы адаптации можно условно разделить на две основные группы – факторы объективные и факторы субъективные. В первую группу автором выделены факторы, которые относятся к окружающей дошкольников среде, во вторую – факторы, которые связаны с биологическими и психологическими особенностями детей [22, с. 15].
В группу объективных факторов входят:
- факторы внешней среды (социокультурные, социально-экономические, экологические особенности региона, в котором проживает ребенок),
- педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, материально-техническая база и пр.),
- семья (жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания; характер существующих супружеских и детско-родительских отношений),
- группы сверстников (особенности группы; характер общения ребенка со сверстниками вне дошкольного учреждения).
К числу субъективных факторов относятся:
- состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности детей;
Информация о работе Изучение особенностей адаптации детей младшего дошкольного учреждения